Авто текста Анастасия ПЛЕШАКОВА
В Театре «Практика» вышел спектакль «Поле» по прозе Ченгиза Айтматова. В новой постановке режиссера Марины Брусникиной заняты семь актрис: Паулина Андреева, Александра Урсуляк, Марина Петренко, Виктория Корлякова, Яна Гладких, Нина Гусева, Анна Зайкова. Все они, не прибегая к пластическому гриму, без внешних вычурных затей играют одну героиню — крестьянку Толгонай в разные периоды ее жизни: от юности до глубокой старости. По ходу дела одна актриса отбирает роль у другой, используя свои психологические «инструменты», технику и темпоритм. Создается объемный образ.
Начало истории Толгонай совпало с началом ХХ века. Социальные катаклизмы вмешались в патриархальную жизнь киргизского села. Хотя место действия не так уж и важно. Девичьи грезы, первая любовь и тихие семейные радости, казалось бы, это незыблемо. Но пришла война… Погибают и любимый муж, и трое сыновей, которыми можно только гордиться.
Сюжет о простых и искренних людях, переживших войну, великие потери и горе, в общем-то сложен для восприятия. Но задача режиссера была не в показе безысходности, а в том, чтобы не дать нам забыть, что жизнь прекрасна даже в минуты отчаяния. В конце пути невестка Толгонай подарила ей внука, хоть и не родного по крови, но спасительно любимого. Поле – синонима жизни. Вот уж где слова — жизнь прожить не поле перейти — получают убедительную ясность.
Режиссер Марина Брусникина давно и успешно работает с современной прозой. Литературный театр, баланс между актерством и повествованием, приоритет текста над игрой здесь закреплен своими правилами. Играют Айтматова на почти пустой сцене, в простых черных одеждах, без запоминающихся мизансцен, не рвут сердце нарочитой эмоциональностью. Но при этом ни на минуту не отвлечься, не заскучать, не оторвать глаз от актрис на сцене.
Экзистенциальное существование между безнадежной чернотой и лучиком света в финале вызывает сильнейшие эмоции в зале. Зрители достают носовые платки и утирают слезы. Коллективный катарсис переживает и зал, и актрисы на сцене. И у них тоже не по сценарию текут слезы.
Ну а само поле пестрых, полевых цветов «соткано» на потолке. «Это круг, водоворот, воронка, — поясняет идею Брусникина. — Есть конкретные места в тексте, когда героиня видит в небе дорогу соломщика, и это ее мечта. Тут можно и другие символы считывать».