4 сентября 2025 года в Театре Эстрады в Москве состоялся закрытый показ долгожданной премьеры сезона – мюзикла «Вальс-бостон», в основу которого легли культовые композиции Александра Розенбаума.
Закрытый показ собрал более 950 зрителей. Александр Розенбаум сегодня является народным исполнителем, его песни, созданные на стыке шансона, эстрадной музыки и авторской песни, слушают не только представители старшего поколения, но и молодые люди. Почти каждый 20-30-летний хоть раз слышал «Ау», «Казачья», «Есаул молоденький» и, конечно же, «Вальс-бостон». Все песни Розенбаума отличаются особой лёгкостью и душевностью, а авторские тексты нельзя назвать бессмысленным дополнением к музыке и голосу (как часто бывает сегодня) — это настоящая поэзия улиц со своим метафорическим миром.
Режиссер Михаил Миронов взял за основу 22 ключевые композиции Розенбаума. Все они стали иллюстрацией одной жизни. Так постановщик хотел показать не только глубину песен, но и их художественное многообразие.
Погружение начинается сразу после третьего звонка — зрители оказываются в полной темноте, а живой оркестр из 24 инструментов, барабанов и перкуссии продолжительно наигрывает узнаваемые мотивы.
С первых же звуков музыки зрители переносятся в роковой день жизни студента-медика Кости. Он помог банде, но та его предала.
После того как Костя (или Ромаш) зашил раненого вора, он влился в банду и наивно начал считать бандитов своими друзьями. Новые знакомства в криминальном мире приносят Ромашу любовь всей его жизни — Дину, хотя до диплома ему остался всего один экзамен. Частые гулянки и нахлынувшее чувство свободы не дают ему прийти в институт. Не по своей воле оказавшись замешанным в крупном ограблении, Костя переселяется на Колыму, и дальше жизнь закручивает и без того непростой сюжет всё забористее. Раскрывать его полностью не станем, дабы не испортить впечатление.
Стоит отметить сложную задачу режиссёра: придать телесность вездесущему персонажу песен Розенбаума, найти его лирического героя, кочующего из композиции в композицию. Поэтому юноша Ромаш, с одной стороны, схож с автором: он медик, интеллигент, самоотвержен и романтичен. С другой — в нём много от того народного персонажа Розенбаума: он так же наивен, робок и одновременно дерзок, так же без вины загнан в рамки неволи — тюрьмы, по сути, созданной им самим.
Драматург мог бы развить более оптимистичный сюжет, но, следуя традициям русской классики, создатели мюзикла намеренно поместили героя в сложные обстоятельства. Так они создали собирательный образ, созвучный лирике Розенбаума. Многие сюжетные повороты очень неестественны и происходят из-за глупого случая. Но раз подобное не редко может происходить в реальной жизни, то почему такому не случаться и на сцене.
Талантливое исполнение песен Розенбаума сопровождает каждый важный момент в спектакле – будь то эмоциональный взлет или внезапное изменение обстоятельств.
Гармонично звучащие в формате мюзикла, композиции обретают новое звучание благодаря тщательной музыкальной обработке, выполненной Евгением Заготом (композитором мюзикла «Шахматы»).
Наиболее ярким фрагментом и даже находкой стало хоровое девичье исполнение «Есаула молоденького», искусно переложенного на народный лад.
Серьезная роль в постановке отведена сценографии, которой занимался Максим Обрезков. Благодаря красочным проекциям на подвижных экранах и мобильным декорациям, пространство сцены мгновенно преображалось, воссоздавая атмосферу квартиры, пивной или тюремного лагеря.
Вообще вся постановка насыщена энергией и цепляющими деталями. Динамичные танцы, выразительное пение, драматичный сюжет и, самое яркое, аутентичные костюмы, созданные дизайнером Машей Даниловой.
Примечательно, что на кастинг мюзикла пробовались более 800 артистов. В итоге был сформирован не один, а три актёрских состава, в которые вошли 46 артистов из ведущих московских театров и более 40 музыкантов живого оркестра. В главной роли основного состава блистает Александр Яцко, чьё вокальное исполнение безупречно. Его голос, кстати, имеет заметное сходство с голосом самого Розенбаума, что придаёт постановке особую атмосферу и глубину.
Тем не менее, на сцене всё же ощущается отсутствие фигуры самого Александра Яковлевича. Его личное участие, безусловно, стало бы кульминационным моментом и сделало мюзикл ещё ярче. При этом мы понимаем: художественное произведение должно существовать отдельно от автора. Однако уникальный феномен Розенбаума — это магическое единство его хриплого голоса, музыки и поэзии. Передать это со сцены силами другого артиста невозможно. Его песни, став частью этого высокопрофессионального спектакля, лишь подтверждают свой народный статус, обретая новую жизнь в качественной театральной постановке.