Спектакль «Боже мой!» (2025) в «Театре города М». Фото: предоставлено театром
25 октября 2025 года в независимом «Театре города М» в Москве состоялась премьера спектакля по пьесе израильской писательницы Анат Гов «Боже мой!». Постановка балансирует на грани психологического триллера и философской притчи, ставя перед зрителем вечные вопросы веры, морали и человеческого существования. О постановке рассказывает театральный обозреватель КП Рената Белялова.
Сегодня, в мире развлекательного театра, особенно приятно встретить интеллектуальную постановку, основанную на качественной литературе. Такой выбор во многих случаях становится для театра спасительным кругом.
Пьеса Анат Гов «Боже мой!», с её глубоким психологизмом и философской проблематикой, не нуждается в масштабных декорациях, чтобы донести до зрителя силу авторского слова. Напротив, минималистичное оформление сцены позволяет сосредоточить внимание на актёрах, которым предстоит стать единственным рупором открывающегося художественного мира.
Но это произведение хочется не только смотреть, но и читать, возвращаясь к его страницам снова и снова. Поэтому команде «Театра города М» предстояло создать иллюзию чтения — камерное сценическое пространство обустроено так, чтобы зрители почувствовали себя заглянувшими в квартиру практикующего психолога и матери-одиночки Элла, живущей в изнывающем от жары Израиле. Важная деталь: единственный сын Элла, шестнадцатилетний юноша, страдает тяжёлой формой аутизма. Он всё время остаётся за кадром, но трагедия воспитания больного ребёнка постоянно напоминает о себе — то перебивающим героиню мультфильмом, то неуклюжей картинкой в разбитой рамке, брошенной из-за кулис.
И вот к уставшей женщине записывается таинственный посетитель. Уже через несколько минут зрители начинают догадываться о его происхождении. Это господин Б. — Бог. Клиент, остро нуждающийся в помощи, приходит к психологу лишь с одной просьбой: он хочет умереть. А для того чтобы Бог умер, необходимо, чтобы на земле не осталось ни одного человека, верящего в него.
Элла, едва удерживающая себя в здравом рассудке, опираясь на библейские трактовки, проводит всесторонний анализ «биографии» столь необычного пациента. Она находит переломный момент в его жизни и ставит диагноз: господин Б. тяжело болен. 2025 лет назад он добровольно лишил себя своей могущественной силы, чтобы не причинять несчастья людям, которые его любят. Ведь человек, бывший для Бога единственным другом, предал его — и с тех пор всесильный Творец остался одиноким и не знавшим любви.
Образ центрального персонажа в пьесе Анат Гов, созданной с элементами профессионального психоанализа, отличается глубиной и убедительностью. Бог предстаёт перед зрителем в человеческом облике, подвергаясь разбору на универсальные категории человеческих чувств. Если человек сотворён по образу и подобию Божьему, то и Бог, по логике автора, способен испытывать те же страдания и эмоции, что и человек.
Поразительно, как последовательно одна идея вытекает из другой: обида на Адама, выбравшего общество женщины, а не «грандиозного Художника», породила обиду на всё человечество. Отсутствие братской любви вызвало у Бога зависть к дружбе братьев и сестёр. Сея между ними вражду, он впервые обрушился на Каина и Авеля. Началом же «болезни» стало, как часто бывает у людей, разочарование в близких — в праведном Иове, пожелавшем умереть после осознания истинного лица своего Творца.
Пьеса изобилует отсылками к Священному Писанию, пробуждая в зрителе желание вчитаться глубже, оспорить или, напротив, восхититься отдельными трактовками. Однако спектакль — это не просто сеанс психотерапии, где Элла выступает врачом, а Бог — пациентом. Это сложный, двусторонний процесс, где Бог становится активным участником и раскрывает перед Элла её собственные душевные раны — первую критику, неверие, попытку суицида, боль материнства и одиночества.
Порой возникает ощущение, что господин Б. намеренно провоцирует героиню, словно ему доставляет удовольствие притворяться больным, оставаясь непостижимым и загадочным — ведь на то он и Бог.
И здесь возникает главный парадокс спектакля: атеистка Элла, анализируя «болезнь» Бога, заставляет его поверить в себя, а Бог, возможно лишь притворяясь больным, помогает Элла обрести уверенность и принять себя. Когда сеанс психотерапии завершается и господин Б. покидает квартиру женщины, вопрос о том, кто же был пациентом, а кто психологом, остаётся открытым, оставляя зрителя в благословенном недоумении.
Финал спектакля окутан атмосферой неоднозначности: то ли господин Б. действительно переосмыслил своё бытие, то ли лишь подтвердил искусно разыгранную игру. Как бы то ни было, после этого необычного сеанса долгожданный дождь проливается на иссушённый Израиль, неся надежду на обновление. И тогда немой сын Эллы произносит своё первое слово — «вода».
Камерная сценография с двумя креслами, рабочим столом, заваленным книгами, и застеклённым выходом на увитый зеленью балкон создаёт особую атмосферу доверия и сосредоточенности, позволяя полностью погрузиться в сложный и многогранный мир пьесы Анат Гов. Эта интимность делает зрителя не просто наблюдателем, а соучастником напряжённого психологического поединка.
В спектакле, как и положено жанру психологического драма-сеанса, задействованы всего два актёра. Роль Элла исполнила обаятельная Анастасия Штромвассер, а господина Б. — гармоничный Александр Чураев. Артисты точно передали внутренние состояния своих героев — усталость, страх, желание смерти и стремление к воскрешению. Пытаясь исцелить друг друга, они потрясают сознание зрителей, превращая их в пациентов двух мастеров одновременно.
Анастасия Штромвассер убедительно воплотила образ разочарованной, но сильной женщины, борющейся за себя и своего ребёнка. Её Элла — не просто психолог, а человек, переживающий глубокий внутренний кризис. Александр Чураев создал сложный, противоречивый образ Бога — мудрого, уставшего, но в то же время наивного, почти детского. Его игра отличает редкая психологическая точность и внутренний такт.
«Боже мой!» — спектакль, который хочется пересматривать, открывая всё новые грани глубокого текста, атмосферной сценографии и вдохновенной актёрской игры. Постановка деликатно затрагивает сложные вопросы веры и человеческого существования, не предлагая готовых ответов, а создавая пространство внутреннего диалога между человеком и Богом.
Покидая зал, каждый зритель волен решить сам: приходил ли к Элла господин Б., или же она лишь прикоснулась к вечному и непостижимому присутствию Бога, живущему в каждом из нас.