Спектакль «Между делом»: Евгений Гришковец рассказал, как сложно вести себя достойно

Спектакль «Между делом»: Евгений Гришковец рассказал, как сложно вести себя достойно Фото: Екатерина Цветкова

18 и 19 февраля 2021 года драматург и режиссер из Калининграда представит на сцене московского Театра им.Пушкина свой новый спектакль «Между делом». О чем постановка и кому она понравится, рассказывает наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.

Это не моноспектакль — жанр, к которому привыкли поклонники Гришковца. Он давно уже не работает на сцене в одиночку. Почти документальную драму «Между делом» Гришковец написал год назад, в феврале 2020 года. У героев этой истории есть реальные прототипы. Нетрудно догадаться, что прототипом писателя Леонида Весневича (его в очередь играют Александр Арсентьев и Алексей Агранович) вероятней всего является сам Гришковец. В прологе, который не имеет отношения к самому действию, но довольно точное характеризует главного героя, писатель Весневич дает интервью начинающей  журналистке. В нем легко угадываются привычки и манера самого Гришковца. Тот же снисходительный тон: что-то не клеится наше интервью, может, на этом закончим? И «скромное» признание: я черпаю свои темы только из жизни. Хвала Гришковцу, самоирония – вещь полезная.

Кто-то посоветовал ему прийти с новой пьесой в Театр Пушкина, мол, там для неё лучшая труппа. «И, действительно, артисты отнеслись к пьесе с большим вниманием, откликнулись на те непростые темы, о которых сегодня важно, но очень трудно говорить», — признается Гришковец. Хотя пьеса, в сущности, простая.

Современный модный писатель Леонид Весневич, примерно одного возраста с Гришковцом, хлопочет о 22-летней художнице Зинаиде Серебровой, у которой, по его мнению, «огромный потенциал». Она пишет картины в стиле граффити в забытом богом городе Барабинске.

Выставку граффити организовать сложно: для этого нужно выломать стену с рисунками и притащить ее в галерею. Еще сложнее, оказалось, привезти саму художницу. Зинаида сидит в тюрьме по тяжелой статье — незаконное приобретение, хранение и изготовление наркотиков. Но для Весневича – это не преграда.

Зинаида – его наваждение, идея фикс. Он назначил себя ответственным за ее талант. Таланту надо открывать дорогу, организовывать выставки, писать про него статьи. Но главное – вытащить Зинаиду из тюрьмы. Писатель носится со своей сверхидеей по разным инстанциям. Директора Центра современного искусства (актриса Александра Урсуляк) просит поддержать Зинаиду хорошей рецензией. Двух генералов, милицейского и прокурорского (Сергей Ланбамин и Владимир Майзингер), просит выпустить художницу на свободу. Генералы крутят пальцем у виска и думают о Весневиче разное… В основном: что ему от Зинаиды надо? Может, внебрачная дочка или любовница… А если ни то ни другое, правильней всего про Зинаиду забыть. Жена Весневича тоже в замешательстве: ее муж летает к молодой зэчке в Барыбинск, это где-то между Новосибирском и Омском. Тратит драгоценное время и деньги вместо того, чтобы заняться делом: сесть за новый роман или хотя бы отмазать собственного сына от армии.

«Это история — о попытке совершить благородный поступок в современном мире, вести себя достойно. В пьесе нет плохих людей, нет отрицательных персонажей, у всех своя правда – и свои слабости. Мы знаем много случаев, когда хорошему человеку бывает очень трудно выстроить отношения с другим хорошим человеком», — резюмирует Гришковец.

В процессе спасения Зинаиды от тюрьмы, мы узнаем мнение Весневича-Гришковца по разным вопросам. Например, что современное искусство — это высшая форма жульничества в буржуазном государстве. Что власть любит общество писателей и режиссеров даже, если не читает их книжки и не ходит на их спектакли. Пригласить писателя в баню — все равно что позвать скомороха на ярмарку, и смех, и грех… 

Действия в спектакле почти нет, в основном разговоры и статичные мизансцены. Все-таки отголоски излюбленного жанра Гришковца one man show еще сильны.

Сценограф Николай Симонов создал очень ясную декорацию. Рабочие сцены несколько раз меняют реквизит: обычные столы, стулья, стремянку, расстилают красную ковровую дорожку. Однако предметный минимализм с легкой руки Николая Симонова волшебно перемещает писателя Весневича и зрителей вместе с ним из галереи современного искусства в генеральский кабинет. Из кабинета — в баню. Оттуда – в квартиру Весневича, потом – в тюрьму, где происходит его свидание с Зинаидой. И там между делом заходит разговор не только про талант и свободу творчества, но и про Лолиту Набокова, про любовь немолодого литератора к юной девочке. Вот и думай теперь про что сочинил свою «почти документальную драму» Гришковец: то ли все-таки о месте «благородного поступка в современном обществе». То ли о любви…

В спектакле «Между делом» два актерских состава, и оба хороши. Помимо упомянутых Алексея Аграновича, Александра Арсентьева, Владимира Майзингера, Александры Урсуляк, Сергея Ланбамина, в новой постановке Театра им. Пушкина заняты: Таисия Вилкова, Елизавета Кононова, Ирина Бякова, Владимир Большов, Сергей Миллер, Александр Анисимов и другие замечательные актеры.

Расскажите об этом друзьям!