Спектакль «Макбет» в Театре Моссовета. Фото: mossoveta.ru
16, 17, 20 декабря 2025, а также 7 и 8 февраля 2026 года в Театре Моссовета пройдет спектакль «Макбет». Это постановка по произведению Шекспира в переводе Бориса Пастернака. Режиссер Андрей Кончаловский переносит классическую трагедию из средневековой Шотландии на Кавказ. Мрачные горные пейзажи, кровная вражда, особый взгляд на честь и долг, присущие кавказской культуре, переплетаются с вечными темами шекспировской пьесы: властолюбие, предательство и роковая неизбежность.
Действие спектакля разворачивается в атмосфере суровых кавказских гор, где межплеменные конфликты и воинская гордость создают напряженную атмосферу. Вещие сестры Шекспира превращены в горных духов или прорицательниц, чьи предсказания глубоко переплетаются с местным фольклором. Спектакль длится один час 40 минут и идет без антрактов, что усиливает чувство надвигающейся катастрофы: накапливающаяся тревога зрителя становится зеркалом внутреннего хаоса героев. Предательство, убийство и борьба за власть в этом контексте обретают не только политический, но и судьбоносный, роковой характер.
Роль Макбета исполняет Евгений Ткачук. Его герой тонко передает внутренние метания, страхи и чувство вины, которые овладевают им после предсказания прорицательниц. В традициях Кавказа, где честь и имя стоят выше жизни, внутреннее падение героя ощущается особенно драматично.
Леди Макбет в исполнении Юлии Высоцкой предстает как решительная и безжалостная женщина. Режиссер добавляет образ младенца, которого она укачивает как символ нереализованной мечты о ребенке, превращая материнскую заботу в инструмент жажды власти. В порыве жестокости героиня готова превратить молоко в желчь и злобу, и этот образ становится ключевым символом безумия героини.
Художник Тамара Эшба создает костюмы, полностью соответствующие кавказскому культурному коду: черкески, папахи, которые меняются с белых на темные, словно олицетворяя очернение души героев. Сценография Сергея Австриевских лаконична, но насыщена смыслами: темные стены напоминают одновременно скалы, пещеры и каменные дворцы. Свет Нарека Туманяна превращает сцену в игру теней, где каждый жест и мимика актеров дублируются и усиливаются, обнажая скрытую темную сущность персонажей.
Музыкальное оформление Александра Чевского — разнообразное: от атмосферного звучания Pink Floyd до ритмов лезгинки. Оркестр, спрятанный в ложе над сценой, создает эффект надвигающейся угрозы, ощущаемой, но невидимой. Монотонный стук в ворота превращается в барабанный бой, а дрожь Макбета с ножом в руках — в синхронный воинский танец. Музыка органично усиливает драматизм, создавая ощущение неизбежного рока, который преследует героев.
Зрители уже высоко оценили премьеру. Анна Емельянова отмечает, что цвета, свет, звуки и игра актеров оставляют глубокое послевкусие, и рекомендует спектакль к просмотру. Ирина Полозюк подчеркивает талант Евгения Ткачука и Юлии Высоцкой, завораживающую музыку и сценографию, а также ощущение, что перед зрителем творение великого художника.
Цена билетов на спектакль «Макбет» в Москве в декабре 2025 и феврале 2026 варьируется от 500 до 30 000 рублей.