На Основной сцене театра «Современник» вышла премьера спектакля «Интуиция» по одноимённому тексту Александра Цыпкина. О постановке рассказывает наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.
Художественный руководитель постановки «Интуиция» — Константин Хабенский, режиссёр — Данил Чащин, художник — Николай Симонов. Обширный состав исполнителей: в двух составах почти тридцать артистов, включая Алёну Бабенко, Людмилу Крылову, Владислава Ветрова, Ивана Стебунова, Александра Хованского.
Три года назад Хабенский и Цыпкин задумали этот проект. На сцену в порядке не вполне живой очереди выходят персонажи, которые только что умерли. Они ошарашены этой новостью — ух ты, так внезапно и на тот свет. Их монологи – это крик души о своём последнем дне. Крик души и отчаяние, что не успел совершить что-то «важное». Например, забрать любимое платье из химчистки или снять носки перед тем как умереть во время секса с любовницей… Пустяк, мелочь, которая заной болит в душе и не дает ей отлететь тихо и радостно. Таких неспокойных душ тринадцать. У каждой своя история о последних часах перед смертью. 13 нелепых, смешных, трагикомичных монологов, которые подслушивают две сущности, пускай это ангелы: Инструктор (Алёна Бабенко/ Елена Козина) и Стажер (Артем Дубра/ Константин Мирошников). Они встречают вновь прибывших в неком распределительном пункте, допустим, это чистилище.
Один герой умер, когда спешил к жене в роддом. Сперва он спьяну на машине сбил собаку, после чего цепь случайностей завязалась в такой тугой узел, что он сам оказался жертвой ДТП: его жена сообщила, что он, чудила, не только к ней на роды не успел, но и на зачатие ребенка тоже не успел… Горе-отец (его играет в разных составах Иван Стебунов и Илья Древнов) врезался в столб, и его душа отлетела к ангелам. После него в «распределительном пункте» объявилась девица — жертва пластической хирургии. Мечтала удивить мужа пышными формами и умерла на операционном столе, когда ей вставляли грудные импланты. Несчастный случай один на миллион. Еще был студент-отличник, он умер от передоза. Была 97-летняя бабушка, она преставилась от старости, но жить ей все равно хотелось… Ну и дальше по списку — каждый о своём.
И теперь Стажёр должен решить, кому из 13 душ дать шанс вернуться назад на один день, чтобы исправить, завершить незаконченное. Возможно, во время этого путешествия счастливчик услышит голос интуиции, почувствует некое предзнаменование и повернет судьбу… как знать. Надо дать шанс исправиться.
После спектакля у зрителей тоже появляется шанс проявить сострадание и сочувствие к одному из 13. И дать ему шанс прожить последний день заново. Нужно лишь отдать свой голос (голосование — на сайте «Современника» и в фойе театра) за того, кому сочувствуешь больше. Вот такое театральное социологическое исследование, кто из героев заслуживает прощения.
Сопереживание – качество, сегодня особенно необходимое. Хочешь не хочешь, а задумаешься и о бренности бытия, и о собственной интуиции… Но, как сказала моя соседка в зрительном зале: она пришла посмотреть что-то духоподъемное, а тут 13 покойников рассказывают свои печальные истории. И всюду смерть. Наверное, это интересный творческий поиск для актёров, для режиссера, но в нашей жизни и так немало страдания, а хочется капельку радости и надежды.
Кстати, в день показа спектакля 3 марта в московских театрах отменили QR-коды. Теперь они не нужны (масочный режим сохраняется). Хоть что-то из позитивного.