Спектакль «Цветы для Элджернона. 30 лет спустя». Фото: Александр Авилов/АГН Москва
Этой осенью Театр Модерн Москвы представил зрителям одну из своих значимых премьер — спектакль «Цветы для Элджернона. 30 лет спустя» в постановке художественного руководителя театра Юрия Грымова. Эта работа стала авторским размышлением Грымова о том, как мог бы развиваться сюжет культового романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Напомним, книга написана в форме дневника юноши с умственной отсталостью, участвующего в эксперименте по повышению интеллектуальных способностей — эксперименте, сделавшем из него гения, а затем обратившем весь прогресс вспять.
История Киза уже в 2013 году была поставлена Юрием Грымовым на сцене РАМТа. Тот спектакль идёт по сей день, вызывая неизменный интерес зрителей, высоко оценивающих почти библейский сюжет человеческих отношений. Премьера в Театре Модерн стала своеобразным празднованием юбилея книги. Грымов возвращает любимых персонажей в родные стены, ведь сам роман был написан в 1966 году (а события в нём происходят в 1956-м).
Теперь Юрий Грымов ставит перед собой иную задачу — дописать книгу, стать её соавтором, поделиться собственными размышлениями и по-азимовски пофантазировать «что, если», объединив на одной сцене несколько совершенно разных историй. Стоит обратить внимание на подзаголовок спектакля: «30 лет спустя». Создатели уточняют, что действие разворачивается через три десятилетия после событий, описанных у Киза. Простая арифметика (1956 + 30) приводит нас к 1986 году. Однако на сцене зрители видят почти современную реальность — интернет, соцсети, новые технологии. Почему режиссёр выбирает именно такой временной промежуток — остаётся открытым вопросом.
Если говорить о перекличках с другими произведениями, можно с уверенностью сказать: именно эта сеть отсылок и формирует основу новой постановки. Грымов объединяет под названием одного романа Киза сразу два текста писателя: «Цветы для Элджернона» и документальную книгу «Таинственная история Билли Миллигана» о человеке с диагнозом «множественная личность». Такое решение — сложная техническая и актёрская задача, реализовать которую можно лишь необычным, авторским способом. Подобные экспериментальные методы давно стали визитной карточкой Юрия Грымова.
С первых минут зрители погружаются в мир театрального абсурда: музыка (традиционно важная часть постановок Грымова), декорации, костюмы и манера актёрской игры создают яркое, порой хаотичное пространство. Каждая деталь одновременно важна и сбивает с толку, вводя зрителя в состояние лёгкого беспокойства. Уже в самом начале прожектора, которыми управляют огромные мыши, слепят зрителей. Первый акт завершается эффектным полётом гигантского шара над залом, а во втором акте декорации достигают пика фантастического абсурда: снег падает под кваканье лягушек, а героиня размазывает красную помаду по лицу партнёра — как символ крови, гибели и перерождения.
Кроме того, зрители замечают в стене фойе небольшую норку, из которой выглядывает механический мышонок, оглядывающий любопытных гостей. Символическая мышь выступает здесь как созидатель, первый подопытный, наблюдающий за тем, к чему привели эксперименты. Однако самого Элджернона поклонники книги, увы, не увидят. Грымов создаёт неожиданный, местами скандальный и эффектный мир, традиционно выходя за рамки сцены и вовлекая в действие даже пространство дальше зрительного зала.
Необычное спектакль-шоу (а это именно шоу — с ростовыми куклами и активным взаимодействием со зрителями) начинается с пробуждения Чарли, пролежавшего без сознания 30 лет и вернувшегося в совершенно новый мир в теле 55-летнего мужчины. Когда-то любимая им девушка теперь замужем за одним из врачей, заботливая нянечка давно похоронена, а мир изменился до неузнаваемости: все книги сожжены, упоминать о них запрещено — явная отсылка к «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. На самом деле Чарли не спал все эти годы: он обретал сознание множества личностей внутри себя, и главной из них стал обаятельный, умный и харизматичный Билли.
За тридцать лет наука продвинулась настолько, что доктора Барт и Штраус — те самые учёные, проводившие эксперимент в книге — создали особый нейроприбор. Вживлённый в мозг, он может менять уровень IQ человека и, по сути, «включать» ту или иную личность. Изначальная же идея учёных состояла в том, чтобы поднять интеллект подопытного до уровня Христа. Этот замысел и есть чистый Грымов: поиск и столкновение Христа и Антихриста — тема, проходящая через многие постановки Модерна (включая одноимённую трилогию).
Пересказать сюжет спектакля практически невозможно: он существует не в плоскости событий, а в плоскости идей, эмоций и ассоциаций. Из абстрактных образов складывается фантастическое будущее, к которому могут привести столь привычные нам сегодня эксперименты, когда искусственное сознание стремится подчинить живое и вытеснить подлинное «я». Спектакль настолько авторский, что к нему невозможно подготовиться заранее: даже прочтение книги даст лишь частичное представление. Герои постарели, реальность изменилась, а сумасшедшие учёные пытаются покорить человеческое сознание и искусственно вывести Христа — создавая в итоге его антипод, злого гения своего абсурдного времени.
В спектакле «Цветы для Элджернона. 30 лет спустя» задействован великолепный актерский состав: Александр Сериков (Чарли), Людмила Погорелова (Алиса), Константин Конушкин (Барт), Александр Борисов (Штраус), Надежда Меньшова (Фэй) и другие.
После показа Юрий Грымов объявил, что через несколько месяцев выйдет следующий спектакль — «Цветы для Элджернона. 31 год спустя». Так что зрители Театра Модерн смогут продолжить погружение в настоящий театральный сериал.