Чем еще может удивить спектакль «Горе от ума»: как Чацкий бежит из Москвы по лестнице вверх

Чем еще может удивить спектакль «Горе от ума»: как Чацкий бежит из Москвы по лестнице вверх Фото: ramt.ru

 В Российском академическом молодежном театре (РАМТ) прошла премьера «Горя от ума». Чем может удивить классическое произведение в наши дни, размышляет наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.

Трудно придумать новое прочтение хрестоматийной пьесы Грибоедова, знакомой каждому, кто худо-бедно закончил восьмилетку (теперь это 9-й класс средней школы). «К вам Александр Андреич Чацкий!». Тот самый, который за словом в карман не полезет, который «Служить бы рад, прислуживаться тошно!».  Красавица Софья по-прежнему влюблена в Молчалина, и отец ее, московский барин Фамусов держит открытый дом, а князья Тугоуховские до сих пор не выдали замуж дочерей… и так далее, и тому подобное. Классика из классик, одна из главных национальных пьес. Что нового могут рассказать нам герои, чьи мысли, действия, слова и убеждения известны нам со школьной скамьи?

Однако режиссер Алексей Бородин рискнул удивить зрителей легкостью, «воздушностью» своего прочтения бессмертной комедии, про актуальность которой и говорить не приходится – на то она и классика, что написана на века.

Алексей Владимирович объяснил концепцию своего спектакля так: «Грибоедов остро написал про компанию людей, которые создают удобный им способ жизни, где все роли розданы, а приоритеты расставлены. Чацкий не готов принять такое положение вещей и потому остается один. Где он собирается найти «оскорбленному чувству уголок» — тут вопрос».

Никаких бутафорских интерьеров «в эпохе» вы не увидите. Белые колонны и арки будто бы висят в воздухе, то сближаясь, то раздвигаясь по сторонам, создавая отдельные пространства большого дома Фамусова, по которому лакей Петрушка кружится на роликовых коньках. Продуманный аскетизм плоскостей не отвлекает, а лишь подчеркивать игру актеров. 

Из предметов быта стоит карета в натуральную величину с фонарями, в кожаной обивке изнутри. С первых минут действия она как будто бы дожидается Чацкого. Мы же помним, что в финале он должен крикнуть: «Карету мне, карету!..»  Но до финала еще далеко.

Карета — это сценическая метафора, обозначающая не то «телегу жизни», где время гонит лошадей, как у Пушкина. Не то волшебный портал, через который появляются действующие лица и таким же образом покидают сцену. Карета — главный элемент сценического пространства,  сочиненного художником Станиславом Бенедиктовым и художником по свету Нареком Туманяном.  Это пространство захватит не только сцену, но и зрительный зал до самой ложи.

Именно в ложе появляется Чацкий (актер Максим Керин). Оттуда он спускается в дом Фамусова по лестнице-трапу.  На нем пальто-шинель, обут он в берцы. Костюм не исторический, но дорожный: «Чуть свет уж на ногах!». Главный посыл спектакля — это «Горе от ума» 200 лет спустя (через три года будем праздновать юбилей). Чацкий-Керин — современный молодой человек, который в московской светской тусовке оказался лишним, чужим и оттого беззащитным, несмотря на его насмешливость и острый ум. Он не столько обличитель, хотя поинтересоваться «А судьи кто?» – не преминет, сколько слегка дезориентированный в пространстве юноша.

Актер Алексей Веселкин настолько обаятелен, неглуп, моложав и точен в роли Фамусова, что никаких вопросов к нему нет. Мужчина во цвете лет. Он «бодр и свеж», хотя и «дожил до седин».  В малиновом пиджаке он похож не то на успешного бизнесмена, не то на телеведущего и шоумена. Он полон сил и желаний, проворно обнимает Лизу, не сильно гневается на Чацкого, который ему вовсе не чужд. Возможно, и сам в молодости был либералом. Но давно уже понял в жизни толк и не ищет перемен. Даже в финале он как будто только для виду отправляет дочь «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», так и не разоблачив до конца ее шашни с Молчалиным. Вообще это такая любовно-семейная история московской высшего общества, не привязанная ко времени.

Горничная Лиза (Дарья Семенова) не менее значимая героиня, чем Софья (Ирина Таранник). И уж точно куда колоритней своей хозяйки. Лиза принимает знаки внимания Фамусова, она вскружила голову Молчалину, хотя сама будто бы страстно влюблена в буфетчика Петрушу. На ее фоне Софья выглядит сдержанно и бледно, даже странно, что при таком вялом темпераменте она сумела влюбиться в Молчалина. Тот в исполнении  Даниила Шперлинга — смазливый, двуличный карьерист, каким и должен быть по роли.

В новом спектакле РАМТа достаточно заметных актерских работ. Хороша колоритнейшая, грубоватая московская барыня Хлестова (ее играют в очередь Нина Дворжецкая и Елена Галибина). Немногословен, но ярок князь Тугоуховский (Алексей Маслов), традиционно есть фактура и громогласность в Скалозубе (Александр Рагулин). Весь актерский ансамбль в этом спектакле очень хорош.

Как известно, Чацкому в конце пьесы должны подать карету: «В Москву я больше не ездок»… Но в РАМТе вопреки классическому финалу он не садится в карету, хотя, как мы уже сказали, она дожидается его с первых минут действия. Он своевольно покидает дом Фамусова и Москву тем же способом, что и появляется в начале — по белой лестнице, ведущей вверх.

Расскажите об этом друзьям!