В марте 2024 года в театре «Модерн» в Москве состоялась премьера спектакля «Вероника решает…». Художественный руководитель Юрий Грымов адаптировал роман Пауло Коэльо для современного российского зрителя. Результат получившегося прочтения самого продаваемого в мире автора увидела театральный обозреватель КП-Афиши Рената Белялова, которая поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Вероника решает».
Одновременно самой большой ошибкой и самой удачной идеей станет прочтение романа Пауло Коэльо до просмотра спектакля. Однако, не стоит идти на постановку сразу после знакомства с книгой, желая там увидеть известные события, ведь нельзя забывать, что премьеру даёт Модерн — театр со своим особенным взглядом.
Переварив однажды прочитанное произведение, нужно как можно тщательнее отстраниться от него и отдаться воле сцены, рождающей на первый взгляд совсем новый, необычный мир. От Коэльо Грымов взял только психушку и имена героев, усложняя и обогащая их историю собственными жизненными переживаниями и современными мыслями. Юрий Грымов рассказал, что поставил спектакль больше для себя и о себе, сумев отказаться от изучения быта психиатрических клиник. Ведь это было бы уже подражание и искусственное затягивание свободного воображения в некие рамки, а это губительно для художника.
Если же снова говорить о важности или бессмысленности прочтения книги ради спектакля, то стоит заметить, что вся постановка полностью построена на символике, полунамёках и отсылках, которые трудно интерпретировать не читавшему бестселлер зрителю. Но стоит ли это всё понимать так, как написал Коэльо? Приходя в театр к Юрию Грымову, человек словно оказывается у психолога. Каждый смотрит «свой» спектакль под призмой накопленного жизненного опыта. Премьера «Вероника решает…» есть тому самый лучший пример. Поэтому, с другой стороны, книгу лучше даже не вспоминать и совершенно не сравнивать со спектаклем — они оба об одном, но разными словами.
Весь спектакль от начала до конца есть одно большое режиссерское решение. Героиня Пауло Коэльо Вероника кончает жизнь самоубийством — это и становится отправной точкой действия. И всё начинается с необычного: героиня просыпается в ванной, украшенной египетскими орнаментами, встречает бога солнца Ра и бога луны и мудрости. Они являются как символы рождения и смерти, приветствующие самоубийцу, оказавшуюся в дурдоме. Но ладно, если бы её просто откачали после употребления четырех пачек сильного снотворного. Её сердце не выдержало такой нагрузки и повредилось. Девушке осталось жить семь дней.
Не оставил без внимание способ появления богов — они катались на электронных инвалидных креслах. Так же на этих креслах в дальнейшем мы увидим призраков, наставляющих героев с того света. Можно предположить, что коляски — это и есть психическая болезнь персонажей, визуально отделившаяся от них и мучающая. Все обитатели дома скорби наделены своими яркими образами. Тщательно продуманные и восхитительные наряды художника по костюмам Ирэны Белоусовой подчёркивают индивидуальность каждого пациента. А первое платье Вероники, только оказавшейся в больнице, очень напоминает платье Алисы из «Страны чудес», ведь героини во многом похожи и так же, отыскивая смысл жизни, обесценивая его, оказываются в так называемой «стране чудес», где у каждого в голове свои райские картинки.
Герой Александра Борисова всегда ходил с магнитофоном. И с его смертью закончилась и музыка, как символ умолкающей мелодии жизни. Особое внимание к себе притянул необычный наряд Мари в исполнении Марии Орловой. Красивое пышное платье венчал необычный, скрывающий лицо головной убор — шляпа-абажур с горящей внутри лампой. Мари — излечившийся пациент или, если сказать иначе, она сумасшедшая, осознавшая присутствие безумия в каждом. И потому эта лампа, как озарение и просветление, показывает нам ту героиню, что сможет покинуть психушку.
После антракта сцена обретает зеркальный вид — всё, что было на полу в первом акте, во втором зрители видят на потолке и наоборот. Так ванна и спящий в кресле папа римский оказываются над головами героев, живущих среди потолочных вентиляторов.
Достаточно откровенные и эмоциональные сцены, присутствующие в книге, завуалированно переданы Грымовым через художественные способности шизофреника Эдуарда, роль которого исполнил молодой актёр Лев Смирнов. Он рисовал глубокие переживания Вероники, изображая случившийся с ней сердечный приступ картиной Мунка «Крик». Написанная им обнаженная девушка родилась от впечатлений, возникших между молодыми людьми откровений и привязанности. Картины появлялись особым образом: на середину сцены выкатывали большой экран и проецировали как штрих за штрихом из хаоса проявляется смысл. Это соответствует тому, как в шизофреническом мире Эдуарда случаются проблески сознания.
Главной особенностью премьеры «Вероника решает…», как и большинства спектаклей Юрия Грымова, является невероятная музыкальная составляющая постановки. Мировые хиты стали неотъемлемой частью душевного состояния психбольных. Музыка представлена как отдельный персонаж, как опора, как философия. Зрителей также порадовало и живое исполнение, ведь героиня Пауло Коэльо Вероника — пианистка, связывающая свой мир, мир лунной ночи и жителей дурдома мелодиями. Актриса Анастасия Сычева очень чувственно сыграла на фортепиано «Лунную сонату» Бетховена, погрузив зал в бессознательный быт «лунатиков».
В спектакле «Вероника решает…» всё обыденное и привычное подвергается сомнению и, на первый взгляд, самое понятное и простое вдруг переходит в разряд абсурда. И главный врач Доктор Игорь, и боги, и пациенты переживают сложный процесс самоисследования, анализируя своё внутреннее сумасшествие: «Ах, если бы все могли познать и пережить свое внутреннее безумие! Стал бы мир хуже? Нет, люди стали бы справедливее и счастливее». В этом и заключается смысл постановки и книги — жизнь прекрасна, какой бы тяжёлой она не была. Это осознать трудно, но необходимо. Юрий Грымов поставил трагичный, но жизнеутверждающий сон, случившийся под впечатлением от книги.
В спектакле задействован интересный актерский состав, частью которого стали приглашенные актеры — заслуженный артист России Дмитрий Бозин в роли Ра и Жанна Чирва в роли Зедки. Остальные роли глубоко прожили и исполнили: Анастасия Сычева (Вероника), Лев Смирнов (Эдуард), Роман Зубрилин (Доктор Игорь), Мария Орлова (Мари), заслуженная артистка России Любовь Новак (Стелла, мать Эдуарда), заслуженный артист России Леонид Трегуб (Альберт, отец Эдуарда)