Рецензия на спектакль «Горе от ума. Открытая репетиция» (2025) в театре «Сфера»: ответ на вызов сегодняшнего дня

Рецензия на спектакль «Горе от ума. Открытая репетиция» (2025) в театре «Сфера»: ответ на вызов сегодняшнего дня Спектакль «Горе от ума. Открытая репетиция» в театре «Сфера». Фото: Рената Белялова

26 сентября 2025 года в театре «Сфера» в Москве состоялась премьера спектакля «Горе от ума. Открытая репетиция».  Художественный руководитель театра Александр Коршунов, выступивший в роли режиссёра, подчеркнул, что площадка впервые обращается к тексту Александра Грибоедова. И это не случайно: пьеса «Горе от ума», созданная двести лет назад, и сегодня звучит поразительно современно. 

Спектакль «Горе от ума. Открытая репетиция» в театре «Сфера». Фото: Рената Белялова

Спектакль «Открытая репетиция» — не просто очередная постановка, а смелый эксперимент, цель которого — заглянуть за кулисы классики, чтобы найти ответы на вызовы сегодняшнего дня. Именно поэтому театральная команда поставила перед собой задачу вновь привлечь внимание зрителей к знакомому со школьной скамьи произведению и раскрыть те тайны, которые Грибоедов искусно зашифровал в своём тексте. А секретов там немало.

Основной загадкой Александр Коршунов назвал заголовок пьесы: человеческий ум, всегда высоко ценившийся и бывший во все времена не таким уж частым даром, стал источником горя для его обладателя. Поэтому в премьерной постановке режиссёр серьёзнее исследует текст, отказываясь от всего лишнего и используя только гениальные стихи, актёрское мастерство и минимум декораций.

Спектакль «Горе от ума. Открытая репетиция» в театре «Сфера». Фото: Рената Белялова

Стоит обратить внимание, что название спектакля не просто «Горе от ума». Коршунов дополняет его, выбирая особую форму постановки: «Открытая репетиция», , которая отсылает к этапу читки, где каждый актер не только знакомится с текстом, но и пытается сжиться с ролью, оправдать своего героя и понять его мировоззрение. На этом и сделан основной акцент. 

Заглянуть за кулисы театрального процесса позволяет лишь несколько приемов: обращение режиссёра, благословляющего артистов на игру перед началом спектакля и после антракта. Минимализм в использовании декораций и непосредственная близость зрителя к актёрам, являющаяся отличительной чертой театра «Сфера», позволяет увидеть живых героев Грибоедова. И даже больше — пообщаться с ними и взять соленый корнишон из креманки полковника Скалозуба, ведь спектакль наполнен иммерсивными взаимодействиями. Таким образом создаётся мир, где нет места ни малейшей фальшивой интонации. 

Спектакль «Горе от ума. Открытая репетиция» в театре «Сфера». Фото: Рената Белялова

Каждый актёр глубоко погружен в свою роль. Даже в сценах с большим числом действующих лиц, персонажи, ожидающие своей реплики, продолжают жить на сцене, а не замирают с томным взглядом. За каждым интересно наблюдать, читать в их лицах только им принадлежащие переживания. Все это уже воспринимается как объёмный, дышащий организм, который всматривается в зрителей множеством своих глаз и даёт пищу для размышлений.

Спектакль «Горе от ума. Открытая репетиция» в театре «Сфера». Фото: Рената Белялова

Нельзя сказать, что всем знакомая пьеса в этом спектакле звучит как-то иначе, но в ней, безусловно, присутствует новое дыхание. Проникновенное и бойкое проживание стихов Грибоедова позволяет по-новому взглянуть на его героев. И начинаешь лучше понимать треволнения Фамусова, желающего выдать единственную дочь за достойного жениха. Чувствуешь обиду Софьи на пропадавшего три года Чацкого, вдруг приехавшего и верящего, что чувства её к нему не остыли. Ощущаешь её болезненную любовь к Молчалину, в котором юная девушка видела идеал возлюбленного, умеющего слушать и быть рядом, что является полной противоположностью характера Чацкого. Но мы знаем, что Молчалин поступал так, потому что следовал практической мудрости: хитрил и прислуживался перед старшими чинами. Он нарочно влюблял в себя Софью, чтобы стать ближе к начальству в лице её отца. Молчалин не обладал теми знаниями, которые были у Чацкого, но он умел слышать людей и знать, кому что нужно, и, осознавая выгоду, исполнять их желания. А правдивый, решительный и учёный Чацкий напрочь лишён эмоционального интеллекта, что даёт ему свободу в смелых поступках и резких высказываниях, разоблачающих и оскорбляющих окружающих его людей. Избыток ума перекрыл душевное в Чацком и тем самым навлёк на юношу «горе».

Спектакль «Горе от ума. Открытая репетиция» в театре «Сфера». Фото: Рената Белялова

Самым трогательным и вызывающим наибольшее сочувствие персонажем стала Софья, роль которой исполнила обаятельная Екатерина Богданова. Актриса создаёт образ Софьи — не просто наивной барышни, а сложной и противоречивой натуры, мечущейся между долгом и чувством. В её глазах одновременно и обида на Чацкого, и болезненная страсть к Молчалину, и зарождающееся разочарование в окружающем мире.

Разноплановая игра Екатерины завораживает и пророчит актрисе большое театральное будущее.

Также неотразим был в роли Фамусова народный артист России Дмитрий Ячевский. Он рассказал: «Фамусов мне нравится своей непосредственностью, своей упёртостью, своей любовью к дочери и своим несокрушимым желанием сделать её счастливой так, как он это видит. Возможно, он ошибается, но он любит дочь и хочет устроить её жизнь, вот и всё».

Спектакль «Горе от ума. Открытая репетиция» в театре «Сфера». Фото: Рената Белялова

Дмитрий Ячевский играет Фамусова не как карикатурного самодура, а как человека, искренне любящего свою дочь и стремящегося к её счастью, пусть и понимает это счастье по-своему. В каждом его жесте, в каждой интонации сквозит не только самодовольство, но и отцовская тревога. Фамусов Ячевского получился куда добрее и искреннее, чем мы привыкли его видеть на страницах пьесы. Но кто знает, может быть, именно таким его и задумывал Грибоедов.

Особенно запомнился харизматичный Скалозуб в исполнении Александра Пацевича. Его брутальный вид и заразительный хохот, сотрясавший стены театра, превращали полковника не просто в комического персонажа, а в символ грубой силы и ограниченности мышления.

В спектакле также сыграли артисты: Алёна Киселёва (служанка Лиза), Илья Ковалёв (Молчалин), Никита Спиридонов (Чацкий), Нелли Шмелёва (Наталья Дмитриевна), Павел Степанов (её муж), заслуженный артист России Вадим Борисов (Князь Тугоуховский), заслуженный артист России Олег Алексеенко (Загорецкий) и другие.

И, конечно, особую атмосферу спектаклю придала музыка Михаила Глинки в исполнении Петра Аверина. Живые звуки рояля перенесли зрителей в XIX век, позволив ещё глубже прочувствовать трагедию ума и столкновение эпох.

Расскажите об этом друзьям!