Корреспондент КП Николай ГЕРАСИМОВ вспоминает, как создавались самые популярные новогодние песенки. «В лесу родилась елочка», «Маленькой елочке холодно зимой», «Кабы не было зимы», Jingle Bells и «Новогодняя».
Самая знаменитая новогодняя песня «В лесу родилась елочка» появилась на свет еще до революции. Ее текст написала 25-летняя Раиса Кудашева (в девичестве Гедройц). В начале ХХ века она пошла работать гувернанткой в дом князя, действительного статского советника Алексея Ивановича Кудашева. Тот недавно схоронил жену и очень горевал по ней. Гувернантка очень привязалась к их сыну Алеше. А потом и князь привязался к ней — и на ней женился.
Раиса Кудашева сочиняла стихи с юности, но печатала их под псевдонимами. Рассказывают, что «В лесу родилась елочка» она написала специально для Алеши, а опубликовала в журнале «Малютка» под инициалами А.Э. Это было довольно длинное и сложно устроенное стихотворение, которое так просто не споешь.
Но несколько строчек через пару лет впечатлили Леонида Бекмана — московского агронома и музыканта-любителя. Мелодия «Елочки» родилась осенью 1905 года, во время первой русской революции, за несколько недель до декабрьского восстания в Москве. Бекман придумал ее для собственной дочки Верочки (для которой и выписывал «Малютку») — просто сымпровизировал, наиграв на рояле. По легенде, он не умел записывать музыку с помощью нотной грамоты (а на самом деле, скорее всего, просто боялся наделать при записи ошибок). Так что мелодию сохранила для вечности его жена Елена, золотая медалистка Московской консерватории.
Это была отнюдь не единственная сочиненная Бекманом песня. Вскоре вышел целый сборник, называвшийся «Верочкины песенки», где появилась и «Елочка». На обложке авторы текстов не указывались — просто было с трогательной непосредственностью написано «Слова заимствованы». Сборник выдержал четыре издания. «Елочка» пережила революцию, она исполнялась и в сталинское время (в ее тексте не было упоминаний о рождественской символике, которые в атеистическом государстве были немыслимы).
А Раиса Кудашева узнала о существовании песни случайно, через несколько лет — услышала в поезде, как «Елочку» поет какая-то маленькая девочка. Никаких претензий по поводу авторских прав она предъявлять не стала. Вообще, за ее подписью стихотворение было опубликовано лишь перед войной, в 1941 году. А слава пришла еще позже, в конце 50-х: тогда небольшую заметку о Кудашевой опубликовали в популярнейшем журнале «Огонек». Пишут, что автором статьи был Евгений Велтистов (будущий писатель, автор «Приключений Электроника»), но в журнале подписана она «Б. Алексеев». Упоминалось, что на счету Раисы Адамовны «около двухсот песенок, стихов, сказок, рассказов… Много изданий выдержала ее книжка в стихах «Бабушка-забавушка и собачка Бум». К песенке «В синем море, на просторе» музыку написал Р.М. Глиэр».
«С белоснежными волосами, приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки, — писали в «Огоньке». — В настоящее время она работает над повестью о мальчике; действие повести происходит в Великую Отечественную войну. Все детали повести обдуманы, но перенести ее на бумагу, имея восемьдесят лет за плечами, не так-то легко». (Кажется, Кудашева, скончавшаяся через шесть лет, в 1964 году, так ее и не написала).
Существуют басни, как она вступала в Союз писателей: пришла, сказала «Я автор одного известного стихотворения» — и продекламировала «Елочку», после чего была мгновенно принята и поставлена на довольствие по высшему разряду. По одной версии, она пришла к Максиму Горькому, по другой – к Александру Фадееву, по третьей – какому-то ныне забытому чиновнику (а в целом, конечно, все это очень напоминает городскую легенду).
Гнутся ветви мохнатые вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые переливом огней;
Шар за шариком прячется, а звезда за звездой,
Нити светлые катятся, словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться собрались детки тут,
И тебе, ель-красавица, свою песню поют.
Всё звенит, разрастается голосков детских хор,
И, сверкая, качается елки пышный убор.
В лесу родилась елочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: спи, елка… баю-бай!
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под елочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк рысцою пробегал!..
Веселей и дружней пойте деточки!
Склонит елка скорей свои веточки.
В них орехи блестят золоченые…
Кто тебе здесь не рад, ель зеленая?
Чу! снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, на дровнях мужичок.
Срубил он нашу елочку под самый корешок…
Теперь ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много, много радости детишкам принесла.
Веселей и дружней пойте деточки!
Склонит елка скорей свои веточки.
Выбирайте себе что понравится…
Ах, спасибо тебе, ель-красавица!
Текст написала Зинаида Александрова (1907-1983). Она автор многих детских стихов и популярных советских песен – например, «Бескозырка белая» (со знаменитой строкой «У матросов нет вопросов, у матросов нет проблем!») или «Гибель Чапаева» («Проклятая пуля догнала в воде. // «Товарищ Чапаев!» – Не видно нигде. // «Товарищ Чапаев, наш друг боевой!..» // Круги разошлись над его головой»). На этом фоне «Маленькая елочка» выглядит удивительно скромной и невинной. Судя по всему, написана она была в середине 30-х — тогда в СССР разрешили праздновать Новый год, и вернулись «рождественские» атрибуты, такие, как украшенная к празднику елка.
Песня Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина прозвучала в мультфильме «Зима в Простоквашино» (1984). Но прозвучала не полностью: один куплет выпал. Только в 90-е полный вариант записала группа «Балаган лимитед», но ее версию помнят далеко не все. Приводим этот куплет:
Кабы не было зимы, были б все в печали,
Даже лучшие умы от жары б завяли,
Hа зеленом на лужке ползали б, как крабы,
И молили о снежке, кабы, кабы, кабы.
Кстати, это далеко не единственный случай, когда тексты Энтина сокращали. Поэт очень жалел, что в мультфильм «Ну, погоди!», где прозвучала песня «Расскажи, Снегурочка, где была», не вошли такие строки:
— Ты меня, любезная, извини, и свою любовь ко мне сохрани.
— Как же не винить тебя, милый дед?! Столько зим потрачено, столько лет!
Одна из самых знаменитых американских песен, которая звучит под Рождество и Новый год по всему миру (соперничать в популярности с ней может разве что Happy Birthday To You). Как ни странно, изначально она не имела к Рождеству никакого отношения: праздник в ней даже не упоминается. Речь идет о том, как весело мчаться через снег в санях, запряженных лошадкой; слушателю предлагается взять с собой в поездку девушек и наслаждаться скоростью, пока он молод.
Песню в 1857 году написал Джеймс Лорд Пирпонт, по распространенной версии – сидя в таверне Симпсона в городке Медфорд, штат Массачусетс (да и пели ее потом какое-то время в основном в тавернах). Гонки на санях в Массачусетсе 19 века были популярной зимней забавой. В Jingle Bells имелись куплеты, которые сейчас обычно не исполняются: в них герой повествовал, как катался на санях с некоей «мисс Фанни Брайт», но лошадка попалась тощая и невезучая, споткнулась о занесенное снегом препятствие, и кавалер с девицей полетели в снег. А какой-то джентльмен, мчавшийся мимо, расхохотался над этой незадачей, и даже не остановился, чтобы помочь.
Группа «Дискотека Авария» записывала какие-то новогодние песенки еще в 90-е, когда функционировала в городе Иваново (а остальной стране была не известна). В конце 1999 года вышел альбом «Марафон», наконец-то принесший группе всероссийскую популярность, и в начало его поставили «Новогоднюю». Всем известный ныне текст был сочинен за час. А мелодия была написана Алексеем Рыжовым давно, только он не мог понять, куда ее деть (почему-то ему казалось, что это «мелодия для немецкого марша», идеальными исполнителями подобной песни стала бы популярная в 90-е группа Scooter.
Потом он шутил в интервью, что такая композиция «была бы уместна в немецком порно, с усатыми мужиками с плетками…») Записывали «Новогоднюю» в Москве, в студии «Союз», ночью: в более удобное время там писались более известные исполнители, типа Александра Маршала или Александра Розенбаума. Публика распробовала «Новогоднюю» лишь несколько месяцев спустя, причем в разгар лета: Рыжов вспоминал, как на гастролях в Одессе, несмотря на жару, публика буквально неистовствовала под строки «Я Дед Мороз, борода из ваты, я уже слегка поддатый».