Для первой премьеры сезона 2022-2023 театр Сатиры выбрал спектакль «Этот ребенок» по пьесе современного французского драматурга Жоэль Помра. В свое время Помра побеседовал с весьма небогатыми женщинами и написал пьесу, которая напоминает зарисовки из жизни. Пьеса без особого сюжета, без морали и без цели. Рассказывает обозреватель КП Инга БРУДЕР.
В Сатире ее без изменений перенес на сцену режиссер Никита Кобелев. Получившийся спектакль напоминает подглядывание в бинокль за окнами, где происходят скандалы. Смотреть в окна, где ничего не происходит не интересно. А тут всплеск эмоций! Беременная женщина с надрывом говорит, что хочет родить ребенка, что это очень важно для нее. Вот он появится на свет, и тогда она «всем докажет».
Раз, переводим бинокль – перед нами отец и дочь. Он пытается завязать с ней разговор, но что-то не клеится: у воскресного папы с чадом слишком мало точек соприкосновения. Девочка говорит, что не скучает и скучать не будет, если они больше не увидятся; Шокирует ли это? Нет. Это ведь закономерно в такой ситуации.
Опять переход… Шахтер, еле передвигающийся по квартире с палкой, сообщает соцработнику, что он мечтает вновь вернуться в шахту. Его сын откровенно смеется над этим. Соцработник пытается его урезонить. Едва отпрыск уходит, отец признается, то вечерами тот его колотит.
Снова переход. Пьяная мать с бокалом виски зовет сына. Тот спешит в школу, боясь опоздать. А скорее – опасаясь пьяных разговоров с мамашей. Но нет, мать начинает твердить, что он ее не любит, не понимает, а она для него все… Такой шаблон, который обязателен для каждого плохого сериала.
И такой вот набор банальностей зритель видит в 8 новеллах из 10. Интрига, накал страстей и удивление есть, пожалуй, только в двух зарисовках. Одна рассказывает о страшном случае на опознании мертвого подростка, куда пришли две матери-подруги. Тут, конечно, тоже догадываешься, чем все закончится, но смотришь, словно зачарованный до конца, затаив дыхание. Другая новелла о том, как молодая мать решает подарить ребенка соседям, которые «явно любят детей». Все остальное напоминает скорее случайно подсмотренные скандалы, от которых хочется немедленно укрыться и удалиться. Главный вопрос: зачем это все? Какой вывод и какие эмоции? И как все это развидеть?
Вот что вызывает неподдельный интерес – так это декорации и костюмы героев. Первые напоминают об исчезнувшем шведском магазине, вторые поражают сложными сочетаниями, которые хочется бесконечно разглядывать. Чего не скажешь о спектакле. «Этот ребенок», увы, оказался мертворожденным…