Театральная олимпиада 2019: От Владивостока до Крыма, главное место действия - Петербург

Масштабный фестивальный проект – Международная Театральная олимпиада пройдет с 15 июня по 15 декабря в Северной столице и станет одним из центральных культурных событий 2019 года, объявленного Годом театра
Ольга Медведева
29.04.2019
0
Поделиться:

Этот год для Театральной олимпиады юбилейный. Она была основана 25 лет назад всемирно известным режиссером Теодоросом Терзопулосом. И впервые состоялась в 1994 году на родине театра, в греческом городе Дельфы. Кроме Терзопулоса, у истоков этого движения стояли классики мировой сцены — режиссеры Хайнер Мюллер, Юрий Любимов, Тадаси Судзуки, Роберт Уилсон. Задача ставилась самая очевидная – объединить и устроить диалог между разными школами, а также артистами и зрителями, чтобы вместе составить представление о наиболее полной картине современного театра.  В 2019 году Олимпиада впервые в истории движения пройдет одновременно в России и Японии. Девиз соответствует первоначальной идее: «Творить, объединяя».

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Подробностями масштабного проекта поделился российский театровед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров.

— Идея провести Театральную олимпиаду в Петербурге несколько лет витала в воздухе.  Многие представители разных стран заявляли о том, что это театральный, многонациональный город.  Здесь всегда зарубежные театры были желанными гостями, а иностранные труппы десятилетиями работали постоянно.  Но, конечно, без мощной инициативы художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина ничего бы не произошло. Такую махину ведь можно сдвинуть только огромной творческой энергией. Решение провести Олимпиаду было принято в прошлом году на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Его  поддержал президент и правительство страны. Активно включились Министерство культуры и наше городское правительство. Так у нас появилась уникальная возможность показать на берегах Невы мировой театр.

— Александр Анатольевич, расскажите, кто и каким образом отбирал состав участников?

— Есть Международный олимпийский комитет, куда от России входит Валерий Фокин. После того, как режиссер Юрий Любимов ушел из жизни, в комитет был избран он. Так вот, вначале выбран  первый круг зарубежных спектаклей, которые рекомендовал и утвердил Олимпийский комитет. Александринка, конечно, тоже участвовала в отборе. Нашим двум сценам предстоит принять основное количество гостей. Формат у всех постановок будет разный, поэтому по нашей просьбе подключатся к участию и несколько других петербургских площадок. Наша Новая сцена примет спектакли экспериментальные, порой с нетрадиционным расположением мест, интересные лабораторные проекты. Классика хорошо пойдет на основной сцене Александринского театра и в БДТ…

Кроме этого, у Олимпиады есть партнеры — российские театральные фестивали. Например, «Чеховский», «Золотая Маска», «Балтийский дом», «Точка доступа», «NET» и др.  Каждый из партнеров предложил свою программу. Это так называемый второй круг. Олимпиада представляет из себя своеобразный фестиваль фестивалей. В июне несколько спектаклей приедет с «Чеховского фестиваля» из Москвы. В октябре «Фестиваль Балтийский дом» представит свои постановки.

Покажут свое мастерство в Петербурге и национальные театры народов России, и театры из ближнего зарубежья. Тоже отдельный уникальный фестиваль внутри Театральной олимпиады.

Ближе к октябрю пройдет фестиваль спектаклей, которые предоставит «Золотая маска». А в декабре впервые проведет свой фестиваль «NET» (Новый европейский театр).

Конечно, есть свои сложности, порою не все технические задумки, приезжающих к нам театров могут быть реализованы. Сцены могут не подходить по формату, по техническим характеристикам. Значит надо думать об аренде дополнительного оборудования или договариваться о том, чтобы они привезли необходимое с собой. Поэтому все технические райдеры, которые нам присылают театры, тщательно изучаются. Если какая-то постановка не помещается, тогда либо происходит замена, либо ищется другая площадка.

— Что ожидается, помимо выступлений профессиональных театров?

— На Новой сцене Александринки и в Театральном институте на Моховой состоится масштабная образовательная программа с конференциями, круглыми столами, мастер-классами и лекциями. Всемирно известные режиссеры, такие как Кристиан Люпа (Польша), Андрей Шербан (Румыния), Теодорос Терзопулос (Греция), Хайнер Гёббельс  (Германия) поделятся бесценным опытом, расскажут о тонкостях своих театральных школ. Теодорос собирается проводить актерские тренинги. А украинский театральный режиссер Андрий Жолдак — выпустить экспериментальный спектакль со студентами. То есть некоторые мастер-классы продлятся несколько недель, и в итоге дадут какой-то продукт. В июле-августе намечена также экспериментальная программа внутри фестиваля «Точка доступа».

— Как предполагают работать выездные площадки Олимпиады? Сколько их всего?

— За неделю до начала Театральной олимпиады в Петербурге 9 июня начнется программа мероприятий во Владивостоке. Солнце ведь встает оттуда, поэтому они начнут раньше нас. Основной в Дальневосточном федеральном округе станет Приморская сцена Мариинского театра. Из Японии туда приедет труппа Тадаси Судзуки покажет спектакль и проведет мастер-класс. Тоже самое сделают финский  режиссер Кристиан Смедс и греческий Теодорос Терзопулос. Александринский театр повезет во Владивосток «Женитьбу», «Демагога» и еще несколько моноспектаклей.

Вторая выездная площадка уже открылась 15 марта. Это образовательная программа в Международном детском центре «Артек». От весны до осени преподаватели театральных вузов, наши актеры и режиссеры  будут проводить с детьми мастер-классы по вокалу, сценическому движению и речи, театральной сценографии, по изготовлению костюмов и декораций. В данный момент там монтируется выставка, которую готовит Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Сотрудники музея тоже проведут ряд ознакомительных мастер-классов, связанных с различными театральными жанрами. Режиссеры Новой сцены Александринского театра поедут туда, чтобы сочинять вместе с ребятами и ставить спектакли. То есть дети смогут во время отдыха поучиться в театральном вузе. Год театра!

Но главное место действия Олимпиады все же Петербург. 15 июня на одной из центральных площадей города пройдет яркая церемония открытия Олимпиады. Свое мастерство публике представят коллективы уличных театров. После этого будет дан старт Театральной олимпиаде.

АФИША ТЕАТРАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ 2019 В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Лучшие зарубежные коллективы и национальные труппы из регионов России съедутся в Санкт-Петербург, чтобы продемонстрировать зрителям и друг другу свое мастерство.

Итак, в Северной столице можно будет посмотреть и оценить 30 постановок из 15 стран. Среди них Театр Буфф дю Нор (Франция), Берлинер ансамбль (Германия), Театральная компания FC Bergman, (Бельгия), Народный художественный театр Пекина (Китай), Национальный театр (Венгрия), Театр Аттис (Греция), Театральная компания SCOT (Япония), Шаубюне (Германия), Старый театр (Польша), Театр Пикколо ди Милано  (Италия), Театр Хорус (Индия), Театр Буландра (Румыния), Нантер-Амандье (Франция) и другие. Как тут выбрать? Глаза разбегаются! Мы расскажем о самых интересных спектаклях, которые нельзя пропустить.

КОНКРЕТНО

Билеты на все спектакли Театральной олимпиады можно приобрести на официальном сайте организаторов.

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

 «КОЛОКОЛЬЧИКИ И ЗАКЛИНАНИЯ»

Колокольчики-и-заклинания1

Внучка великого Чарли Чаплина Аурелия Тьере привезет из Парижа в Петербург абсурдистский спектакль. «Колокольчики и заклинания» поставила мама артистки Виктория Тьере-Чаплин.

Внучка великого Чарли Чаплина Аурелия Тьере привезет из Парижа в Петербург абсурдистский спектакль. «Колокольчики и заклинания» поставила мама артистки Виктория Тьере-Чаплин.

По сюжету героиня Аурелии – клептоманка, оказавшаяся во власти тех предметов, которые присвоила себе. Ее миры полны юмора и абсурда. Она приоткроет зрителям дверь в свое подсознание. Но у предметов тоже имеется собственный разум: вешалка, столы и стулья будут разгуливать по сцене сами по себе, платье проявит жесткий характер. Странное здесь будет соседствовать со сверхъестественным, а логика потеряет всякий смысл.

К слову, режиссера этой постановки Викторию Тьере-Чаплин и ее мужа, Жана-Батиста Тьере (родителей Аурелии) можно увидеть в эпизоде знаменитой картины Федерико Феллини «Клоуны». Эта семейная пара создала в начале 70-х годов цирк нового типа, который сейчас носит название Cirque Invisible. По сути, Виктория и Жан-Батист — пионеры современного цирка и вдохновители других трупп, таких, например, как Цирк дю Солей. Их дети, Джеймс и Аурелия начинали свои карьеры, как цирковые артисты в коллективе родителей. Старшая дочь Джульетта стала художницей.

ГДЕ: Александринский театр, м. «Гостиный двор», пл. Островского, 1

КОГДА: 16, 17 июня, 19:00

«ФОРМОЗА»

Театр Танца «Небесные врата» из Тайваня представит в Петербурге «Фромозу». Создал эту постановку легендарный азиатский балетмейстер Лин Хвай-Мин.  Это его прощальный спектакль — своеобразный итог славной карьеры.

В основе «Фромозы» лежит легенда о том, как в средние века португальские моряки, приближаясь к редкой красоты острову, воскликнули «Формоза!», что в переводе означает «прекрасная». С тех самых пор остров Тайвань носит это имя. Чтобы создать образ своей Вселенной  Лин Хвай-Мин использует движение и начертанные слова. Спектакль начинается с чистого листа – на сцене белоснежная декорация, по которой бегут строки-волны.

«Чувства возникают внутри, а форму обретают в словах. Слов не хватает – вздыхают, вздохов не хватает — протяжно запевают, песни не хватает – руки начинают плавно двигаться, а ноги – притопывать. Танец – это мощная форма выражения. Это разговор одновременно с небом и землей. Движения исчезают, едва успев появиться. Танец существует только на протяжении мимолетного мгновения. Это метафора самой жизни», — говорит. Лин Хвай-Мин.

Лин также известный писатель, его роман «Цикада» — бестселлер в Tайване, несколько его произведений были переведены на английский язык и изданы в США.

ГДЕ: Александринский театр, м. «Гостиный двор», пл. Островского, 1

КОГДА: 22, 23 июня, 19:00

«ТРАГЕДИЯ МСТИТЕЛЯ»

Миланский Театр Пикколо покажет на главной сцене Александринки «Трагедию мщения» авторства  младшего современника Шекспира Томаса Мидлтона. Это первый спектакль всемирно известного британского режиссера Деклана Доннеллана на итальянском языке с итальянскими актерами. Драматург поселил своих персонажей в Италии и дал им «говорящие» имена: Мститель, Незаконнорожденный, Сверхпустой, Распутник, Честолюбивый, Целомудренная…

«В те времена, – объясняет постановщик Декалан Доннеллан, – Италия была для англичан достаточно экзотическим местом, католическая Европа находилась где-то очень далеко и была потенциальным интервентом, носителем вредной и тлетворной идеологии, как Советская Россия в дни нашей молодости».

Действие пьесы разворачивается при итальянском дворе. Герцога отравил отвергнувшую его домогательства невинную девушку. И теперь Виндиче должен его убить.

Пикколо театр ди Милано – первый в Италии стационарный драматический театр и один из самых известных и популярных европейских. C 1991 года носит почетный титул Театра Европы.

Книга Деклана Доннеллана «Актер и мишень», посвященная актерскому искусству издана на 15-ти языках. В 2012 году состоялся режиссерский дебют Доннеллана в кино — фильм «Милый друг» с Робертом Паттинсоном и Умой Турман.

ГДЕ: Александринский театр, м. «Гостиный двор», пл. Островского, 1

КОГДА: 29-30 июня, 19:00

«ПРОЦЕСС»

Постановку Кристиана Люпы «Процесс» по роману Франца Кафки привезет в Петербург из Варшавы Новый театр.  «Сразу нужно сказать одну вещь. Никто в польском театре, кроме Кристиана Люпы, не обладает воображением подобного масштаба, никто не выстраивает с такой скрупулезностью сценические миры, чтобы соединить литературный образ с реалиями дня сегодняшнего и предчувствием неизбежного наступления прошлого», — написал польский театральный критик Яцек Вакар.

Главные герой спектакля Йозеф К превращается во Франца К и ведет диалог со своим отражением. История завязывается в его сознании. Пробираясь сквозь чащу фраз, зритель вместе с ним погрузится во тьму. Не узнает, почему героя арестовали и в чем его обвинили. Но убедится и в его невиновности. Он не знает этого и сам. Расшатаны законы логики и реальности.

Кристиан Люпа признанный мэтр европейского театра и один из великих реформаторов польской сцены. Свой первый российский спектакль режиссер поставил на сцене Александринского театра в 2007 году по пьесе А.П. Чехова «Чайка». «Новый театр» был основан в Варшаве в 2008 году художественным руководителем Кшиштофом Варликовским и группой его верных соратников.

ГДЕ: Александринский театр, м. «Гостиный двор», пл. Островского, 1

КОГДА: 6, 7 сентября, 19:00

«ВЗЛЕТЕЛ ПЕТУХ НА ПЛЕТЕНЬ»

Программа национальных театров России, которая нацелена на сохранение традиций и родной речи, на осмысление истории народа, откроется постановкой Татарского государственного академического театра им. Галиасгара Камала из Казани. Зрители увидят спектакль «Взлетел петух на плетень» по повести Аяза Гилязова. Постановка осуществлена главным режиссером театра Фаридом Бикчантаевым. Впервые применив этюдный метод работы с артистами маэстро срежессировал нелепую историю соседской ссоры в татарской деревне с гоголевским размахом.

ГДЕ: Александринский театр, м. «Гостиный двор», пл. Островского, 1

КОГДА: 11, 12 октября, 19:00

«ВОИТЕЛЬНИЦА ДЖЫРЫБЫНА»

Театр из Якутска «Олонхо» привезет в Петербург постановку, которая в 2018 году была номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска». Спектакль «Воительница Джырыбына» создала режиссер и актриса Матрена Владимировна Корнилова (24 марта 1962 – 21 февраля 2019). Постановка расскажет историю девушки-богатырки, сражающейся со злыми духами, погрузив современного зрителя в мир, шаманского обряда, уникальной национальной пластики и традиционного пения «тойук». Режиссер внимательно изучала древнее искусство олонхо и внесла неоценимый вклад в его сохранение.

ГДЕ: Александринский театр, м. «Гостиный двор», пл. Островского, 1

КОГДА: октябрь

«ПЕСНИ СИНЕГО НЕБА» И «СЫН-МЕДВЕДЬ»

Национальный театр Карелии из Петрозаводска покажет на Театральной Олимпиаде две постановки. «Песни синего неба» — это история о непростых судьбах простых людей во время Второй мировой войны. В данном случае трое военнопленных карела из СССР работают батраками на финском хуторе в 1944 году. Режиссер Андрей Дежонов разложил сценическую партитуру так, что герои этого спектакля говорят одновременно на финском и русском языках.

Вторая постановка, которую увидят в Петербурге, режиссера Вячеслава Полякова «Сын-медведь». Она создана по мотивам карельских сказок и тоже играется на нескольких языках сразу: на финском, карельском, вепсском и русском. В волшебный сюжет вплетены народные песни и обряды. Спектакль является лауреатом XIV Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», отмечен наградами Международного фестиваля национальных культур «Kanteletar», фестиваля финно-угорских театров «Майатул».

ГДЕ: Александринский театр, м. «Гостиный двор», пл. Островского, 1

КОГДА: октябрь

«ALARME»

Артисты Театра АТТИС сыграют для петербургской публики трилогию «Alarme» «Amor»  и «Encore» на греческом языке. Поставил ее легендарный режиссер Теодорос Терзопулос — основатель и президент Международной Театральной Олимпиады.

В литературной основе спектакля «Alarme» лежат фрагменты исторической переписки между Елизаветой I и Марией Стюарт, королевой Шотландии. Аlarme — первая часть трилогии постановщика. Героинями в пьесе управляют стремление к власти, любовь, ненависть и насилие. Борьба за трон, закончится казнью Марии Стюарт. Все события комментирует рассказчик.

Преобладающим элементом отношений двух властных женщин оказывается эротизм.  Они испытывают друг к другу абсолютную любовь и стремятся к слиянию, но это пугает их больше, чем ненависть и насилие.

ГДЕ: Новая сцена Александинского театра, м. «Гостиный двор», наб. реки Фонтанки, 49А

КОГДА: 17 сентября, 19:30

«AMOR»

Пьеса по мотивам текстов Танасиса Алевраса имеет весьма необычный сюжет. В сценическом пространстве  разворачивается аукцион. С молотка должно уйти всё: театральная атрибутика, роли, эмоции, память и даже, части человеческих тел. Цены меняются в зависимости от биржевого курса. Кризис отступает лишь тогда, когда главной силой, управляющей людьми, становится любовь.

ГДЕ: Новая сцена Александинского театра, м. «Гостиный двор», наб. реки Фонтанки, 49А

КОГДА: 18 сентября, 19:30

Amor

Вторя часть трилогии основателя и президента Театральной Олимпиады Теодороса Терзопулоса в исполнении артистов его труппы Театра АТТИС.

Вторя часть трилогии основателя и президента Театральной Олимпиады Теодороса Терзопулоса в исполнении артистов его труппы Театра АТТИС.

«ENCORE»

Последняя часть сценической трилогии  Теодороса Терзопулоса. Это культовая работа режиссера, провозглашающая Эрос символическим местом силы соединения и разрушения. Два актера София Хилл и Антонис Мирягкос, играя рабов Желания выходят за пределы возможного на сцене. В результате встречи тел двух героев происходит их взаимное поглощение, дестурктивный эротизм и экзистенциальная боль ведут  их к взаимному освобождению. Страсть, кровь, желание и слова слиты в едином театральном образе, который в театре АТТИС ведет свое начало от традиции Диониса.

Этот спектакль был создан в честь 30-летия театра АТТИС в ноябре 2016 года.

ГДЕ: Новая сцена Александинского театра, м. «Гостиный двор», наб. реки Фонтанки, 49А

КОГДА: 19 сентября, 19:30

МЮЗИК-ХОЛЛ

«ДОНКА. ПИСЬМО ЧЕХОВУ»

Под аккордеон, русские народные песни и старинные романсы, звучащие фоном пройдет перед зрителями парад чеховских героев: врачей, мечтателей, холостяков, вечных студентов и юных дев в трауре. Сценки из утраченного мира будут сменять друг друга под трели птиц, шум ветра и дождя.

Спектакль «Донка. Письмо Чехову» покажет в Петербурге интернациональная труппа из Швейцарии.

Донка

Актеры, клоуны-декаденты, музыканты, танцоры, жонглеры и акробаты заполняют сценическое пространство цирковой магией и отдают дань уважения Антону Павловичу.

Актеры, клоуны-декаденты, музыканты, танцоры, жонглеры и акробаты заполняют сценическое пространство цирковой магией и отдают дань уважения Антону Павловичу.

Режиссер Даниэле Финци Паска прежде, чем взяться за эту постановку, углубился в жизнь писателя через его прозу, дневники и записки, пытаясь понять то, о чем сам Чехов молчал. Оказывается, писатель обожал рыбачить. Донка — это удочка с колокольчиком, оповещающем клев. Режиссер, всегда пребывающий в поиске «состояния легкости» в своих творениях, был очарован этим образом. Именно поэтому он и забрасывает удочку в озеро цирковой фантазии, рождая поэзию из парящих в пространстве объектов и тел.

ГДЕ: Мюзик-холл, м. «Горьковская», Александровский парк, 4М

КОГДА: 18, 19 июня, 19:00 

ARTPLAY

«ЗЕМЛЯ НОД»

К созданию постановки «Земля Нод» коллектив FC Bergman из Брюселя подтолкнул реальный факт из жизни горожан Антверпена. Из-за масштабной реконструкции Королевского музея изящных искусств оказалась закрытой на несколько лет галерея Рубенса – сакральное место, место силы. Спектакль, в котором почти отсутствуют слова, выстроен таким образом, что зрители оказываются в музейном зале, уже освобожденном от картин. На стене висит только одна — «Прободение ребра Спасителя». В этом пространстве и происходят абсурдные, забавные, таинственные и даже катастрофические события. Действие двигается при помощи иронической пантомимы, которая подсказывает зрителям библейские ассоциации на тему  скитаний Каина, после братоубийства. Музей становится одновременно и метафорой культуры и реальным местом, где ищет убежища и утешения маленький человек.

ГДЕ: Artplay, м. «Новочеркасская», «Площадь Александра Невского», Красногвардейская пл, 3Е,

КОГДА: 28, 29, 30 июня, 19:00

БАЛТИЙСКИЙ ДОМ

 «ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Роберт Уилсон — живая легенда визуального театра, один из самых востребованных театральных режиссёров авангардистов. Этому мастеру удалось создать уникальный стиль, в котором соединяются драматическое и визуальное искусство, цирковые и  кинематографические приемы, пантомима, музыка и танец.

Поставленный Робертом Уилсоном спектакль по новелле Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек» привезет в Петербург в Дюссельдорфский драматический театр. По жанру это опера, в создании которой вместе с режиссером принимала непосредственное участие британская певица, поэт и композитор Анна Кальви.

Утонченная световая и пластическая партитура, экспрессивные вокальные номера, оживающие куклы, заколдованные очки и волшебный огонь сотрут грань между иллюзией и реальностью. В основе сюжета страшная сказка, которая преследует ребенка. Мальчик уверен, что в гибели его отца виновен песочный человек.

Спектакли Роберта Уилсона идут на многих сценических площадках мира. В России его постановку «Сказки Пушкина» можно увидеть в Театре Наций в Москве.

Песочный-человек

«Песочный человек» производит на публику магическое впечатление.

«Песочный человек» производит на публику магическое впечатление.

ГДЕ: Театр-фестиваль «Балтийский дом», м. «Горьковская», Александровский парк, 4

КОГДА: 6,7 июля, 19:00

МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР

«ТИХИЙ ВЕЧЕР ТАНЦА»

В Петербург приедет современная труппа старейшего Лондонского театра «Сэдлерс Уэллс», который был основан в 1683 году. На сегодняшний день он является одной из главных сцен мира, где развивается танцевальное искусство. Руководит этим театром легендарный нарушитель канонов Уильям Форсайт. Он — ключевая фигура в современной мировой хореографии. Безгранично обогатив язык танца еще в прошлом столетии, хореограф и сейчас продолжает искать новые формы и раздвигать их границы. Его постановки требуют от исполнителей невероятной физической выносливости.

«Тихий вечер танца» по форме более всего напомнит зрителям концерт камерной музыки. Семь танцоров, преданных учеников Форсайта продемонстрируют широкий диапазон движений от минималистичных построений до хореографических номеров.

Работы Уильяма Форсайта есть в репертуаре многих театров мира – в Мариинском театре, Парижской опере, Королевском театре Ковент-Гарден, Нью-Йорк Сити Балет и других.

ГДЕ: Михайловский театр, м. «Невский проспект», пл. Искусств, 1

КОГДА: 14, 15 июля, 19:00.

КОНКРЕТНО

Кто эти режиссеры, которые приедут в Северную столицу со спектаклями

Лучшие зарубежные коллективы и национальные труппы из регионов России съедутся в Санкт-Петербург, чтобы продемонстрировать зрителям и друг другу свое мастерство. Можно составить целую карту мира, откуда приедут к нам режиссеры.

Теодорос Терзопулос, Греция

Режиссер, педагог, автор книг по теории театра, основатель театра «АТТИС», лидер европейской сцены. С 1993 года является Президентом Международного комитета Театральной олимпиады. Занимается интерпретациями древнегреческой трагедии. Эта методика преподается в театральных школах в 30 университетах мира. За 28 лет деятельности поставил 1900 спектаклей по всему миру. В Петербург Театр «АТТИС» привезет одну из лучших своих трилогий «Alarme», «Amor», «Encore», которую сыграют на греческом языке.

Давид Эспиноза, Испания

Молодой и очень смелый театральный режиссер в 2006 году вместе с Африкой Наваррой создал театр El local и выработал собственный уникальный язык. Постановки Эспинозы с успехом гастролируют по всему миру: от Венецианского биеннале до фестивалей в Бразилии, Мексике, Бильбао и Мадриде. В 2013 году его «Мой большой спектакль» вошел в программу российского фестиваля NET.

Тадаси Судзуки, Япония

Работы японского режиссера, педагога, философа и теоретика театра оказали огромное влияние на мировую сцену. Он создал постмодернистский метод актерского тренинга. В 1966 году организовал труппу из студентов. Через 10 лет коллектив, став профессиональным театром, перебрался в горную деревню, которая получила в последствии название SCOT (Suzuki Company of Toga). Сегодня это масштабный театральный комплекс в реликтовом парке. Здесь проходят театральные сезоны, симпозиумы, фестивали и мастер-классы. Лучшими спектаклями Судзуки признаны концептуальные версии трагедий У. Шекспира и модернистские интерпретации пьес Чехова.

Роберт Уилсон, США

Американский театральный режиссер, автор пьес и сценограф, худрук Центра Вотермилл (Нью-Йорк). Уилсон считается одним из значимых представителей театрального авангарда рубежа веков. Он приверженец  европейской классики и авангардной драмы. Режиссер не только экспериментирует с текстами (включая отказ от слова), действиями актёров и сценографией и световыми решениями, но и порой удлиняет спектакли во времени: «Жизнь и эпоха Иосифа Сталина» (1973) длилась 12 часов, KA MOUNTain and GUARDenia Terrace (1972) — 7 дней.

Виктория Тьере-Чаплин, Франция

Дочь Чарли Чаплина Виктория Тьере-Чаплин является одной из вдохновительниц «Нового цирка» —  течения, объединяющего в себе драматический театр и традиционные цирковые жанры. Началась эта история с того, что Виктория познакомилась с Жаном-Батистом Тьере, который стал ее мужем. В 1969 году они вместе создали этот жанр. Дети пары, Джеймс и Аурелия тоже стали профессиональными артистами. На нынешней Театральной олимпиаде в Петербурге Виктория Тьере-Чаплин представит свою постановку «Колокольчики и заклинания» с участием своей дочери.

Уильям Форсайт, Великобритания

Танцовщик и хореограф Уильям Форсайт работает во многих ведущих театрах мира.  Более 20 лет возглавлял Франкфуртский балет.  С 2005 года работает с собственной труппой The Forsythe Company, где занимается экспериментами в области современного танца. В конце 90-х года во Франкфурте он устроил уличную инсталляцию с использованием видеозаписей своих артистов. Хореограф награжден многими престижными наградами, среди которых Премия Лоуренса Оливье и «Золотой лев» Венецианской биеннале.

Нурия Эспер, Испания

Известная испанская актриса, принявшая участие в более чем 30 кинокартинах. Она также режиссер, создатель и худрук Барселонского театра Sala Municipal. Постановки Эспер не раз отмечались наградами престижных премий и фестивалей, в их числе  Национальная испанская театральная премия. Режиссер отличается тем, что одинаково хорошо ставит в крупнейших испаноязычных театрах не только драматические спектакли, но и оперу.

Кристиан Люпа, Польша

Режиссер с мировой известностью считается мэтром европейского театра и одним из реформаторов польской сцены. Он профессор Государственной высшей театральной школы в Кракове, которую когда-то закончил. Основная часть творческой биографии  Люпы связана со Старым театром города Кракова. В своих постановках он часто обращался к творчеству Фёдора Достоевского, произведениям польских и австралийских авторов. Режиссер считается ведущим экспертом театральной адаптации произведений Томаса Бернхардта. Делает постановки во многих мировых театрах. В 2007 году выпустил чеховскую «Чайку» на сцене Александринского театра в Петербурге.

Поделиться:
 
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
 
Самое интересное в Санкт-Петербурге подпишитесь на рассылку!
Сегодня в театрах
 
 
 
 
x
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
Спасибо!