12 октября 2023 года в Москве на сцене открытого театрального пространства «Арт-платформа» состоялся премьерный показ спектакля «Онегин в кино». Ожидал ли Пушкин, что его роман в стихах может быть прочтен таким необычным образом? Ожидал ли современный зритель увидеть в 21-ом веке текст классика настолько многогранным и более чем живым? Наш театральный обозреватель Рената Белялова поделилась впечатлениями в рецензии на спектакль «Онегин в кино» в театральном пространстве «Арт-платформа».
Евгений Онегин — это персонаж, который свойственен любому времени, нашему в том числе. Пушкинскую тему ни раз использовали в фильмах и спектаклях, перекладывая ее на современный лад. Но вместе с этим осовременивался и внешний облик героя. И гениальный текст русского классика заменялся мелодраматической прозой, превращая историю в сериал для домохозяек. Желая избежать именно этого уничижения великого произведения великого поэта, режиссер Степан Азарян создал нечто новое и необычное, соединив текст Пушкина и классический фрак Онегина с современной реальностью, выразив сюжет через единство театра и кино. Кино — это иллюзия. Театр — это психологизм. «Евгений Онегин» — по словам В.Г. Белинского — «энциклопедия русской души», души мечтающей и чувствующей, следовательно показать её можно только объединив театр и кино.
Режиссёр и автор идеи Степан Азарян, исполнивший и роль самого Онегина, создал на сцене удивительную композицию мобильных декораций, зелёного фона хромакея-циклорамы и большого экрана, на котором в реальном времени транслируется действие актеров, перенесенных в атмосферу различных жанров кино. Важно ещё то, что текст спектакля полностью состоит из стихов пушкинского произведения.
Начинается спектакль с любительской съёмки утра Евгения. Живущий в обычной питерской квартире 21-ого века, но всегда в костюме 19-ого столетия, выражающийся только текстом пушкинского «романа в стихах», он действует совершенно привычно нам. Произнося стихи, как свою обыденную речь, Онегин, разбуженный абсолютно современной Татьяной, берет в руки смартфон и говорит: «Три дома на вечер зовут». А Татьяна, выступая одновременно и в роли автора, ввергая зрительский зал в хохот таким непривычным форматом общения, спокойно отвечает: «Куда ж поскачет мой проказник? С кого начнет он?». И тут начинается приключение: Онегин во фраке и в цилиндре прогуливается по Питеру нашего времени, танцует на Дворцовой площади с аниматорами в исторических костюмах, за деньги фотографируется с туристами и смущает случайных прохожих пафосными обращениями. Можно сказать — городской сумасшедший, но зато какой обаятельный и реальный. Вечером Евгений отправляется с Татьяной в клуб — современные балы. Знакомится там с Ленским, напивается. После чего уставшая Татьяна привозит его домой и бросает, оставляя ключи от квартиры на тумбочке. И с этого момента начинается тяжёлый пьяный сон Онегина — сам спектакль.
Пушкинская история поделена на несколько фрагментов, выполненных в различных кинематографических жанрах. Так, приглашение Ленского отправиться вместе с ним к сестрам Лариным транслируется на экране в виде ситкома. Офисные декорации, Онегин — несговорчивый босс, Ленский — неопытный помощник-лузер, постоянный закадровый смех погружают в зарождающийся в пьяной, спящей голове героя психоделический ужас. Встреча с сестрами продолжает сериальный вид.
Влюбленность Татьяны — уже мюзикл в народном стиле. Дуэль Ленского и Онегина — снята и сыграна в атмосфере «Джеймса Бонда». Письмо Лариной к Онегину поставлено, как ужасы в жанре «Пилы» — девушку поглощает тьма и Евгений куклой Билли приближается, как неизбежное унижение её чести. Спектакль также составляет вестерн, американский детектив, киберпанк, нуар и даже «Звездные войны» и «Титаник» — оплакивание Ольгой Ленского. И каждый фрагмент выполнен в своём особом неповторимом стиле, погружая зрителей всё глубже и глубже во внутреннее самокопание Онегина, заново открывающего для себя Татьяну. Но вот сон обрывается и герой оказывается один в своей квартире. Опять любительская съёмка показывает, как помятый Евгений заваривает себе Доширак, обливая кипятком пол, и срывается в Москву, чтобы вернуть свою сбежавшую возлюбленную.
Спектакль «Онегин в кино» — это путешествие в подсознательный мир человека — пушкинского, современного, любого. Это нужно видеть и слышать самому, наблюдая то за выразительной игрой актеров на сцене, то за их параллельным воплощением на экране, тем самым заново открывая для себя роман Пушкина, видя в нём уже не скучную школьную программу, классику, но бессмертную галерею чувств и переживаний, являющих собой основу современных кинематографических историй.
В спектакле играют актеры разных театров: театр «Современник» — Степан Азарян (Евгений Онегин) и Анастасия Кутявина (Ольга Ларина), МХТ им. Чехова, Театр-студия п/р О. Табакова — Эдуард Кашпоров (Владимир Ленский), Государственный академический театр Веры Комиссаржевской — Екатерина Панасюк (Татьяна Ларина).