В апреле отмечается день рождения самого знаменитого британского драматурга. Афиша КП подготовила обзор спектаклей московских театров, которые рискнули замахнуться «на Вильяма нашего Шекспира».
В Театре им. Моссовета идет спектакль Нины Чусовой «Ричард III» по одной из главных пьес мирового репертуара, рассказывающая о борьбе за власть. По версии Нины Чусовой кровавая баня, которую устроил Ричард на пути к трону, — это трагифарс, драма, комедия, даже немного мюзикл, что создает настоящую театральность на сцене. Кто-то назовет это жанровой эклектикой, кто-то — спектаклем большой формы, где все сделано с шекспировским размахом. Спасибо за это сценографу Владимиру Ерешко и художнику по костюмам Луизе Потаповой. Заглавного героя, коварного, хитрого, безжалостного злодея играет Александр Домогаров. Несмотря на все его актерское обаяние, в этой роли он — пример выдающегося зла, идет по трупам в прямом смысле слова. В спектакле сильный актерский состав: Ольга Остроумова, Валерий Яременко, Виталий Кищенко, Вячеслав Бутенко, Екатерина Гусева, Сергей Виноградов, Юлия Хлынина…
В Театр им. Вахтангова в этом году вышел «Король Лир» в постановке режиссера Юрия Бутусова. «Я думаю, сейчас — время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых «звуков», «смыслов», новая Буря…», — там мотивировал выбор материала Юрий Бутусов.
Как известно по сюжету, король Лир решает оставить трон и разделить владения между взрослыми дочерьми — Реганой, Гонерильей и Корделией. Но прежде прямолинейно выясняет, предано ли они его любят. Старшие — Регана и Гонерилья лицемерно признаются в любви, младшая, прямодушная и наивная Корделия не льстит отцу, что вызывает его ярость. В слепом гневе он отрекается от младшей дочери, оставляет ее без наследства. Что было дальше всем известно: предательство неблагодарных дочерей, коварство, смерть Корделии…
В спектакле Юрия Бутусова традиционно много новаторских решений. Из старших дочерей (Яна Соболевская, Ольга Тумайкина) он сделал расчетливых, современных бизнес-вумен, которые не остановятся ни перед чем для достижения цели. Младшая дочь Корделия в исполнении Евгении Крегжде одновременно и Шут, и альтер эго Короля Лира. Его, кстати, играет 35-летний Артур Иванов. Много визуального гротеска, пластических и танцевальных интермедий, зрелищных спецэффектов, музыкальной эксцентрики, что превращают классическую трагедию в представление не только глубоких смыслов, но и современный форм.
«Сон в летнюю ночь» в Театре «Мастерская Петра Фоменко», лауреат премии «Золотая маска», как лучший драматический спектакль за 2016 год, по-прежнему очень востребован зрителем.
Режиссер Иван Поповски поставил спектакль, в котором заняты все поколения «фоменок»: Серафима Огарева в роли Гермии, и Карэн Бадалов сразу в двух ролях: он играет афинского герцога Тезея, и царя эльфов Оберона. В двух ролях выходит на сцену Галина Тюнина – она и Ипполита, невеста Тезея, и Титания, царица эльфов. Амбарцум Кабанян и распорядитель празднеств Филострат и добрый малый Робин в волшебной половине истории. Режиссер обратил комедию Шекспира в волшебную, сказочную материю, где есть и трюки, и акробатика на уровне цирковых гимнастов, и музыканты, которые играют на арфе и скрипочке, раскачиваясь в платьях-корзинах на уровне колосников.
«Ромео и Джульетту» на сцене РАМТа поставил Егор Перегудов. Режиссер перенес эту всемирно известную love-story в наше время. В спектакле нет пышных костюмов в эпохе, нет пылких признаний. Трагедия Шекспира звучит как современная семейная хроника. Местом действия служит подземный переход с торговыми киосками, книжным ларьком, пивом… Ничего хорошего на этой почве вырасти не может. Ненависть, агрессия, нелюбовь – эмоциональная среда, в которой выросли юные влюбленные. Они знают заранее, что все завершится трагедией, но продолжают любить и стремиться в мир грез и фантазий.
«Мы пытаемся уйти от привычно романтичной сказочности, от шпаг и склянок с ядами, чтобы рассказать современную историю, которая касается нас напрямую, — говорит Егор Перегудов. — Есть мир, полный вражды и ненависти, а есть любовь и верность, к которым осознанно или нет тянется человек любой эпохи. Будут ли в нашем спектакле враждовать «два веронский видных рода»? Будут! Погибнут ли Ромео и Джульетта? Погибнут. Но мне более всего интересен парадокс, который делает эту пьесу актуальной во все времена: когда людей всячески заставляют ненавидеть друг друга, когда не учат любви — именно в ней они и нуждаются больше всего».
В театре на Бронной этой весной идет спектакль режиссера Константина Богомолова по культовой трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Популярное в современном мире переосмысление классики перенесло главного героя в столичные реалии нынешнего времени, что, по мнению создателей постановки, наделяет сюжет комичными чертами.
Следует упомянуть также нестандартное техническое решение — Константин Богомолов предпочел классической сцене арену, благодаря чему зрители максимально вовлечены в происходящие события. Роль Гамлета исполняет молодой выпускник ГИТИСа Александр Шумский, для которого воплощение на сцене ключевого шекспировкого персонажа пока является главной работой в карьере. В постановке также заняты артисты театра Владислав Долженков, Александра Ребенок, Игорь Миркурбанов, Яна Енжаева, Анастасия Ильинская и др.
Премьера спектакля состоялась летом минувшего года на XXII Открытом фестивале искусств «Черешневый Лес», и, как другие постановки Константина Богомолова, спровоцировала нешуточную дискуссию — едкая сатира на столичную богему в контексте шекспировской трагедии не могла остаться незамеченной.
Постановка Юрия Грымова «Юлия Цезаря» в театре Модерн демонстрирует нестандартное видение трагедии самого популярного драматурга в мире. Грымов рискует и буквально становится соавтором Шекспира, выводя собственную сюжетную линию спектакля — заговорщики погибают в день убийства императора.
Костюмы для артистов созданы обладательницей двух «Золотых Масок», художником Ирэн Белоусовой, а эксклюзивный грим придумывается заново для каждого показа.
Удивительно, но в России не ставили «Юлия Цезаря» более ста лет — дело в том, что в СССР трагедия была запрещена цензурой. Сейчас же все ценители классики могут насладиться яркой и впечатляющей постановкой в одном из самых популярных театров Москвы.
Евгений Марчелли, худрук популярной столичной театральной площадки, представил публике свою сценическую версию шекспировского «Гамлета», в которой главный герой является неким «сосудом» темной энергии, и он, во многом, определяет его поступки.
Режиссер сделал ставку на харизматичного Кирилла Быркина, выбрав именно его на роль принца датского, чей образ нравственно переосмысляется в постановке. Гамлет Марчелли живет в атмосфере тотальной отчужденности, царящей внутри королевской семьи, и воплощает перед зрителем образ неприкаянной души вне времени, которой «некуда преклонить главу».
В постановке также задействованы артисты Александр Филиппенко, Юрий Беркун, Сергей Юшкевич, Евгения Крюкова, Валерий Яременко, Виталий Кищенко, Анна Галинова, Дарья Таран и др.
Аскетичные декорации и максимальный символизм в постановке Карэна Бадалова, Юрия Буторина и Евгения Каменьковича словно бы предлагают нам взглянуть в самое сердце Короля Лира, отбросив шелуху времени и обстоятельств. Преданный дочерьми, в венке из веток скитающийся вдали от царства, где он прежде пировал и властвовал, герой вызывает у зрителя чувство глубочайшего сострадания, желание приютить и вызволить из беды.
Интересно и то, что Карэн Бадалов, исполняя роль режиссера постановки, также предстает перед публикой в роли самого Короля Лира, а Юрий Буторин исполняет роль графа Кента. Помимо этого в спектакле задействованы Александр Мичков, Владислав Ташбулатов, Степан Владимиров, Полина Кутепова и другие артисты.
Необычный мультимедийный спектакль Натальи Семеновой объединил в себе тексты Уильяма Шекспира с произведениями Иосифа Бродского, Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Бахыта Кенжеева и даже уличного уральского поэта Бориса Рыжего. Все потому, что Гамлет в представлении создателя постановки — это некий архетип, вновь и вновь возрождающийся на земле и готовый отдать любую плату за возможность быть самим собой.
Именно поэтому исполнителей роли Гамлета здесь тоже трое: он не герой, а символ. На сцену в образе главного шекспировского персонажа выйдут Сергей Чонишвили, Алексей Кравченко и Сергей Шнырев.
Как обещают создатели спектакля, драма в звуках по накалу страстей не уступит драме в словах. Публика увидит на подмостках знаменитого композитора и скрипача Алексея Айгии его группу «4:33». Именно эта музыкальная окантовка лучше всего соответствует смыслу спектакля, — убеждена режиссер.
Постановка Валентина Плучека шекспировской комедии «Укрощение строптивой» не оставит равнодушными тех, кто любит посмеяться от души — корыстный веронский дворянин Петруччо не прочь рискнуть своими нервами и жениться на девушке со скверным характером: лишь бы большое приданное заплатили. Однако девушка и сама не промах — упрямство псевдожениха служит причиной множества комичных ситуаций. Артисты Театра Сатиры воплощают на сцене классическую комедию положений, сочетая английский юмор с более понятным зрителю русским.
Роль Петруччо исполняет заслуженный артист России Игорь Лагутин, в спектакле также заняты Юрий Воробьев, Родион Вьюшкин, Юлия Пивень, Светлана Малюкова, Марина Маняхина и др. Зрители называют постановку остроумной и терпкой, как молодое вино.