Рецензия на спектакль «Иван Васильевич» в Театре сатиры

Рецензия на спектакль «Иван Васильевич» в Театре сатиры Cпектакль «Иван Васильевич» в Театре сатиры. Фото: satire.ru

Свой сотый сезон Театр Сатиры открыл премьерой по пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова «Иван Васильевич». Театральный обозреватель КП Оксана Фомина вдохновилась путешествием во времени, танцами и отменным сценическим юмором, своими впечатлениями она делится в рецензии на постановку Сергея Газарова.

История постановок

Можно сказать, историческая справедливость восторжествовала. Эту пьесу, ставшую известной каждому жителю нашей страны благодаря комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), Михаил Афанасьевич писал специально для Театра Сатиры. В 1935-м труппа театра даже приступил к постановке, но премьеры не случилось. Генеральная репетиция, состоявшаяся в 1936-м в присутствии партийных бонз, оказалась последней: спектакль запретили. После этого пьеса оказалась в забвении. При жизни Булгакова ее больше не печатали. Вновь произведение увидело свет лишь почти через три десятка лет, в 1965-м.

В 2023-м режиссер Сергей Газаров поставил знаменитую пьесу. Конечно, задача перед ним стояла сложная: сюжет у всех на слуху, шутки из фильма стали народными, сравнение неизбежно. Но, кажется, коллективу театра удалось создать свое оригинальное произведение, максимально приблизившись к тексту Булгакова.

Сюжет

Дело происходит, как и в пьесе, во времена НЭПа. Актриса немого кино Зиночка, отчаянно жестикулируя и принимая эффектные позы, (кстати, многие актеры постановки пересматривали немое кино, чтобы точно поймать нужную «интонацию своих ролей), сообщает изобретателю Тимофееву, что полюбила другого. Но научный гений занят созданием чудо-машины, благодаря которой станут возможны путешествия во времени. Нечаянно он отправит управдома Буншу во времена Ивана Грозного, а царь, в свою очередь, окажется, в начале ХХ века. Зрителей ждет настоящая феерия — много головокружительных танцев, песен.

Спектакль «Иван Васильевич». Фото: предоставлено Театром Сатиры

На сцене расположены две комнаты. Первая, плотно утрамбованная антикварной мебелью, принадлежит Антону Семеновичу Шпаку, сотруднику отдела международных перевозок. Вторая — очень попроще, с гигантским необычным аппаратом — инженеру Тимофееву. Для спектакля придумали и создали отличные декорации. Кажется, что на самом деле переносишься во времени. Московская коммуналка мгновенно превращается в роскошные царские покои.

Cпектакль «Иван Васильевич» в Театре Сатиры. Фото: satire.ru

Художником-постановщиком спектакля выступил народный художник России Владимир Арефьев. Особый восторг вызывает машина времени — гигантский шар, в котором причудливо отражается действительность. Именно в этот шар смотрится для наведения красоты жена управдома Бунши Ульяна Андреевна, бабенка разбитная, явно положившая взгляд на инженера. В постановке вообще будет немало режиссерских ходов, которые удивят и заставят смеяться. Чего стоит банкет в царских хоромах и плясовая царицы с ее «фрейлинами». Такого отрыва сцена Театра сатиры точно еще не видела.

Актеры и роли

В этом спектакле отличный кастинг. Каждый актер — поразительно точное попадание в образ. Буншу и Грозного сыграл народный артист России, безупречный Юрий Васильев, изобретателя Тимофеева — Антон Булгак и Илья Малаков. В Зиночку перевоплощаются мультижанровые актрисы Майя Горбань и Александра Мареева.

Спектакль «Иван Васильевич» в Театре Сатиры. Фото: satire.ru

Жену Бунши, Ульяну Андреевну, играют обладающие ярким комедийным талантом Лиана Ермакова и Ксения Худоба. Жоржа Милославского, он помимо фокусов с перемещением предметов и ценностей, показывает еще и цирковые фокусы и садится на шпагат, — Артем Минин. Режиссера Якина — Андрей Зенин и Федор Лавров, а Шпака — худрук театра Сергей Газаров. В роли Царицы зрители увидят Надежду Филиппову и Екатерину Хлыстову.

Cпектакль «Иван Васильевич» в Театре Сатиры. Фото: satire.ru

Отдельно в титры программы вынесены гусляры. Эта слепая троица — Александр Багрянцев, Юрий Воробьев и Петр Ступин, добавляет особую изюминку в сцену царского пира. То же можно сказать и о шведской делегации. Изысканные от макушки до пят, одним своим появлением во главе с Иваном Михайловским они вызывают смех в зале.

Cпектакль «Иван Васильевич» в Театре Сатиры. Фото: satire.ru

Шуба на царское плечо

Удивительно точные, подробные костюмы героям постановки придумала Мария Боровская. И кафтаны челяди, и царские наряды, и роскошные туалеты кинодивы Зинаиды Михайловны, а широкие костюмы Шпака хочется разглядывать до бесконечности. В них прекрасно все: дорогие ткани, вышивка, затейливые пуговички. Сцена переодевания царя Иоанна Васильевича из царского в цивильное вызовет восхищение. Царь снимает шубу, кушак, потом верхнюю рубаху, оказывается в кольчуге.

Cпектакль «Иван Васильевич» в Театре Сатиры. Фото: предоставлено Театром сатиры

Музыку специально для спектакля написал современный композитор Алексей Айги. Кроме его сочинений в постановке использованы фрагменты народных песен «Дубинушка», «Ой ты, степь широкая», а также мелодии Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Дунаевского, Массне, Римского-Корсакова, Свиридова, Соловьёва-Седого, Чайковского и других композиторов. Несмотря на обилие мелодий разных стилей и эпох, получилось вовсе не пестрое лоскутное одеяло, а вполне цельное музыкальное оформление.

Спектакль «Иван Васильевич» в постановке Сергея Газарова — это яркая история с масштабными декорациями, костюмами былой эпохи и булгаковским текстом, которые перенесут зрителя в 30-е годы прошлого столетия и в русское Средневековье. Пьеса была написана 90 лет назад Михаилом Булгаковым специально для театра, однако никогда не воплощалась на сцене. Несмотря на столь серьезную неудачу, текст был разобран на цитаты и стал частью русского культурного кода.

  • Когда: 29 и 30 сентября, 14 и 29 октября, 12 и 25 ноября 2023 года
  • Где: Театр Сатиры, Триумфальная площадь, 2
  • Цена билетов: от 600 до 8000 рублей.
Расскажите об этом друзьям!