В Подземном музее парка Зарядье 31 августа открылась выставка «Московские окна». На ней встречаются образы столицы прошлого, настоящего и будущего. Отправляемся в путешествие во времени и рассказываем, что надо посмотреть на выставке.
Серия «Кремль», которую фотограф создал в 2018 году, родилась из размышлений о том, что жители города часто не замечают красоты, которая их окружает. Но стоит только перестать спешить и обратить внимание на древние здания города, как понимаешь: невозможно не поддаться их очарованию. Все работы этого цикла созданы способом прямой печати на дереве. Причем с некоторыми досками Клавихо-Телепнев экспериментировал: сначала нагревал, а потом выносил на мороз и получал таким образом неповторимый узор.
Мастер, чьи работы, посвященные Москве, складываются в летопись города. На снимках Наума Грановского можно проследить, как менялась столица, как она, словно бы, постоянно находилась в движении. Он великолепно знал Москву: ученики фотографа вспоминали, что он был в курсе, когда и в какой район нужно ехать, чтобы поймать самый эффектный свет, и советовал никогда не спешить, продумывать кадр и только затем нажимать на кнопку. Так появлялись лаконичные выразительные фотографии, в которых отражалась жизнь столицы и горожан.
Отыскать в повседневном существовании города какую-то особую ноту, соединить вечную спешку Москвы и красоту ее районов, набережных, рек – задача, которую поставила перед собой Инна Кудрявцева. Она требовала времени и концентрации. Ей удалось увидеть поэзию там, где многие различают лишь суету.
Художница изобразила себя стоящей у окна ранним вечером, когда начинают сгущаться сумерки и неяркий зимний свет постепенно уходит, уступая место вечерней темноте. Единственным противником темноты тут выступает подсвечник в виде домика, который она держит в руках. Екатерина Гревцова написала эту картину во время карантина: отсюда и образ такого хрупкого очага, который хочется защитить, и безлюдная улица за окном.
Евгений Халдей документировал жизнь Москвы, начиная с 1936 года: снимал ее до войны и после, когда, дойдя до Берлина, вернулся домой. На его фотографиях – Парад Победы в 1945-м и туристы в мирной уже столице осматривающие Красную площадь. Атлеты на Дне физкультурника и праздничный город в день своего 800-летия. Будни коммунальной квартиры и высотка МГУ, на которую смотрят, как на чудо света. «Москва моя, ты самая любимая» – это о фотографиях Евгения Халдея.