Паулина Андреева и Александра Урсуляк сыграли крестьянку Толгонай в разные периоды ее жизни

Паулина Андреева и Александра Урсуляк сыграли крестьянку Толгонай в разные периоды ее жизни Фото: Екатерина Цветкова

Авто текста Анастасия ПЛЕШАКОВА

В Театре «Практика» вышел спектакль «Поле» по прозе Ченгиза Айтматова. В новой постановке режиссера Марины Брусникиной заняты семь актрис: Паулина Андреева, Александра Урсуляк, Марина Петренко, Виктория Корлякова, Яна Гладких, Нина Гусева, Анна Зайкова. Все они, не прибегая к пластическому гриму, без внешних вычурных затей играют одну героиню — крестьянку Толгонай в разные периоды ее жизни: от юности до глубокой старости. По ходу дела одна актриса отбирает роль у другой, используя свои психологические «инструменты», технику и темпоритм. Создается объемный образ.

Начало истории Толгонай совпало с началом ХХ века.  Социальные катаклизмы вмешались в патриархальную жизнь киргизского села. Хотя место действия не так уж и важно. Девичьи грезы, первая любовь и тихие семейные радости, казалось бы, это незыблемо. Но пришла война… Погибают и любимый муж, и трое сыновей, которыми можно только гордиться.

Сюжет о простых и искренних людях, переживших войну, великие потери и горе, в общем-то сложен для восприятия. Но задача режиссера была не в показе безысходности, а в том, чтобы не дать нам забыть, что жизнь прекрасна даже в минуты отчаяния. В конце пути невестка Толгонай подарила ей внука, хоть и не родного по крови, но спасительно любимого. Поле – синонима жизни. Вот уж где слова — жизнь прожить не поле перейти — получают убедительную ясность.

Режиссер Марина Брусникина давно и успешно работает с современной прозой. Литературный театр, баланс между актерством и повествованием, приоритет текста над игрой здесь закреплен своими правилами. Играют Айтматова на почти пустой сцене, в простых черных одеждах, без запоминающихся мизансцен, не рвут сердце нарочитой эмоциональностью. Но при этом ни на минуту не отвлечься, не заскучать, не оторвать глаз от актрис на сцене.

Фото: Екатерина Цветкова

Экзистенциальное существование между безнадежной чернотой и лучиком света в финале вызывает сильнейшие эмоции в зале. Зрители достают носовые платки и утирают слезы. Коллективный катарсис переживает и зал, и актрисы на сцене. И у них тоже не по сценарию текут слезы.

Ну а само поле пестрых, полевых цветов «соткано» на потолке. «Это круг, водоворот, воронка, — поясняет идею Брусникина. — Есть конкретные места в тексте, когда героиня видит в небе дорогу соломщика, и это ее мечта. Тут можно и другие символы считывать».

Расскажите об этом друзьям!