Из собрания Русского музея. Рерих Н.К. «Сокровища снегов (Канченджанга), 1940. Фото: предоставлено Звенигородским музеем-заповедником.
С 4 декабря 2025 по 24 мая 2026 года в Звенигородском музее-заповеднике пройдет выставка «Рерих. В поисках «небесного Звенигорода». Это первый крупный проект площадки, созданный совместно с Русским музеем. В экспозиции представят 40 живописных произведений Николая Рериха — художника, философа и путешественника.
Многие полотна впервые покидают фонды Русского музея, а некоторые никогда прежде не экспонировались за пределами Санкт-Петербурга.
Посетители смогут увидеть не только легендарные работы, такие как «Весна священная», «Единоборство Мстислава с Редедей» и «Защитник (Облако-стрелок)», но и менее известные, почти камерные пейзажи гималайского цикла. Эти полотна наполнены особой световой энергией, которую сам художник называл «дыханием гор». Для Звенигорода проект имеет особое значение — именно здесь, в начале XX века, Рерих делал археологические зарисовки и впервые задумался о бережном отношении к культурному наследию.
Экспозиция выстроена как путешествие по этапам жизни и творчества Николая Рериха — от первых археологических исследований в русских провинциях до создания философского образа «небесного Звенигорода», символа идеального мира и духовного возрождения. Выставка показывает, как художественное наследие Рериха соединяет историю, религию и утопию будущего.
Картины будут сопровождаться цитатами из дневников и литературных произведений художника, что позволит зрителям почувствовать его внутренний ритм — философию красоты, знания и созидания. В отдельном зале представлена видеоинсталляция, посвящённая воображаемому городу Рериха — «небесному Звенигороду», который он видел как духовный центр новой России.
Особое внимание уделено путешествиям мастера и его международной деятельности. Один из разделов расскажет о создании Пакта Рериха — международного договора 1935 года о защите культурных ценностей, который стал прообразом современных конвенций ЮНЕСКО.
В первом разделе зрители познакомятся с ранними работами, где заметно влияние древнерусской архитектуры и иконописи. Здесь чувствуется интерес Рериха к формам старинных храмов, которые он находил во время путешествий по Пскову, Новгороду и, конечно, Звенигороду. Эти впечатления позже воплотились в его философии охраны культурных памятников, ставшей основой знаменитого Пакта Рериха 1935 года — международного соглашения о защите культурных ценностей во время военных конфликтов.
Следующий раздел посвящён путешествиям художника — от Карелии и Алтая до Индии и Тибета. В экспозиции представлены его гималайские циклы, наполненные символами света, тишины и созерцания. Эти картины воспринимаются как медитация о вечном и напоминают, что для Рериха природа всегда была храмом.
Особое место занимает видеоинсталляция «Небесный Звенигород» — виртуальное пространство, где картины художника оживают, соединяясь со звуками колоколов и цитатами из его дневников. Этот город, придуманный Рерихом как символ гармонии и созидания, стал художественным образом его мечты о будущем России — стране знания, культуры и духовного возрождения.
Отдельный раздел рассказывает о театральной деятельности Рериха. Его декорации к операм «Снегурочка», «Князь Игорь», «Сказание о невидимом граде Китеже» и балету «Весна священная» поразили современников: он сумел перенести на сцену особую энергетику древнерусского искусства. В залах можно будет увидеть эскизы костюмов, фрагменты декораций и редкие архивные фотографии постановок, созданных им совместно с Сергеем Дягилевым и Игорем Стравинским.
В завершении маршрута — цитаты и афоризмы Рериха о миссии искусства и мечте как движущей силе человека. Его слова о том, что «мечта наполняет сердце огнями», стали своеобразным эпиграфом всей экспозиции.
Цена билетов на выставку «Рерих. В поисках «небесного Звенигорода» в Звенигороде с 4 декабря 2025 года по 24 мая 2026 года станет известна позднее.