Вы можете не вспомнить с ходу имя Джузеппе Арчимбольдо, но точно знаете его замысловатые портреты, составленные из овощей, фруктов, цветов… На первый взгляд посмотришь — суровый профиль герцога. Подойдешь поближе — роскошный натюрморт, осеннее изобилие. Виноградные гроздья становятся кудрями, кукурузный початок — ухом, а стручки гороха бровями… Как попал в свой XVI век этот предвестник сюрреалистов? Откуда взялось это буйство фантазии и что значат картины Арчимбольдо? Будем разбираться на выставке в Пушкинском. Планировалось, что работы мастера покажут в Москве в период с 10 декабря 2020 года по 10 марта 2021-го, но из-за введенных ограничений ее открытие предварительно перенесли на 26 января 2021 года.
Работы Джузеппе Арчимбольдо приедут в Россию впервые. В их числе — восемь знаменитых “голов”: их привезут из музеев Италии, Швеции, Германии, Японии и других стран. Всего же на выставке покажут около 80 произведений живописи и графики. Задача экспозиции — не только познакомить российскую публику с творчеством одного из самых необычных художников в истории мировой живописи, но и попытаться понять значение его странных полотен, поместив их в культурный контекст. Поэтому, кроме собственно работ Арчимбольдо, в Пушкинском можно будет увидеть творчество его современников и предметы прикладного искусства той эпохи.
Последние на выставке будут иметь значение не просто “красивенького” фона. Почти 25 лет Арчимбольдо был придворным художником Габсбургов и отвечал, помимо прочего, за оформление дворцовых праздников, а также пополнение императорского собрания предметов искусства и коллекции диковин (вундеркамеры). Именно в эту традицию позднего европейского маньеризма, который интересуется всем причудливым, странным, гротескным, выходящим за границы нормы и вписываются знаменитые “головы” Арчимбольдо.
Фигуры людей, составленные из овощей, фруктов, предметов, цветов — что-то среднее между натюрмортом и гротескным портретом. Некоторые из работ составляют серии времен года, на некоторых изображены реальные люди. Среди картин, которые обещают привезти в Москву — знаменитый “Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна” из замка Скоклостер в Швеции. Художник изобразил правителя с грушей вместо носа — и получил за это титул пфальцграфа. Почему Рудольф II и его придворные при виде “овощного портрета” пришли в восторг? Узнаем на выставке.