Романс о влюбленных, разлученных эмиграцией: о чем спектакль «Морковь, селедка и другие фрукты»

Романс о влюбленных, разлученных эмиграцией: о чем спектакль «Морковь, селедка и другие фрукты» Спектакль «Морковь, селедка и другие фрукты». Фото: Соня Павлова

Почему одни уехали, а другие остались? В театре «Пространство внутри» прошла премьера спектакля «Морковь, селедка и другие фрукты» по пьесе, которая написана по реалиям XX века, вновь ставшим актуальными. О постановке рассказывает театральный обозреватель Соня ПАВЛОВА.

На сцене разбиваются четыре сердца: «Я люблю тебя, но мы расстаемся, потому что я…». В одном случае русская, в другом — еврейка, в третьем – немец… Двадцатидвухлетний Бетховен отвергнут Рахелью, несмотря на то, что любовь сильна и взаимна – это было два века назад. Но мало что изменилось. Вот современные парень и девушка — их чувства обречены по той же причине.  Две истории на сцене, а за ними – тысячи разбитых сердец, миллионы уехавших.

Эмиграционная волна 70-х, 80-х, 90-х, 2000-х – в течение всего действия мы слышим монологи тех, кто решил уехать, рассказы о том, как именно и по какой причине это произошло.  Почему влюбленные расстаются, ведь любовь – это глубоко личное. Причем здесь, казалось бы, национальность, патриотизм?..

Спектакль «Морковь, селедка и другие фрукты». Фото: Соня Павлова

— Что значит: еврей, русский, татарин, немец или француз? —  задается вопросом автор пьесы и режиссер-постановщик Григорий Каковкин. – Мой спектакль о принадлежности к народу, к стране – не в географическом, а в духовном плане. Он о том, как по-разному люди чувствуют это, чего им стоят их убеждения и готовы ли они платить.

В словаре понятие «Ро́дина» дано однозначно и просто — «страна, в которой человек родился и гражданином которой является». В жизни же все сложнее, и национальный вопрос часто становится поводом для драки. Для одних родина – основа всего; для вторых – тоже основа, только означает она другое, не то, где родился; а третьи вообще не понимают, о чем речь. Чье убеждение вернее, и можно ли вообще так ставить вопрос – об этом пьеса Григория Каковкина:

— Один философ сравнил народы с фруктами: грузины — виноград, армяне — гранат… А кто ты, пришедший к нам зритель, есть ли в тебе тема родной крови? И как она звучит?

Спектакль «Морковь, селедка и другие фрукты». Фото: Соня Павлова

Чтобы закрепить этот философский вопрос, в конце спектакля актеры выносят в авоськах овощи и фрукты, и каждому зрителю предстоит выбрать и унести домой — свой.

  • СПРАВКА КП

Григорий Каковкин — писатель, автор нескольких романов, драматург, сценарист и режиссер документального кино.

Расскажите об этом друзьям!