26 октября 2023 года в Москве театр «Школа современной пьесы» презентовал спектакль Дмитрия Астрахана и Ильи Макарова — «Тетка Чарлея». На сцене «Эрмитаж» была разыграна всеми любимая по фильму «Здравствуйте, я ваша тетя!» история английского драматурга Брэндона Томаса про нравы викторианской эпохи, где девушки до свадьбы не могли оставаться на едине с юношами. Театральный обозреватель КП-Афиши Рената Белялова побывала на премьере и поделилась своими впечатления в рецензии на спектакль «Тетка Чарлея» в «Школе современной пьесы».
Занавес открывается и первым делом зрителей встречают удивительные декорации сада, который то превращается в усадебные комнаты, то расцветает пышными розами.
Перед посещением спектакля, естественно, вспоминаешь известный фильм и появляются различные страхи — разочарования, ведь на сцене сложно переплюнуть советский кинематограф, увидеть современное прочтение или задремать под слишком классическую строгость постановки. Но создатели спектакля постарались сотворить что-то абсолютно новое и одновременно с тем такое близкое и хорошо знакомое. Постепенно перестаешь сравнивать спектакль с фильмом и погружаешься в атмосферу авантюрного приключения, сохраняющую и передающую лёгкость и уют советской картины. Но при этом переведены акценты и созданы новые образы героев.
Так основной задачей Ивана Мамонова стало испытание — переиграть Александра Калягина, исполнившего в фильме роль Бабса Баберлей, и не менее обаятельно сыграть подставную тётку Чарлея.
Кто бы мог подумать, что из Ивана получится такая милая тетушка. Она тоже кокетлива и озорна, но менее фальшива: не было того резкого изменения голоса и особенно жеманных движений. Она всегда была Бабс (тот, кого видят зрители, но не замечают персонажи). Мамонов создал более трагического героя, чьё лицо мы изучаем сразу и постепенно понимаем откуда он черпал вдохновение.
Роль Донны Люции Д’альвадорес сыграла особенно важная актриса, осуществившая преемственность этой пьесы, переходящей от фильма к спектаклю, — Татьяна Веденеева. В телевизионной картине она сыграла воспитанницу тёти, а теперь исполнила роль самой миллионерши из Бразилии. Как в фильме, так и в спектакле персонажи её не отличались особой многословностью, но Татьяна и в двадцать два, и в семьдесят лет — неотразима и трогательна. У нее чудесный внешний вид, а ее движения элегантны, одним появлением на сцене она обращает на себя всё внимание, а актерская игра переходит в разряд мимики и жестов.
Отбросив заразительную манеру советских киноактеров, артисты театра Александр Сеппиус (Джек Чесней), Никита Плахотнюк (Чарли Вейкэм), Екатерина Листцына (Китти) и Ольга Грудяева (Энни) живо и современно сыграли влюбленных, страдающих от душевного томления и тяжёлых нравов эпохи, способных ради счастья пойти на любые хитрости.
Также этот спектакль стал вызовом и для Вадима Колганова (Полковник Сэр Френсис Чеснэй), Анатолия Шалухина (слуга Брассет) и Александра Овчинникова (дядюшка Стефан Спетлайг), взявшихся соперничать с манерными и великими Казаковым, Гафтом и Джигарханяном. Было видно, как актеры старательно копируют черты кинообразов, сглаживая их особо выразительные повадки и словечки. И это хорошо. Неприятно было бы видеть на этом месте абсолютно нового персонажа. А такой, уже знакомый, но другой, с оригинальной изюминкой, герой располагает и позволяет без лишнего анализа и претензий к изменениям насладиться английским юмором.
Весь спектакль «Тетка Чарлея» проходил под аккомпанемент живого оркестра, расположившегося в нише стены зрительного зала. Музыка флейт и клавишных не выделяется, но поддерживает действия, подчеркивая суть каждого героя и трагикомедийный настрой всего спектакля.
«Тетка Чарлея» — уютный спектакль для всей семьи и любителей хорошо посмеяться. Несмотря на то, что постановка идёт почти три часа, динамичное действие не дает заскучать. Каждые полчаса происходит изменение декораций, радующих зрителей всё больше приобретаемой торжественностью. Подаренную спектаклем улыбку трудно будет согнать с лица, ведь атмосферу любимого фильма театру передать несомненно удалось.