Автопробег:
«Порты
Приморья»
В конце ноября «Комсомолка» отправилась в автопутешествие по побережью для знакомства с крупнейшими морскими предприятиями региона.

Многие приморцы связали свою жизнь с водной стихией — портовики, моряки, рыбаки… Но чем они живут? Как вообще работают порты? Разберёмся: что из себя представляет стандарт «Чистый порт»? А также изучим технические новинки, которые используются в отрасли.

И, само собой, мы не смогли пройти мимо красот Приморья. Кто-то скажет: «Не сезон. Ноябрь, деревья голые, грязь кругом». Ерунда! На берегах Японского моря красиво круглый год. Надо просто знать, куда смотреть.
КАРТА ПОРТОВ
Стартуем!
Из Владивостока
в Находку
День первый
19 ноября мы стартовали прямо из дилерского центра «Сумотори-Авто». Наш автопробег стал тест-драйвом нового кроссовера Subaru Forester. 17 ноября компания представила в Приморье обновленную модель, которая тут же отправилась в трудный путь по краю.

Помимо Subaru Forester у нас было ещё две машины: малолитражка и подготовленный для бездорожья джип Владимира Яхно, на котором он совершил 3 кругосветных путешествия и побывал в 38 странах.

На этапе подготовки возник резонный вопрос: как нам, уехав на долгое время и не приходя в офис, не выпасть из рабочего ритма, передавать десятки фото- и видеоматериалов. Решение оказалось простым: у большинства членов команды была мобильная связь и интернет от «МТС». Плюс взяли с собой в дорогу пару роутеров.
Left
Right
Стартовали как положено: с флагами и разноцветным дымом. В конце концов, как начнёшь автопробег – так его и проведёшь. Мы сделали это красиво и весело. Экипажи расселись по машинам: пора в путь!
Серьезные дела на пустой желудок не делаются. Поэтому об обеде в дороге позаботились заранее — сделали заказ через приложение Coffee Machinе, выбрав один из загородных пит-стопов .

Как оказалось, нас ждали не только вкусная еда, но и этот шикарный кот. Зовут его, кстати, вполне обычно – Мурзиком. Живёт он в своём собственном домике, который является миниатюрной копией пит-стопа.
Пресвитерианская церковь «Любовь Иисуса»
в Романовке
По пути мы остановились в селе Романовка Шкотовского района, где располагается вот такая симпатичная пресвитерианская церковь. Вполне себе европейское здание – посреди обычной приморской провинции.

Местами «коннект» терялся – особенно на перевалах после Фокино. Но эти «зоны молчания» были довольно непродолжительными. Так что можно было поделиться первыми фотоматериалами и впечатлениями с редакцией.
Следующая точка маршрута – Находка, посёлок Врангель. Дорога туда стала первым испытанием для наших машин. Состояние асфальта во многих местах, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Но никто не подвёл, а Subaru Forester успешно прошёл боевое крещение приморскими дорогами.
Ближе к вечеру добрались до Находки, где встретили потрясающий закат. А оттуда – сразу во Врангель — в гостиницу «Восток». В тёплое время года она обычно забита под завязку – здесь проходят смены детских лагерей, но сейчас не сезон, так что мест нам хватило с лихвой. Нас ждал сюрприз – wi-fi в комплексе нет, но мы не сильно расстроились – мобильные роутеры не подводят и выдают устойчивый трафик. Ура! Редакционная работа спасена, путевые заметки будут написаны и отправлены вовремя, а с ними и многочисленные фото и видео.

Время хорошего отдыха — завтра у нас по плану посетить сразу два порта.
Порты Врангеля
и первый снег
День второй
Ранним утром мы отправились к горе Сестра, чтобы полюбоваться только что проснувшимся солнцем.
Древний риф возрастом примерно 250 миллионов лет. Как и соседняя сопка Брат, сложена из белого мраморизованного известняка.
Высота сопки – 318 метров.
Сестра большей частью покрыта дубом – но всего на ней растёт примерно 300 видов растений.
Из примечательного: лимонник, шиповник, кишмиш, орхидея. На вершине обитает множество хищных птиц – беркуты, орлы, грифы.
Сестра является памятником природы Приморского края.
Сопка Сестра
Это не только памятник природы, но и излюбленное место фотографов Находки: с покрытой лесом вершины открывается прекрасный вид на город. Времени на подъём у нас не было. Однако гора впечатляла даже у подножья.

Для того, чтобы согреться, развели небольшой костерок на берегу. Огонь немного спас от промозглого ноябрьского ветра.
Красивые кадры сделаны — пора отправляться в первый пункт нашей «портовой программы».
единственный в Приморском крае специализированный угольный порт с высокотехнологичной перевалкой угля
АО «Восточный Порт»
Более 40 гектаров территории, открытые склады, железнодорожные пути, вагоны, причальные линии, собственный портофлот и огромное количество специализированной техники.
С момента основания порта:
Отгружено
405 000 000
тонн угля.

Обработано
6 900 000
вагонов.

Принято под погрузку
28 400 судов.

Автоматизация доведена до 98,9 %.

Встретили нас радушно. Первым делом объяснили технику безопасности и выдали каски с жилетами. С этим в «Восточном Порту» вообще всё строго. На предприятии действует жёсткий пропускной режим. Система прохода – двухуровневая: сначала нужно приложить электронный пропуск, затем – дыхнуть в алкотестер.
На любые нарушения порядка мгновенно реагирует охрана порта. Когда все процедуры соблюдены, мы попадаем на территорию.
На территории оказалось удивительно чисто – несмотря на то, что уголь хранится под открытым небом. Всё потому, что порт оборудован пылеуборочными машинами, которые очищают причалы, территории угольных штабелей, здание вагоноопрокидывателей и технологические проезды угольного комплекса.
Приходящие в порт вагоны с углём сразу отправляются в закрытый комплекс вагоноопрокидывателей.
Снаружи он представляет огромный цех. Но здесь как у айсберга – видно только вершину.
Сам комплекс уходит в землю на 17 метров – это высота шестиэтажного дома!
На верхнем уровне подземной части под каждым вагоноопрокидывателем - по четыре приёмных бункера, в которые с полувагонов ссыпается уголь.
Цикл выгрузки полувагонов длится всего две с половиной минуты.
«Для Приморья эта технология уникальна.
Два тандемных вагоноопрокидывателя позволяют одновременно выгружать четыре полувагона общей грузоподъёмностью до 300 тонн угля».

Владимир Ченцов,
стивидор-начальник смены
Интервью. Владимир Ченцов
При нас в установку зашло сразу два гружёных полувагона. Мы стояли вплотную к работающим вагонопрокидывателям и остались абсолютно чистыми. Дальше весь уголь отправляется через подземные галереи по закрытым конвейерным линиям прямо на открытые склады. Затем уголь по конвейерам попадает на причал, а оттуда его уже грузят на суда. Здесь также используется высокотехнологичное оборудование - судопогрузочные машины исключают попадание пыли в морскую акваторию.
Об окружающей среде и людях в порту особенно заботятся. АО «Восточный Порт» реализует комплексную экологическую программу по переходу на закрытые технологии перевалки угля. Проект масштабный: объём собственных инвестиций превышает 1,4 миллиарда рублей.

«Мы уже сейчас используем системы очистки воздуха, видеомониторинга, технологии по пылеудалению, орошаем угольные штабеля. В порту работают очистные сооружения, через которые проходят все сточные воды. Мы устанавливаем по всему периметру 20-метровые пыле- и ветрозащитные экраны для более надёжной защиты природы и людей от угольной пыли».

Евгений Арехта,
главный инженер
Помимо всего прочего, «Восточный Порт» гордится собственным портовым флотом. Мы побывали на одном из самых современных его судов - буксире «Кузбасс». Он построен в 2012 году и является судном последнего поколения. Капитан судна Андрей Литвинов в профессии уже 27 лет.
«Даже в 90-е в порту было стабильно с зарплатой, поэтому люди шли. Работаю столько времени, потому что нравится. На новом буксире работать гораздо проще, чем на старых моделях. Много автоматики, все системы более эффективные».
Андрей Литвинов,
капитан буксира«Кузбасс»
Интервью. Андрей Литвинов
Порт является одним из основных налогоплательщиков в Находке и уделяет особое внимание социальным проектам городского округа. Реализует партнерские программы с Находкинской городской больницей, оказывает помощь общественным организациям и направляет средства на развитие детского спорта и мероприятия по формированию комфортной городской среды. Только в 2017 году «Восточный Порт» и «Управляющая портовая компания» инвестировали в социальные программы Находкинского городского округа более 34 млн рублей.
Уезжали из «Восточного Порта» с тёплыми чувствами. Как после встречи с хорошими друзьями - увезли с собой багаж впечатлений.
Следующей точкой нашего маршрута стал «Малый порт». Располагается он неподалеку от «Восточного».
Стивидорная компания расположена в Японском море, в промышленной зоне поселка врангеля
«Малый порт»
Универсальный перегрузочный комплекс по погрузке-выгрузке навалочных и генеральных грузов. На сегодняшний день предприятие специализируется на перевалке угля.
Инфраструктура терминала состоит из трёх причалов— № 33, 34 и 35.

Протяженность причалов —
350 метров.

Может принимать суда длиной
до 185 метров.

За год через порт проходит от 2 до 3 млн тонн груза из Бурятии, Хакасии, Сибири и Кузбасса.

Следующим в нашей «портовой программе» стал «Малый порт». Здесь также строгий пропускной режим. Получаем инструктаж по безопасности от инженера по охране труда, уже привычно надеваем жилеты и каски и проходим на территорию. К моменту посещения порта распогодилось, выглянуло яркое солнце, и нам открылась потрясающая картина: несколько ярких радуг повисли над терминалом – это водяные пушки, орошающие площадку перевалки угля, создают такое чудо природы.

Название у порта говорящее – у него и правда небольшая территория, которую можно довольно быстро обойти. Однако репутация у предприятия довольно серьёзная, а компактность порта имеет свои плюсы: все технологические процессы как на ладони. Вот – краны, вот — поливальные установки.

К экологическому вопросу «Малый порт» подошёл основательно. На его территории работают четыре стационарные водяные пушки, вакуумный промышленный пылесос, а также несколько мобильных пушек – они могут действовать точечно. На предприятии работает полноценная система пылеподавления. Например, над конвейером и дробилкой угля постоянно стоит водяная завеса. Так что над территорией всё время идёт небольшой «дождик», мы даже успели немного намокнуть.

Особо стоит отметить тот факт, что «Малый порт» имеет золотой знак соответствия «Экологическому стандарту «Чистый порт» в рамках системы добровольной сертификации, разработанной партнёром автопробега – международным экологическим Фондом «Чистые моря». Всего в Приморье такие знаки соответствия имеют только три порта, включая «Малый порт». Узнав об этом факте, мы не могли не уточнить, что это за стандарт и что должен сделать порт, чтобы ему соответствовать. Оказалось, что в своё время портовики сами обратились к экологам в Фонд «Чистые моря» с просьбой разработать для стивидоров общие требования перевалки угля, соблюдение которых позволит добиться улучшения экологической обстановки. Стандарт «Чистый порт» представляет собой рейтинговую систему, в рамках которой компании-стивидору начисляются баллы за наличие пылеподавляющего оборудования и прочих инструментов, позволяющих поддерживать в норме экологию.

«У нас есть своя инвестиционная программа. Кроме того, мы подписали ряд соглашений с государственными органами власти. В 2019 году на реализацию этих проектов запланировано 213 миллионов рублей. А в сентябре этого года мы получили сертификат по системе экологического менеджмента. Это подтверждает, что порт прикладывает максимум усилий для защиты окружающей среды. Мы делаем сильный упор на человеческий фактор на производстве. Ведь мало просто купить какую-то технику или защитные экраны поставить. Надо, чтобы сами работники ответственно относились к экологии. И мы этого добились».
Ольга Простакишина,
инженер по охране окружающей среды
Производство на предприятии, в частности, соответствует международному стандарту ISO 14000.

Усилия портовиков оценили даже иностранные эксперты: в июле представители японского института «Номура» и компании «Идемицу» провели анализ защитных мер, которые предпринимает «Малый Порт». И пришли к выводу, что работа стивидора соответствует всем мировым стандартам.

В этом году компанией приобретено два прибора для измерения концентрации угольной пыли – их установили на производственной площадке. В ближайшем будущем территория порта станет еще более современной. В планах – реконструкция причалов и дноуглубительные работы. Это позволит принимать суда большей тоннажности.
Однако, по мнению генерального директора порта Евгения Пономарёва, главное достижение компании – это люди. Многие работники «Малого Порта» трудоустроены здесь с момента основания в 1992 году.
Даже вышедшие на пенсию сотрудники зачастую помогают порту. Например, бывший технический директор периодически проводит мастер-классы на предприятии. В общем, в порту действительно сложился крепкий и дружный коллектив.
Отличительной особенностью «Малого Порта» является и то, что помимо перевалки угля, на предприятии занимаются очисткой сырья. Это необходимость: основные поставки из порта идут в Юго-Восточную Азию, где конкуренция необычайно высока. У японцев и корейцев котируется только хорошо очищенный уголь – так что приходится держать марку.
«Мы соответствуем запросу наших партнёров: заботимся о чистоте продукта и, как следствие, о чистоте терминала. Все сотрудники предприятия знают: наш порт работает с грузом, к которому предъявляются самые высокие экологические требования по международным стандартам. Как руководитель предприятия, честно скажу: чистота терминала – это забота о людях. Наш коллектив складывался годами, у нас есть трудовые династии, и мы ценим каждого сотрудника».
Евгений Пономарёв,
генеральный директор
Помимо всего прочего «Малый Порт» участвует в общегородских мероприятиях, содействует в продвижении фотоконкурса «Молодые ветра», помогает муниципальным школам и спортивным секциям Находки.

С недавнего времени к списку подопечных добавился и легендарный находкинский футбольный клуб «Океан». Когда-то команда была символом города, первой из дальневосточных команд играла в высшей лиге. Однако несколько лет назад клуб прекратил существование из-за финансовых проблем. Сейчас стивидоры готовы помочь команде вернуть профессиональный статус и добиться самых амбициозных целей.
Андрей Искуменко
Возвращаться в гостиницу «Восток» нам пришлось уже по заснеженной дороге - в Находку пришла зима. Непогода накрыла город с небольшим опозданием: во Владивостоке уже вовсю мело, а здесь только-только появились первые снежинки. Мы не могли упустить такой момент и поехали фотографироваться. Как-никак, первый полноценный снег в этом году! На побережье Находки нам открылась неземная красота.
В гостиницу мы вернулись без приключений. Уже завтра нас ждал ещё один крупный терминал в окрестностях Находки.
«Терминал Астафьева»
и дорога на Хасан
День третий
Третий день мы снова начали в Находке. У нас было запланировано посещение одного из самых известных стивидоров Приморья – «Терминала Астафьева».

Утром большая часть снега в городе уже растаяла – белое покрывало осталось в основном только на сопках. Нас это обрадовало – значит, до порта доедем без проблем. Чтобы добраться до «Терминала Астафьева», нам предстояло проехать на другую сторону залива.

современный морской мультимодальный терминал
«Терминал Астафьева»
Создан в 2011 году и к настоящему времени располагает высокотехнологичной портовой и производственной инфраструктурой. С 2018 года начаты переход на закрытую перевалку угля и модернизация железнодорожной инфраструктуры.
Годовой грузооборот
2 800 000 тонн.

Скорость погрузки —
30 000 тонн
в сутки.

Ёмкость
складских помещений —
250 000 тон.

Вместимость —
150 полувагонов.

Добрались до порта без проблем. Миновав пункт контроля, проходим внутрь терминала. Режим на предприятии такой же строгий, как и в «Восточном порту» — предъявить пропуск и дыхнуть в алкотестер.

Сразу на входе упираемся в большую стройку: «Терминал Астафьева» заканчивает возведение 21-метрового пыле- и ветрозащитного экрана по всему периметру территории перегрузочного комплекса. Кстати, это самый высокий показатель среди портов Находки.
Нас встретил директор «Терминала Астафьева» Александр Ганин. Он рассказал о том, как обстоят дела в компании. На данный момент они приступили к реализации проекта по закрытой перевалке и хранению угля совместно с крупными иностранными компаниями – немецкой Shade и японской Мarubeni.

«Сейчас заканчиваем возведение защитных экранов по периметру и приступаем к строительству экрана со стороны моря, его высота будет значительно выше — 25 метров, что позволит гасить потоки ветра.
Это подготовительный этап перехода на закрытую перевалку угля. В ближайшем будущем у нас появятся вагоноопрокидыватели, размораживатели, конвейеры – всё в соответствии с мировыми стандартами».

Александр Ганин,
директор «Терминала Астафьева»
Движемся по территории. И снова радуга. Но уже не только от водяных, но и от многочисленных снежных пушек.
Уже сейчас на территории функционирует девять пылеподавляющих пушек. Проводится экспериментальное покрытие штабелей с углём специальным пылезащитным составом из Голландии. Он покрывает уголь тонким слоем плёнки, которая держится три месяца. А уже в конце 2019 года порт ждёт масштабная модернизация. К 2020 году планируется запуск навесной арочной конструкции, которая будет целиком накрывать зону выгрузки вагонов. А к 2022 году — строительство купольных хранилищ и переход на закрытую перевалку угля.
Но настоящей инновацией стал проект по очистке акватории с помощью моллюсков, разработанный совместно с ДВО РАН. Суть его довольно проста: вся прилегающая акватория «засеивается» мидиями. Эти организмы являются живым фильтром воды. Колонии этих моллюсков способны очистить даже самые крупные водоёмы.
Приглашенные ученые из ТИНРО оценили состояние воды рядом с портом. Они подняли со дна множество морских организмов: гребешков, морских звёзд и ежей. Это оказались не только многолетние организмы, которые уже давно там живут и неплохо себя чувствуют, но и молодь гребешка. Данный факт говорит о том, что качество воды в акватории позволяет жить и размножаться морским микроорганизмам.
Помимо всего прочего, «Терминал Астафьева» реализует социальные программы. Один из самых важных проектов – это переселение людей из аварийных бараков на мысе Астафьева.

Уже переселили более 20 семей. Компания инвестировала 45 миллионов для решения этого вопроса, и работа продолжается. До конца года ещё две семьи из этого дома отметят новоселье. В следующем году планируют расселять ещё один дом. Люди переезжают из тесных комнат в бараках, где нет горячей воды и канализации, – в благоустроенные современные квартиры. Важно, что квартиры для переезда люди выбирают сами.

Работники терминала помогают всему микрорайону. Стивидоры ставят новые двери и пластиковые окна в местных «пятиэтажках», а не так давно провели остекление окон классов и спортзала в школе на мысе Астафьева.
После посещения терминала мы выдвинулись в Хасанский район. Дорога оказалась долгой и очень непростой. На Серебряном перевале мы угодили в огромную пробку. Её виновником стал большегруз, который не смог преодолеть скользкий подъём. На место прибыли работники ГИБДД, которые перекрыли движение и помогли фуре спуститься с перевала.

На скользкой после снегопада дороге было попросту опасно. Мы насчитали с десяток автомобилей, съехавших с трассы в кювет. Нам, к счастью, повезло – и перевал мы миновали без приключений.

В такую погоду может произойти всякое. Но всё же чувствуешь себя более защищённым, имея страховку. Вся наша команда перед началом автопробега была полностью застрахована компанией «Колымская» от несчастных случаев и внезапных болезней в пути. В случае неприятности такая страховка покрывает издержки, связанные с экстренной и неотложной медпомощью, медицинскую транспортировку или эвакуацию.

«Колымская» представляет новый вид страхования для любителей активного отдыха, путешествующих по России!
5 степеней защиты! Помощь даже в самых непредвиденных ситуациях, помощь взрослым и детям, доступная цена.
Программа страхования действует как на территории Приморского края, так и по всей России.
Все расходы, связанные с экстренной медицинской помощью во время поездки, страховая компания «Колымская» возьмёт на себя!
Через несколько часов мы добрались до границы Хасанского района. Здесь, как выяснилось, никакого снега не было и в помине, так что дальнейший путь прошёл как по маслу. Следующим утром мы отправились в «Морской порт в бухте Троицы» (МПБТ), расположенный в Зарубино.
Прибыв в посёлок, мы разместились в гостинице, где столкнулись с небольшой проблемой. В номерах не было сети wi-fi. Впрочем, нас подобная новость ничуть не расстроила. Главное, чтобы связь была — во время автопробега Иван Егорхин постоянно выходил в эфир и делился новостями со слушателями радио «Комсомольская правда» - Приморье». Роутеры от «МТС» не подводили и работали исправно. К утреннему эфиру всё было готово!
Приключения
на границе
День четвертый
Утро традиционно началось со съёмок рассвета. Он оказался просто потрясающим. Горящий ярко-жёлтый шар Солнца медленно, будто нехотя, выплывал из-за сопок. Цвет неба – поначалу огненно-оранжевый – постепенно менялся на более нежные оттенки, пока окончательно не стал голубым. Красота, да и только.
Самый южный порт на Дальнем Востоке России
«Морской порт
в бухте Троицы»
Современный международный круглогодичный порт для работы с широкой номенклатурой генеральных грузов.
Пропускная способность
1 200 000 тонн в год.

Общая площадь порта — 22 гектара.

Площадь закрытых складских площадей —
1, 7 гектара.

Площадь открытых
складских площадей —
7,6 гектара.

Уже на территории порта наши документы проверил пограничник. Как-никак, пункт пропуска через государственную границу – так что досмотр посетителей здесь особенно строгий. О порте нам рассказал гендиректор предприятия Андрей Перевалов.


«На протяжении многих лет МПБТ остаётся единственным портом в бухте Троицы, который специализируется на перевалке грузов широкой номенклатуры. Численность работников – 210 человек. Почти все местные, несколько человек из Славянки. Многие работают на предприятии с восьмидесятых годов. Порт принимает активное участие в жизни посёлка – помогаем общественным организациям, проводим ремонт в школах и детских садах».
Андрей Перевалов,
генеральный директор
Андрей Перевалов
«Работа у нас непростая. Человек должен быть стойким, крепким и высококвалифицированным. Сотрудники проходят обучение на базе порта, постоянно повышают квалификацию.
Порт развивается, устанавливается новое оборудование – и специалисты учатся работать с ним».

Сергей Зайцев,
начальник грузового района МПБТ
Сергей Зайцев
Сейчас МПБТ является ключевым звеном международного транспортного коридора «Приморье-2». Дело в очень выгодном географическом расположении. Порт находится на границах трёх государств – России, Северной Кореи и Китая. Это самый короткий путь в страны Юго-Восточной Азии. Промышленно развитым северо-восточным провинциям Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь), не имеющим собственного выхода к морю, выгодно отправлять грузы через Приморье и доставлять их кратчайшим морским путём в Японию или Южную Корею. Недавно появилось прямое железнодорожное сообщение между Зарубино и китайским Хуньчунем.
Порт имеет ещё одну важную особенность – бухта не замерзает, и поэтому суда могут заходить в порт круглогодично без использования ледоколов!

Поговорили мы и о планах на будущее. Сейчас порт может обрабатывать до 1,2 миллиона тонн груза в год. В ближайшее время планируется модернизация портовых мощностей, что позволит нарастить объёмы переваливаемого груза.
После посещения порта команда автопробега решила отправиться в одно из самых интересных мест приморского побережья — на кладбище северокорейских шхун недалеко от Хасана. Дело в том, что наши коммунистические соседи нередко промышляют незаконной рыбалкой в российских водах. Когда пограничники ловят браконьеров, последние попросту бросают лодки прямо на берегу. И они, судя по всему, остаются там навсегда.

Добраться туда непросто. Дорога от поворота с хасанской трассы упирается прямо в границу. Оттуда ведёт ещё одна дорожка – прямо вдоль колючей проволоки. Это сорок минут самого настоящего бездорожья. Проехать там сложно даже на джипе; мы преодолели путь на «поднятом» внедорожнике одного из участников автопробега – путешественника Владимира Яхно.
Вообще-то, путешественников здесь обычно задерживают пограничники и разворачивают обратно. Как-никак пограничная зона. Но некоторым везёт. Мы оказались в числе счастливчиков.

Поездка того стоила. Побережье возле границы представляет совершенно фантастическую картину.
Песчаные барханчики, останки лодок, низко повисшая над морем полная луна – всё это создавало очень необычную атмосферу. Настроение нам не испортил даже ледяной ветер, который дует здесь со всех сторон. Впечатления – действительно сказочные.
Порт Посьет
и «Земля леопарда»
День пятый
Заключительный день автопробега «Порты Приморья» начался в посёлке Посьет Хасанского района. Туда мы прибыли накануне вечером, после посещения кладбища корейских шхун. Утром мы традиционно выбрались на съёмки рассвета.


После этого нас ждал «Торговый порт Посьет» - один из крупнейших стивидоров края.
расположен на побережье Японского моря,
южнее Владивостока, в заливе Посьета
«Торговый порт Посьет»
Ключевое предприятие для посёлка: здесь работает почти треть местных жителей. Обеспечивает поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Пропускная способность —
до 9 000 000 тонн угля в год.

Мощность после модернизации
— до 12 000 000 тонн угля в год.

Общая площадь порта
— 20 Гектара.

Площадь складских площадей — 5,2 Гектара.

За последние несколько лет предприятие серьёзно изменилось. Порт, по сути, превратился в специализированный угольный терминал. Этот проект имеет несколько этапов. Основную работу уже сделали. Поставили два вагоноопрокидывателя, размораживатель, конвейеры. Осталось только построить новый причал и возвести пылезащитный экран. Управляющий директор Игорь Прищепов рассказал, что сейчас проводится компьютерное моделирование такого экрана с учетом розы ветров.
Перевалкой угля порт занялся относительно недавно, в 2008 году. Довольно быстро стало ясно, что открытая (грейферная) перевалка угля себя изживает. Она создаёт проблемы не только жителям Посьета (речь идет о пресловутой пыли), но и самой компании. Поэтому порт решили модернизировать.

К защите экологии на предприятии подходят ответственно. Портовики используют все доступные технологии – водные пушки, пылеуборочные машины и так далее. Не хватает только вышеупомянутого защитного экрана – но это дело ближайшего будущего.
Большая часть угля идет в Посьет из Кузбасса – как и в большинство портов Приморья. Однако сюда также везут сырьё из Эльгинского месторождения в Якутии. Оно, как и «Торговый порт Посьет», принадлежит компании «Мечел». В якутском угле заинтересованы иностранные компании.
«В Эльге добывают высококачественные коксующиеся угли. Их охотно покупают японские и корейские компании: это сырьё нужно для металлургических компаний. Наш порт является оптимальным пунктом его отправки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона».
Игорь Прищепов,
управляющий директор
Закрытая перевалка угля:
как это устроено?
Участникам автопробега провели подробную экскурсию по предприятию. Нам удалось изучить весь технологический процесс погрузки угля на судно – от и до.
1
Начинается всё, как правило, в боксе-отогревателе для вагонов. Здесь стоят специальные инфракрасные датчики, которые за считанные минуты нагревают вагоны до 120 градусов. Нагретый уголь отходит от стенок и пола вагонов.
2
После этого смёрзшуюся чёрную глыбу нужно распилить на части, чтобы во время выгрузки эта многотонная масса ничего не сломала.
3
Такой комплекс разбивает замёрзший массив угля на несколько пластов.
4
Когда уголь распилен, вагон направляется в опрокидыватель. Вагон переворачивают в специальном устройстве, и груз ссыпается в закрытый бункер.
5
Во время процесса работает система искусственного тумана, которая предотвращает пыление угля. Переворачивание и дальнейшая отправка одного вагона занимает 200 секунд.
6
Затем уголь поступает на конвейер для погрузки на судно.
Планы у «Торгового порта Посьет» серьёзные. После полного завершения объёмы перевалки на предприятии значительно вырастут – тем более, что в ближайшие годы прогнозируется рост спроса на уголь. Единственная проблема, которую пока порт не смог решить до конца, – это кадровый «голод». Посьет – небольшой и довольно отдалённый посёлок, и найти узких специалистов там бывает непросто. Одной из востребованных профессий сейчас является инженер электронных систем управления.
При этом условия в порту более чем привлекательные. Об этом говорит хотя бы тот факт, что там трудятся целыми семьями. Например, главный диспетчер производственного комплекса Евгений Дмитриев работает в порту вместе с женой. Супруга портовика является тальманом (человек, ведущий подсчёт груза при погрузке и выгрузке). Оба они приехали из Славянки.
Когда порт модернизировали, Евгений быстро научился работать с новой техникой – тем более, что в «Торговом порту Посьет» до сих пор существует наставничество на производстве. Это позволяет работникам постигать новые знания, не отрываясь от работы. Так что думается, вопрос с кадрами в Посьете все-таки решат.
Вот мы и посетили все пять портов нашей программы. Пора в обратный путь — до Владивостока!
По пути мы решили заехать в национальный парк «Земля леопарда» и пройтись по одной из экологических троп. Порты – это, конечно, хорошо, но проходить мимо красот приморской природы тоже не хочется.
Национальный парк, созданный в Приморском крае 5 апреля 2012 года с главной целью — сохранить и восстановить популяцию самой редкой крупной кошки в мире — дальневосточного леопарда, численность которого в России составляет сейчас всего около 78 особей. На сегодняшний день более половины из них живёт на «Земле леопарда». Кроме того, здесь обитает и другая кошка, занесённая в Красную книгу — амурский тигр.

В состав национального парка «Земля леопарда» при создании вошёл заповедник «Кедровая Падь», территория заказника «Леопардовый», а также прилегающие земли Хасанского, Надеждинского районов, Уссурийского городского округа и Владивостока. Прилегающая к парку территория является охранной зоной.
ЗЕМЛЯ ЛЕОПАРДА
Экологических троп в заповедной земле три. Самая короткая называется «Тропой леопарда» - она ведёт на гору Бусленко. Вторая подлиннее — «Логово леопарда» заканчивается в пещерах, где нередко видели дальневосточных леопардов. Третий маршрут – самый большой – носит название «Семиверстка». Он представляет собой три тропы длиной пять, семь и десять километров.

Мы выбрали первый – времени у нас, к сожалению, было немного. Запаслись водой и отправились изучать места, где живёт самая редкая кошка планеты.
По пути мы посетили несколько видовых площадок, с которых открывается прекрасный вид на заповедник, а также много узнали о природе Приморья. Местами тропа уходила в крутую гору, хорошо, что мы догадались взять с собой воду, пить хотелось страшно!
Наш гид Иван рассказывал нам о растениях и деревьях, которые мы встречали по дороге, а также о фауне «Земли леопарда». Показал, как устроены фотоловушки, те самые, с которых были получены «вирусные видео» с танцующим у дерева мишкой и леопардом.
Но с них получаются не только забавные видео, часто именно по кадрам с таких ловушек работники парка узнают о прибавлениях в семействах и особенностях поведения животных. Леопарды очень скрытны, и застать их за обыденными делами в дикой природе практически невозможно. Фотоловушки дают такую возможность.
После полуторачасовой прогулки возвращаемся в машины.
Через два часа мы въехали на парковку центра «Сумотори», откуда и начинали пробег – уставшие, но довольные и с массой новых впечатлений. Шутка ли – за эти пять дней мы проехали 1303 километра! Автопробег «Порты Приморья» официально завершился!
Участники пробега
Пиар-директор «КП. Приморье»
Ведущий радиостанции «КП. Приморье»
Блогер, фотограф
Журналист «КП. Приморье»
Денис
Соломонов
Водитель «Сумотори-Авто СМ»
Фотограф и креативный продюсер
Фотограф
Автопутешественник
Партнеры проекта
Официальный дилер Subaru во Владивостоке
Горнодобывающая и металлургическая компания
Система добровольной сертификации
Страховая компания
Гостиничный комплекс
Сеть автокафе
Минеральная вода
Оператор сотовой связи
Текст: Артемий Кабанков
Над проектом работали: Юлиана Виноградова, Иван
Егорхин, Татьяна Клановец, Наталья Мощанецкая, Алексей Самуськов
Фото: Вадим Попов, Артем Халупный, Игорь Старовойтов,
Артемий Кабанков
Видео: Артем Халупный
Дизайн и верстка: Ксения Кубекина

Made on
Tilda