7 декабря 2023 года в прокат выходит мультфильм «Мальчик и птица». Это главный анимационный фильм года и новая работа величайшего из ныне живущих аниматоров, лауреата почетного «Оскара» и множества других призов Хаяо Миядзаки. О нем рассказывает кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ.
Вторая мировая война. У двенадцатилетнего Махито гибнет мать (больница, где она работала, сгорает от сброшенной бомбы). Вскоре отец мальчика женится снова, на собственной свояченице. Махито вместе с отцом переезжает в поместье тети. Ему приходится привыкать к жизни в новом месте, не таком простом, как кажется на первый взгляд. Во-первых, там есть старинная полуразрушенная башня, явно таящая какие-то секреты. Во-вторых, рядом с домом водится странная, настырная цапля, будто бы преследующая Махито. Потом выяснится, что у этой цапли человеческие зубы и она умеет говорить. Она заманит мальчика в башню, утверждая, что его мать на самом деле жива и находится там. И Махито отправится в путешествие в параллельный мир. Там по морям плавает отважная капитанша — юная и бодрая версия одной из стареньких служанок тети Махито. Там обитают духи варавара — как бы эмбрионы человеческих душ, которым еще предстоит воплотиться в нашем мире. Там, наконец, живут гигантские волнистые попугайчики, которые не прочь полакомиться человечиной.
Гениальный аниматор Хаяо Миядзаки, автор «Ведьминой службы доставки», «Порко Россо», «Воздушного замка Лапута», «Принцессы Мононоке», «Унесенных призраками», «Ходячего замка», «Рыбки Поньо», торжественно объявил, что завязывает с кинематографом, в 2013 году, когда вышел его фильм «Ветер крепчает». Он добавил: «Я и раньше много раз говорил, что ухожу на пенсию. Многие из вас подумают «Ну вот, опять!» Но на этот раз я очень серьезен». И, тем не менее, долго Миядзаки на отдыхе не выдержал: в 2016-м стало известно, что он приступил к работе над новым полнометражным фильмом.
В оригинале фильм называется «Как поживаете?» (а в англоязычном мире — «Мальчик и цапля»). «Как поживаете?» — невероятно популярная в Японии книга, написанная Ёсино Гэндзабуро в 1937 году. Это история взросления 15-летнего мальчика. В мультфильме эта книга ненадолго появляется — ее читает главный герой. Определенные мотивы из повести Ёсино перекочевали в картину, однако это ни в коем случае не ее прямая экранизация. Кроме того, Миядзаки вдохновлялся «Книгой потерянных вещей» ирландского писателя Джона Конноли и «Башней призраков» Эдогавы Рампо.
Прототипом главного героя в какой-то степени стал сам Хаяо Миядзаки, хотя он значительно моложе (родился в январе 1941-го). Будучи совсем маленьким, он, тем не менее, запомнил бомбардировки, из-за которых семья (как и в фильме) переехала в провинцию. Как и отец героя, отец Миядзаки работал на военном заводе (там делали детали для самолетов). Однако его матери повезло больше, она во время войны не погибла, — в итоге дожила до 72 лет.
Согласно аниматору Тошиюки Инуэ, Миядзаки лично нарисовал 90% всего, что появляется в фильме, а остальные аниматоры набожно копировали то, что он придумал. Исключение составляет, например, Нацуко, мачеха Махито. Миядзаки, по словам Инуэ, не особо умеет рисовать взрослых женщин (в отличие от мальчиков, девочек, старушек, чудовищ и т.д.) Так что Нацуко по факту была создана Такэси Хонда, известным аниматором, которого Миядзаки привлек к работе над картиной.
Тошио Судзуки, продюсер фильма, заявил, что «Мальчик и птица», видимо, самая дорогая картина изо всех, когда-либо произведенных в Японии. Работа над фильмом заняла больше семи лет, над ним работали 60 аниматоров, рисовавших кадры вручную, и, по словам Судзуки, за месяц им удавалось сделать только одну минуту «Мальчика и птицы». (Впрочем, это, скорее всего, небольшое преувеличение. Тот же Судзуки вспомнил, что над фильмом «Мой сосед Тоторо» работали восемь аниматоров, и фильм удалось закончить за восемь месяцев). Хонда добавлял, что над первой сценой фильма — пожара в Токио — аниматоры работали на протяжении всех шести лет, что шла работа над картиной, бесконечно перерисовывая детали, внося небольшие изменения.
Тот же Тошио Судзуки рассказал журналистам, что когда Миядзаки в 2016 году возвращался к работе, им двигало желание снять фильм, посвященный собственному внуку. «Это его способ сказать: «Дедушка отправляется в следующий мир, но оставляет этот фильм».
Несмотря ни на что, Миядзаки продолжает работать. Возможно, «Мальчик и птица» будет не последним фильмом 82-летнего режиссера. Один из руководителей студии Ghibli Дзюнъити Исиока заявил: «Он сейчас работает над идеями для нового фильма. Он приходит в офис каждый день и разрабатывает идеи. На этот раз он не будет объявлять об отставке. Он продолжает работать так же, как работал всегда».