Рецензия на спектакль «Однажды» (2024) в Театре на Трубной: чем хороша постановка об истории любви Даниила Хармса и Марины Дурново

Рецензия на спектакль «Однажды» (2024) в Театре на Трубной: чем хороша постановка об истории любви Даниила Хармса и Марины Дурново Спектакль «Однажды» в Театре на Трубной. Фото: Рената Белялова

12 марта 2024 года в Театре на Трубной в Москве прошла премьера спектакля «Однажды», создателями которого стали актеры Роза Хайруллина, Юлия Галкина и Евгений Козлов. Положив в основу спектакля пьесу Александра Углова «Интервью» и дополнив её своим собственным взглядом, режиссёры, они же по совместительству артисты, вышли на сцену и за час сумели во всевозможных красках рассказать историю отношений Даниила Хармса и Марины Дурново.

Сюжет

В спектакле задействовано три героя: журналистка, пожилая Марина Дурново и дух Хармса. Журналистка (её играет Юлия Галкина) была представлена в образе девушки будущего. Как увидим дальше — девушки вневременной. Футуристичная причёска, яркий наряд, искаженный компьютерный голос — это уже абсолютно новый человек и, как можно предположить, озабоченный совершенно новыми проблемами и переживаниями.

Спектакль «Однажды» в Театре на Трубной. Фото: Рената Белялова

Но лишь внешний облик отличает её от обычной женщины наших дней. Она так же работает, волнуется, так же заявляет мужу, что уходит от него, потому что устала готовить, убирать и потакать каждому капризу его и ребенка. И вообще он заглядывается на других. И эта неожиданно земная женщина, постепенно отвлекаясь от звонков назойливого мужа, начинает, в стиле Хармса, рассказывать про икринку Марину и головастика Даниила, однажды встретившихся в одном водоеме на новогодней вечеринке и полюбивших друг друга. И тут возникает перекличка будущего и прошлого, связывающихся простой темой женского счастья, такого одинакового во все времена.

Спектакль «Однажды» в Театре на Трубной. Фото: Рената Белялова

Режиссерское решение

Пространство сценического действия с помощью световой игры делится на два мира — мир журналистки, говорящей со зрителями, и квартиры Дурново, в которой ждут приезда интервьюера престарелая вдова Хармса и дух поэта — воспоминание, вдруг нагрянувшее к женщине.

Спектакль «Однажды» в Театре на Трубной. Фото: Рената Белялова

Дурново, героиня Розы Хайруллиной, как бы перед грядущей беседой освежает в памяти основные периоды своей жизни с Хармсом, всё больше погружаясь в былые дни. Каждое её воспоминание имеет как будто нарочно возвышенный характер, речь литератора составляют фразы из его произведений, а сама Марина желает найти из всех всплывающих в памяти слов мужа лишь одно — признание в любви. Их встреча в новогоднюю ночь, страсть, его многочисленные измены, остывшие чувства, дружба, арест и скорая смерть Хармса были живо переданы актерами с помощью литературы, танца и песни.

Спектакль «Однажды» в Театре на Трубной. Фото: Рената Белялова

Литература в этом случае является объединяющим элементом — некоторые вызывающие стихи Хармса были положены на заразительные современные мелодии. А необычные танцы — лучший способ проиллюстрировать поиск новых форм, являющийся основой в творческом процессе поэта. В спектакле используется много фрагментов из прозы и поэзии Хармса. И, как следствие, необычный текст требует необычного воплощения. Для этого создатели спектакля, действующие в должном абсурдном ключе, сделали большую опору на игру теней, то и дело перемещая настольные лампы, тем самым меняя акценты.

Спектакль «Однажды» в Театре на Трубной. Фото: Рената Белялова

Интересным решением стало появление двери на заднем плане сцены, за которой скрывался длинный, полный тумана и света коридор. Этот коридор вобрал в себя многие символические отсылки, становясь то образом перерождения, то разногласия супругов, то их неизвестным будущим, то конечным жизненным путём.

Спектакль «Однажды» в Театре на Трубной. Фото: Рената Белялова

Актеры и роли

Актрисой, предавшей этому спектаклю свою особенную неповторимость, стала манерная Роза Хайруллина. В её исполнении поначалу уставшая девяностолетняя вдова поэта в одно мгновение превращается в женственную, изящную и обаятельную девушку, хотя никакого грима или новой одежды на актрисе не появляется. В сценах танца Роза показала себя как невероятно гуттаперчевую и чувственную женщину. Наблюдая за её игрой в то же время поражаешься и её ежесекундной концентрации и схваченности — мелодия, движение партнёра, интонация собеседника, расположение рук, направление света и зрительских глаз — словно всё находится в её власти.

Интересно также участие в спектакле актера Евгения Козлова. Интересным оно является потому, что он также задействован в поставленном полностью по пьесе Углова в этом же театре год назад спектакле «Интервью». Что, впрочем, говорит о том, что роль воспоминания о Хармсе в его исполнении несомненно заслуживает внимания. Дерзкий, откровенный, импозантный, он полностью сливается со своим персонажем, с его текстом, песней. И благодаря игре таких сильных актеров попадаешь в чувственный и надморальный мир любви двух людей, вечно молодых и вечно хранящих страстное и откровенное в угасающей памяти престарелой женщины.

Спектакль «Однажды» в Театре на Трубной. Фото: Рената Белялова

Премьера «Однажды» — запоминающийся спектакль, наполняющий озорством и свободой хармсовского слова. Гармония яркой поэзии, музыки, танца и интимной недосказанности создают спектакль, к которому хочется возвращаться, обдумывая и наполняясь жизнью. За такое короткое для постановки время — всего час — зрители с головой погружаются в удивительный мир авторского прочтения истории нежных, но противоречивых отношений Даниила Хармса и Марины Дурново.

Билеты и цены

Цены билетов на спектакль «Однажды» в театре На Трубной в Москве в 2024 году от 900 до 9900 рублей.

Расскажите об этом друзьям!