ЗАО УК "ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ"

ОДН ПОД КОНТРОЛЕМ

Как снизить плату за ресурсы, расходуемые на содержание общего имущества?
Начисления по оплате ОДН остатются одним из самых актуальных вопросов для каждого многоквартирного дома. Как показывает практика, очень многое зависит от процента оснащённости жилых помещений квартирными приборами учёта ресурсов.
Контролируемые ОДН
Снижение расходов на ОДН остаётся одним из наиболее горячих вопросов, затрагивающих каждый многоквартирный дом. В сокращении общедомовых объёмов потребления сегодня заинтересованы и жители многоэтажек и управляющие компании. Вариант решения один — полный контроль расходования ресурсов и исключение неучтённого потребления.
Расчёт за потреблённые коммунальные ресурсы перед их поставщиками производится в полном объёме, а единственным источником оплаты сверхнорматива остаются собранные на доме средства. Поэтому чрезмерно высокие значения ОДН ставят под угрозу выполнение текущего ремонта, на который, после обязательных расчётов с коммунальными организациями, может просто не хватить денег.

В этих условиях особую актуальность приобретает реальное количество фактически проживающих граждан в тех квартирах, которые не оборудованы индивидуальными приборами учёта. Ведь если в помещении прописан, например, один человек, а потребляют ресурс пятеро, то начисления идут только на официально зарегистрированного, а то, что израсходовали четверо «неучтённых», выпадает в ОДН. Обилие таких квартир приводит к значительному увеличению общедомовых показателей.

Управляющая компания «Левобережье» и инициативные жители принимают все возможные меры для того, чтобы имеющиеся данные о потреблении максимально отражали фактическую ситуацию. Одним из таких действий является составление актов о количестве фактически проживающих граждан в квартирах, не оборудованных приборами учёта. Акты составляются на основании информации, подтверждаемой другими жителями дома. Сейчас такие документы передаются в «Омскую энергосбытовую компанию», чтобы начисления производились не только на зарегистрированных, но и на всех, кто на самом деле живёт в квартире.

Кроме этого, по всему обслуживаемому жилищному фонду ежемесячно производится сбор показаний квартирных приборов учёта. Переданные жителями текущие показания счётчиков анализируются и передаются в ресурсоснабжающие организации. Это позволяет получить наиболее точные данные о фактическом потреблении в квартирах и, соответственно, более объективные сведения об общедомовом расходе ресурса. На основании этих данных сопоставляются количество проживающих и данные фактического потребления. Отмечаются случаи: в квартире зарегистрировано 5 человек, а согласно переданным показаниям, расход воды составил всего один кубометр. Такие квартиры становятся объектами внимания жилищников. По возможности, начальники участков стараются на месте выяснить: в рабочем состоянии прибор учёта, или нет.

Ещё один ключевой фактор роста ОДН — хищения коммунальных ресурсов жителями с помощью устанавливаемых на счётчики магнитов. Чтобы исключить подобные случаи, УК «Левобережье» совместно с омским водоканалом устанавливает антимагнитные пломбы на счётчики холодной и горячей воды.

В первую очередь «под прицел» попадают квартиры, жильцы которых не сдают показания счётчиков свыше 6 месяцев. Ещё один случай — квартиры, откуда данные приборов учёта поступают, но заявленный расход при этом не соответствует среднестатистическому расходу на количество зарегистрированных человек (например, прописаны четверо, а ресурс расходуется как на одного).
«Если в квартире зарегистрировано много человек, а по факту столько не проживает, и собственник, получив квитанцию, видит в ней несоответствия, ему нужно сделать заявку в управляющую компанию, - комментирует начальник абонентского отдела УК «Левобережье» Ирина Каменских. - По этому обращению выйдет начальник участка, составит акт проверки прибора учёта, засвидетельствует, что счётчик в рабочем состоянии, а пломбы в сохранности. Этот акт будет перенаправлен для перерасчёта в ресурсоснабжающую организацию».
При установке пломбы обязательно составляется акт, один экземпляр которого вручается собственнику, а второй забирают себе работники жилищных служб для передачи в ресурсоснабжающую организацию, чтобы там могли использовать эти данные при расчёте начислений. Также собственнику вручается памятка о серьёзных последствиях срыва пломбы. По действующему законодательству ресурсоснабжающая организация вправе производить такому потребителю начисление по нормативу в десятикратном размере с момента обнаружения факта срыва пломбы за 3 предшествующих месяца. Таким образом, при среднемесячном платеже по счётчику в 300 рублей для квартиры, где проживают 2 человека, будет начислено около 15 тысяч рублей по нормативу. После этого абоненту необходимо будет повторно ввести прибор учёта в эксплуатацию. Добавим, что в случае если доступ в квартиру для установки пломбы не предоставлен, об этом также составляется акт, который направляется коммунальщикам для применения штрафных санкций.

Для снижения ОДН по электроэнергии управляющая компания активно ведёт работу по установке энергосберегающих светильников с датчиками движения. Они устанавливаются, в первую очередь, в тех домах, которые в течение прошлого года стабильно отличались сверхнормативным потреблением и там, где собственники согласовали это в планах текущего ремонта. Светильник с датчиком позволяет экономнее расходовать электроэнергию за счёт того, что свет не горит, когда в этом нет необходимости. Кроме этого, трёхваттные светодиоды позволяют без потерь в освещённости сократить энергопотребление примерно в 20 раз по сравнению со стандартной лампой накаливания. Экономия по ОДН получается значительной.

По словам Ирины Каменских, сегодня весь комплекс работ по оптимизации ОДН окончательно вошёл в стабильное русло. Сотрудники управляющей компании выработали точную методологию процессов, а у жителей стало больше понимания необходимости этих шагов. Лучше всего способствуют этому заметные результаты - актуализация всех данных по ОДН напрямую отражается на общедомовых начислениях. Сейчас общедомовые начисления по ОДН удалось привести к значениям, более адекватным реальной ситуации, чем год назад.
Общедомовая «сдача»
Управляющая компания «Левобережье» проводит перерасчёт по оплате коммунальных ресурсов, расходуемых на содержание общедомового имущества. Возврат переплаченного жители получают по своему выбору — деньгами или выполненными работами по текущему ремонту.
Согласно действующему законодательству, начисления за эти услуги производятся по нормативам. В результате начисленные жителям суммы отличаются от тех, которые предъявили к оплате ресурсоснабжающие организации в соответствии с фактическим потреблением. В такой ситуации управляющая компания обязана сделать собственникам перерасчёт и вернуть им те средства, которые были уплачены сверх необходимого. При этом, механизмы и алгоритмы перерасчёта законодательством до сих пор не определены, и жилищные организации вынуждены действовать на своё усмотрение.

Ещё в августе прошлого года УК «Левобережье» предложила жителям обслуживаемых домов направить образовавшуюся разницу на выполнение дополнительных работ по текущему ремонту. Воспользоваться этими средствами для улучшения своих жилищных условий согласились собственники квартир 320 многоэтажек из 480, обслуживаемых предприятием. Пополнившие счёт текущего ремонта «общедомовые» деньги расходуются на выбранные жителями виды работ: ремонтируются инженерные системы, устанавливаются окна в подъездах, светильники с датчиками движения. Таким образом, жители многих домов получили перерасчёт в форме конкретных услуг ещё до конца прошлого года, процесс поэтапного улучшения состояния домов за счёт добавочных средств продолжается и сегодня.

Тем же, кто отказался от этого шага, управляющая компания производит перерасчёт. Как пояснили в абонентском отделе УК «Левобережье», разница между нормативными и фактическими затратами на ОДН будет выведена на квадратный метр площади помещения. Перерасчёт отразится в июльских квитанциях. Добавим, что эту разницу рекомендовано делить на всех жителей, вне зависимости от того, вносили они оплату за ОДН или нет. Тем самым, у должников благодаря проведённому перерасчёту уменьшатся суммы задолженностей, а у добросовестных плательщиков он отразится на итоговой сумме к оплате.
ОДН: мифы и легенды
Тема порядка начислений и оплаты ОДН продолжает оставаться в числе наиболее острых жилищно-коммунальных вопросов. Неизбежно вокруг неё множатся различные домыслы и обсуждения. Некоторые из них несут в себе долю дезинформации. Очередная порция такой информации поступила недавно.
Не так давно некоторые источники поспешили обрадовать омичей, заявив, что у собственников жилья есть право не производить оплату ОДН в адрес управляющих компаний. Якобы такая возможность может быть реализована, если с коммунальными организациями заключены агентские договоры, которые поставщики ресурсов должны были разработать и направить на подписание в адрес УК. Сегодня всё это не более, чем слухи.
«Ни одна ресурсоснабжающая организация фактически этим не занимается, никто в наш адрес никаких документов не направлял, - пояснили в правовом управлении ЗАО «УК «Левобережье». - Осуществление работы по начислению платы и выставлению счетов за ОДН в рамках агентских договоров нереализуема по причине отсутствия таких норм в действующем законодательстве. Переведя ОДН в разряд услуг по содержанию жилья, законодатель вменил обязанность по ведению этой работы управляющим компаниям, возможность заключения каких-либо агентских договоров при этом не предусмотрена».
Второй момент: даже если предположить, что каким-то образом схема с заключением таких договоров стала реализовываться, от необходимости оплачивать ОДН это всё равно не избавляет. В силу закона агентский договор является возмездным. Поэтому наивно было бы предполагать, что после его заключения «ресурсники» станут работать бесплатно. За организацию этих работ они точно также будут взимать средства, и никто не может гарантировать, что сумма оплаты не будет выше тех 66 копеек с квадратного метра, которые собственники платят сейчас в управляющую компанию. По этим причинам «волшебные рецепты» против ОДН в реальности не работают, и все теории о том, что этим могут заниматься не управляющие организации, а коммунальные, да ещё и бесплатно, относятся к разряду заблуждений.

Также в информационном пространстве появилось и ещё одно сообщение на эту тему — относительно того, что при наличии коллективного прибора учёта рассчитываться за ОДН можно в соответствии с показателями фактического потребления.

Так ли это на самом деле? Изменения и дополнения, внесённые в Жилищный кодекс в августе этого года теоретически предполагают такую возможность. Но есть существенная оговорка, которая пока не позволяет в этом вопросе перейти от теории к практике. В части 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что при наличии коллективного прибора учёта размер оплаты ОДН определяется исходя из нормативов потребления с последующим проведением перерасчёта, исходя из показаний коллективного счётчика, в порядке установленном правительством. Как видим, при таком порядке собственники всё равно платят по нормативу, но впоследствии получают перерасчёт. Однако тому, чтобы это положение реально заработало, мешает одна деталь — порядок перерасчёта, на который делается ссылка в законе, и все касающиеся его процедурные моменты правительством до настоящего времени не определены.

То же самое относится и к тем случаям, когда собственники на общем собрании приняли решение производить оплату, исходя из среднемесячного объёма потребления коммунальных ресурсов. В таких ситуациях также предусмотрен перерасчёт в соответствии с фактическим потреблением, процедура которого пока неясна.

В нынешней ситуации остаётся только ждать, когда высшие органы государственной власти установят «правила игры». Предполагают, что это произойдёт в ближайшее время. Только после этого у конкретных участников жилищно-коммунального процесса появится понимание, в каком виде реализовывать эту норму, и последуют конкретные шаги в этом направлении.
Игра на понижение
Что делает управляющая компания для снижения расходов на ОДН
В снижении расходов на ОДН сегодня заинтересованы и жители и управляющие компании. Единственный способ избежать лишних расходов для жителей и управляющих компаний — организовать полный контроль расходования ресурсов и исключить неучтённое потребление.
Один из основных факторов роста ОДН — хищения коммунальных ресурсов жителями с помощью устанавливаемых на счётчики магнитов. Индивидуальное потребление в обход приборов учёта напрямую влияет на объём ресурса, израсходованный на общедомовые нужды. Чтобы исключить подобные случаи, УК «Левобережье» совместно с омским водоканалом приступило к установке антимагнитных пломб на счётчики холодной и горячей воды.

Как сообщает коммерческий директор ОАО «ОмскВодоканал» Ольга Смиковская, почти 70% квартир и частных домов в Омске оснащены приборами учёта воды. Ранее можно было только предполагать - использует потребитель устройства, замедляющие ход работы счётного механизма, или нет. Теперь же, если подобные манипуляции имеют место, это неизбежно будет выявлено благодаря использованию индикаторов антимагнитных пломб.

Принцип действия данного устройства заключается в следующем. На прибор учёта устанавливается пломбировочная наклейка, которая фиксирует воздействие магнита на водомер за счёт расположенного на ней специального индикаторного элемента. Как сообщают в ОАО «ОмскВодоканал», индикаторы устанавливаются на корпус прибора учёта в местах наиболее вероятного воздействия магнитом – в непосредственной близости от счётного механизма. Их высокая чувствительность обеспечивает контроль на расстоянии до 7 сантиметров. При воздействии магнитным полем цвет индикатора меняется на тёмно-серый. При попытке удалить индикатор с корпуса счетчика появляется информирующая об этом надпись. Каждый индикатор антимагнитной пломбы имеет уникальный порядковый номер, дублирующийся на отрывном элементе наклейки.

В первую очередь «под прицел» попадают квартиры, жильцы которых не сдают показания счётчиков свыше 6 месяцев. Ещё один случай — квартиры, откуда данные приборов учёта поступают, но заявленный расход при этом не соответствует среднестатистическому расходу на количество зарегистрированных человек (например, прописаны четверо, а ресурс расходуется как на одного).
«Если в квартире зарегистрировано много человек, а по факту столько не проживает, и собственник, получив квитанцию, видит в ней несоответствия, ему нужно сделать заявку в управляющую компанию, - комментирует начальник абонентского отдела УК «Левобережье» Ирина Каменских. - По этому обращению выйдет начальник участка, составит акт проверки прибора учёта, засвидетельствует, что счётчик в рабочем состоянии, а пломбы в сохранности. Этот акт будет перенаправлен для перерасчёта в ресурсоснабжающую организацию».
Во время выходов по адресам из предоставленного водоканалом списка специалисты проверяют работоспособность прибора учёта, наличие и сохранность пломб, после чего устанавливается антимагнитное устройство. При этом составляется акт, один экземпляр которого вручается собственнику, а второй забирают себе работники жилищных служб для передачи в ресурсоснабжающую организацию, чтобы там могли использовать эти данные при расчёте начислений. В акте фиксируется дата установки пломбы и её номер, а также заводской номер прибора учёта и срок его эксплуатации. Кроме того, собственнику вручается памятка о последствиях нарушения пломбы, где напоминается о необходимости своевременной и корректной передачи показаний, а также том, что любое механическое воздействие на пломбу обязательно отразит индикатор. Даже если собственник вскроет пломбу, у жилищных служб остаётся акт о её установке. Соответственно, если при следующей проверке выявятся нарушения, к собственнику будут применены штрафные санкции в виде дополнительных начислений».

По действующему законодательству ресурсоснабжающая организация вправе производить потребителю начисление по нормативу с применением повышающего коэффициента равного 10 (т. е. в десятикратном размере) с момента обнаружения факта срыва пломбы за 3 предшествующих месяца. Таким образом, при среднемесячном платеже по счётчику в 300 рублей для квартиры, где проживают 2 человека, будет начислено около 15 тысяч рублей по нормативу. После этого абоненту необходимо будет повторно ввести прибор учёта в эксплуатацию.

Установка таких пломб в домах, обслуживаемых УК «Левобережье», началась в ноябре. Уже к середине месяца было установлено 127 антимагнитных пломб (65 на горячей воде и 62 — на холодной) в 53 квартирах. К 18 декабря работы должны быть проведены во всех жилых помещениях из списка адресов, предоставленного водоканалом.

В случае, если хозяева не предоставляют доступа в квартиру, об этом также составляется акт, который направляется коммунальщикам для применения штрафных санкций. В январе будут проанализированы итоги всей проделанной до Нового года работы для того, чтобы сотрудники «ОмскВодоканала» повторно вышли по тем адресам, куда с первого раза попасть не удалось.

Добавим, что для снижения ОДН по электроэнергии «Левобережье» активно ведёт работу по установке энергосберегающих светильников с датчиками движения. Они устанавливаются, в первую очередь, в тех домах, которые в течение всего 2017 года стабильно отличались сверхнормативным потреблением.
«Во-первых, когда светильник с датчиком, это значит, свет не будет гореть просто так, когда в нём нет необходимости, - прокомментировал главный энергетик УК «Левобережье» Артём Нетёса. - Особенно это актуально для общежитий, с которых мы и начали эту работу. Там общие коридоры тёмные, мало помещений с окнами, и свет горит постоянно, днём и ночью. Использование светильников с датчиками позволило этого избежать: люди ушли — свет на этаже не горит, и электроэнергия не расходуется.

Второй момент — мы ставим, трёхваттные светодиодные светильники. Этого хватает для освещения лестничных клеток, а энергопотребление получается примерно в 20 раз меньше по сравнению со стандартной лампочкой накаливания, «шестидесяткой». А если ещё стоит датчик, то последние люди зашли домой вечером, и свет погас до утра. Экономия по ОДН получается значительной».
Установку таких светильников управляющая компания ведёт по тем адресам, где собственники согласовали это в планах текущего ремонта. На сегодня порядка 50 домов оснащены этим оборудованием полностью, ещё некоторые — частично, потому что так решили собственники. В ближайшей перспективе такими лампами планируется оборудовать все обслуживаемые предприятием дома.
Тенденция к снижению
Что делают в УК «Левобережье»,
чтобы оптимизировать общедомовые начисления?

Жители многоквартирных домов и управляющие компании продолжают адаптироваться к новой модели расчёта за коммунальные ресурсы, расходуемые на общедомовые нужды. В УК «Левобережье» рассказали, какие меры принимаются для снижения начислений по этой статье расходов дома.
В сокращении общедомовых объёмов потребления сегодня заинтересованы все. Поставщики коммунальных ресурсов выставляют счета за ОДН управляющим компаниям, которые, в свою очередь, производят начисления собственникам жилых помещений. Расчёт за потреблённые воду, тепло и электроэнергию должен производиться в полном объёме. Сверхнорматив, набежавший по конкретному многоквартирному дому, оплачивается из средств этого дома. Таким образом, чрезмерно высокие значения ОДН ставят под угрозу выполнение текущего ремонта, а значит, и интересы жителей.

В этих условиях особую актуальность приобретает реальное количество фактически проживающих граждан в тех квартирах, которые не оборудованы индивидуальными приборами учёта. Ведь если в квартире прописан, например, один человек, а потребляют ресурс пятеро, то начисления идут только на официально зарегистрированного, а то, что израсходовали четверо «неучтённых», выпадает в ОДН. Обилие таких квартир приводит к значительному увеличению общедомовых показателей.

Чтобы максимально приблизить имеющиеся данные к ситуации, сложившейся по факту, УК «Левобережье» вместе с инициативными жителями ведёт активную работу по составлению актов об установлении фактически проживающих граждан в квартирах, необорудованных приборами учёта. Эти акты составляются на основании информации, подтверждаемой другими жителями дома. Сведения передаются в ресурсоснабжающие организации для того, чтобы начисления производились не только на зарегистрированных, но и на всех, кто на самом деле живёт в квартире.

Той же цели подчинена и ещё одна мера — в подъездах обслуживаемых домов установлены специальные ящики для сбора показаний приборов учёта. Переданные жителями отрывные талоны с текущими показаниями счётчиков 20-го числа каждого месяца извлекаются сотрудниками управляющей компании. В течение следующих нескольких дней производится обработка этих данных с последующей передачей в ресурсоснабжающие организации. Это позволяет получить наиболее точные данные о фактическом потреблении в квартирах и, соответственно, более объективные сведения об общедомовом потреблении.

Кроме этого, с июля по октябрь начальниками участков «Левобережья» проведён планово-профилактический осмотр, в ходе которого производились контрольные снятия показаний счётчиков. Квартиры, не оснащённые приборами учёта проверялись на предмет утечек. И это, действительно, немаловажно: если при отсутствии счётчика, допустим, подтекает кран, собственник может игнорировать проблему, даже если из-за этого потребление воды по его квартире возрастает в несколько раз. На кармане владельца квартиры это никак не сказывается, тогда как общедомовой прибор учёта этот расход фиксирует, и потребление на ОДН растёт.

Также в управляющей компании сопоставляют количество проживающих и данные фактического потребления. Отмечаются случаи: в квартире зафиксировано 5 человек, а согласно переданным показаниям, расход воды составил всего один кубометр. Такие квартиры становятся объектами внимания жилищников. По возможности, начальники участков стараются на месте выяснить: в рабочем состоянии прибор учёта, или нет.

Ещё одна мера, призванная понизить цифры ОДН по электроэнергии за счёт более экономного её расходования. В общежитиях УК «Левобережье» установила энергосберегающие лампы и датчики движения на освещение, чтобы свести к минимуму излишний расход ресурса. Кроме этого, владельцам квартир, в тамбурах которых постоянно горит свет, выданы предписания о необходимости более рационально относиться к потреблению.

По словам начальника абонентского отдела УК «Левобережье» Ирины Каменских, актуализация всех данных по ОДН напрямую отражается на общедомовых начислениях. Если провести сравнительный анализ по месяцам, становится очевидно, что объёмы ОДН имеют тенденцию к снижению. По крайней мере, ситуация начала года, когда за январь «Левобережью» был выставлен счёт за «общедомовую» электроэнергию на 5 миллионов рублей, больше не повторялась. Теперь начисления значительно более адекватны реальной ситуации.

Высокие значения ОДН «ставят на счётчик»
Новый порядок расчёта за общедомовые нужды вынуждает существенно перестраивать модель взаимоотношений между жителями, коммунальными организациями и управляющими компаниями. Необходимость установки квартирных приборов учёта становится ещё ощутимее.
Управляющие компании Омска совместно с инициативными жителями сейчас ведут активную работу по составлению актов об установлении фактически проживающих граждан в жилых помещениях, необорудованных приборами учёта
Напомним, с 1 января этого года общедомовые нужды были переведены из разряда коммунальных услуг в жилищные. Теперь ресурсоснабжающие организации выставляют счета за ОДН управляющим компаниям, которые, в свою очередь, производят начисления собственникам жилых помещений. В том, чтобы максимально снизить объёмы ОДН, в нынешних условиях заинтересованы и управляющие компании, и жители.

Управляющие компании должны полностью рассчитываться с поставщиками воды, тепла и электроэнергии. Единственным источником средств для оплаты сверхнорматива, набежавшего по конкретному многоквартирному дому остаётся «кошелёк» этого дома. Так чрезмерно высокие значения ОДН ставят под угрозу выполнение текущего ремонта, а значит, и интересы жителей.

В связи с этим особую актуальность приобретает реальное количество фактически проживающих граждан в тех квартирах, которые не оборудованы индивидуальными приборами учёта. Ведь если в квартире прописан, например, один человек, а потребляют ресурс пятеро, то начисления идут только на официально зарегистрированного, а то, что израсходовали четверо «неучтённых», выпадает в ОДН. Обилие таких квартир приводит к значительному увеличению общедомовых показателей.

По этой причине управляющие компании Омска совместно с инициативными жителями сейчас ведут активную работу по составлению актов об установлении фактически проживающих граждан в жилых помещениях, необорудованных приборами учёта. Эти акты составляются на основании информации, подтверждаемой другими жителями дома. Сведения передаются в ресурсоснабжающие организации для того, чтобы начисления производились не только на зарегистрированных, но и на всех, кто на самом деле живёт в квартире. Причём начисления для неоприборенных квартир производятся с учётом повышающего коэффициента, который составляет 50% от нормативных значений. Заметим, что эти дополнительно собранные за счёт повышающего коэффициента средства к снижению величины ОДН не приводят — законодательством они отнесены к чистой прибыли ресурсоснабжающих организаций.

Кроме этого, как сообщили в абонентском отделе УК «Левобережье», с начала этого года законодателями предусмотрены изменения, согласно которым в квартирах без счётчиков начисления производятся по количеству собственников. То есть, если квартира находится в долевой собственности, к примеру, трёх человек, ресурсоснабжающая организация вправе производить начисления на каждого из них.

Избежать лишних расходов, как персональных, так и для всего дома в целом, и не ставить под удар выполнение текущего ремонта можно лишь одним законным способом — оборудовать квартиру приборами учёта. Со дня введения счётчика в эксплуатацию начисления по количеству фактически проживающих прекращаются, и потребитель оплачивает именно тот объём ресурса, который фактически был им израсходован.

В Омской области приняты новые нормативы по общедомовым нуждам
Для большинства домов региона значительно снижены нормативы на электроэнергию, по воде снижение получилось не столь значительным.
Завышенные цифры вредны и опасны как для собственников, так и управляющих компаний. Они несут с собой дополнительные «коммунальные» расходы для населения, рост неплатежей, убытки управляющих компаний и другие финансовые проблемы.
Напомним, в соответствии с законодательством с 1 января услуги по предоставлению электроэнергии, холодной и горячей воды на общедомовые нужды переведены из разряда коммунальных услуг в жилищные. Квитанции за ОДН стали выставлять управляющие организации, расчёт производился по нормативу. Переход на эту систему начислений привёл к тому, что суммы в квитанциях омичей резко увеличились. К 1 июня Региональная энергетическая комиссия должна была посчитать новые, оптимальные нормативы.

Утверждение норм потребления вызвало серьёзную полемику в омском ЖКХ. Существовал вариант, при котором ситуация могла сместиться в другую крайность — были бы приняты заведомо заниженные нормативы. Такое решение только при поверхностном взгляде было бы на руку омичам. На самом деле, не всё так однозначно.

Однако и низкие нормы потребления, которые не покрывают фактические затраты ресурсов, также чреваты неблагоприятными последствиями. Очевидно, что объём средств, собираемых с рассчитывающихся по заниженным нормативам жителей многоэтажек, в этом случае бы существенно снизился. Цифры в счетах, которые ресурсоснабжающие организации выставят управляющим компаниям за фактически потреблённые ресурсы, будут на порядок больше. И не оплатить эти счета УК не могут. Такая ситуация как минимум ударила бы по проведению текущего ремонта многоквартирных домов. Как максимум — привела к банкротству управляющих компаний. О том, что такая перспектива отразиться и на собственниках жилья, говорить излишне.

Ещё один немаловажный момент - заниженные нормативы закладывают настоящую «бомбу» под выполнение требований 261-го Федерального закона об энергосбережении и повышении энергоэффективности. У жителей многоквартирных домов, по сути, пропадает стимул устанавливать приборы учёта — зачем, если норматив и так низкий? Самостоятельно «оприборивать» дома управляющие компании не имеют права — требуется решение собственников, которого в условиях низкого норматива не будет. В результате, де-юре закон на территории Омской области продолжил бы действовать, а де-факто был бы «похоронен».
«Наведение порядка в сфере потребления ресурсов и расчётов за них в такой ситуации стало бы едва ли возможным, - считает Олеся Воропаева. - Люди были бы лишены интереса рассчитываться по приборам учёта. А, рассчитываясь по счётчикам, мы считаем и своё и общественное потребление, начинаем разбираться в этих цифрах, ищем причины большого потребления. Где виновата управляющая компания, допустившая различные утечки. А где и идёт несанкционированное потребление, или, проще говоря, воровство. При низких нормативах такой анализ будет невозможен».
То, что кажущаяся выгода новых нормативов на деле обернётся проблемами понимали и дальновидные жители многоквартирных домов.
«Считаю, нормативы должны быть не завышенными или заниженными, а по возможности объективными, близкими к реальным цифрам, - поделилась мнением представитель собственников дома по ул. 70 лет Октября, 10 Наталья Шульженко. - Если за ОДН мы будем платить меньше, управляющая компания всё равно должна будет рассчитываться с «ресурсниками» в полном объёме. Для дома это обернётся недовыполнением текущего ремонта. Сейчас мы многое делаем по ремонту дома, собираемся вот менять систему отопления. И, конечно, нам бы не хотелось, чтобы всё это оказалось под угрозой срыва».
В итоге РЭК приняла к сведению аргументы всех заинтересованных сторон и приняла норматив, максимально приближенный к объёмам фактического потребления. Как сообщает пресс-служба ведомства, нормативы по электроэнергии разбиты на 6 категорий в зависимости от имеющегося в домах энергопотребляющего оборудования. В среднем в Омске квартира площадью 33 кв.м. по новым нормативам платит порядка 50-60 рублей вместо 160-180, оплачиваемых раньше по старым.

Нормативы ОДН на холодную и горячую воду совпадают по размеру. Они дифференцированы по этажности домов и степени благоустройства. От ранее действовавших они отличаются незначительно, но в целом немного снизились. В 5, 7, 8, 13 и 15-этажных домах с максимальной степенью благоустройства, а также по 4 категориям домов с прочими степеням благоустройства произошёл небольшой рост. Так, по самой массовой категории домов (5-этажным домам с максимальной степенью благоустройства) значение норматива возросло на тысячную долю, рост платежа за квадратный метр составил 1 тысячную копейки.

Официальный сайт РЭК также приводит слова начальника отдела технической экспертизы коммунальных услуг Татьяны Ивакиной о том, что также установлены нормативы на отведение сточных вод. В Государственной Думе обсуждается, оставить или убрать норматив на водоотведение. Если решение о ликвидации такого норматива будет принято на федеральном уровне, РЭК внесёт в свой приказ необходимые корректировки.

Кроме этого, в Госдуме рассматриваются возможные изменения в Жилищный кодекс, в случае утверждения которых жители смогут выбирать способ учёта ресурсов на ОДН – по нормативу или согласно показаниям счётчиков, то есть по факту. Чтобы выбрать второй способ, собственникам необходимо будет принять решение на общем собрании.

В домах, оснащённых счётчиками, где жители совместно с управляющими компаниями навели порядок с учётом данных (своевременно сдают показания квартирных счётчиков, отслеживают объёмы потребления, выявляют жильцов, манипулирующих с приборами учёта, ликвидировали безучётное потребление, провели энергосберегающие мероприятия) более выгодно производить оплату по фактическим показаниям приборов учёта. В остальных случаях выгоднее оплата по нормативу.

ОДН будут начислять по новым нормативам Общедомовые проблемы
Вместо нормативов на общедомовые нужды скоро будут введены нормативы на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пока Региональная энергетическая комиссия Омской области не утвердила новые нормативы, плата за ОДН не должна превышать значений действующих.
С 1 января 2017 года расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общего имущества в многоквартирном доме, должны включаться в плату за содержание общего имущества и рассчитываться по нормативу. Основанием для этого стали изменения в законодательстве на федеральном уровне.

Пока Региональная энергетическая комиссия Омской области не утвердила новые нормативы, плата за ОДН не должна превышать значений действующих. При этом, постановление правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» предписывает: новые нормативы должны быть определены в регионах не позднее 1 июня 2017 года. В настоящее время в РЭК сформирована рабочая группа по расчёту новых нормативов с учётом методики, предусмотренной этим постановлением.
«В соответствии с п. 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилую площадь включает в себя, в том числе — услуги за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Оплата за общедомовые нужды должна производиться в обязательном порядке. Не оплачивая сумму за ОДН, абонент становится должником, к которому в соответствии с законодательством возможно применение мер воздействия», - приводит слова начальника отдела эксплуатации жилищного фонда департамента городского хозяйства Дмитрия Котова официальный сайт городской администрации.
В феврале РЭК активно собирала информацию для расчёта новых нормативов на ОДН. Для того, чтобы получить максимально корректные сведения, ведомством были направлены запросы на получение информации в Омский Центр технической инвентаризации, муниципалитеты, ресурсоснабжающие организации, управляющие компании.

20 февраля на заседании рабочей группы в РЭК было озвучено: при расчёте новых нормативов решено применять дифференцированный подход, так как должны быть учтены все особенности домов разного типа. В РЭК считают, что принимать во внимание нужно не только этажность, площади мест общего пользования и лифты, но и наличие энергосберегающего оборудования, водоразборных устройств и т. д. По этим причинам норматив не будет универсальным для всех домов. При расчёте будут учитываться конструктивные и технические особенности домов, - отметили в пресс-службе РЭК.

В частности, предлагается разбивка нормативов электроэнергии на 9 категорий, каждому дому будет присвоена одна из них в соответствии с оборудованием, которое есть в доме.

Общедомовые проблемы
С начала этого года плата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды законодательно вошла в квитанцию за содержание и ремонт жилья. В январе жители многоквартирных домов впервые получили от обслуживающих организаций счета с этими начислениями. От новой схемы расчётов не в восторге ни жители, ни управляющие компании.
Сегодня результаты всей этой титанической работы оказались сведены на нет - суммы к оплате снова начисляются по нормативу.
Переход ОДН в жилищные услуги привёл к социально напряжённой ситуации. Прежде всего, новые условия нельзя признать справедливыми по отношению к собственникам жилья. С тех пор, как ОДН впервые появились в квитанциях ресурсоснабжающих организаций, большинством жителей была проведена впечатляющая работа для того, чтобы выверить нормативные тарифные величины и свести начисления к минимуму. Эта работа включала постоянный контроль показаний всех приборов учёта, выявление квартир с несоответствием количества прописанных и проживающих, сокращение потерь ресурса и т.д.

Естественно, всё это не может не вызывать недовольства собственников. При этом, вопреки тенденции, негатив не направлен на управляющие компании. Сегодня представители советов домов обеспокоены будущей стабильностью своих обслуживающих организаций, потому что понимают — новые реалии могут напрямую отразиться и на качестве обслуживания жилья.
«Всем понятно, что в случае неплатежей у управляющей компании не будет источника расчёта по тем счетам, которые выставляют ресурсоснабжающие организации, - комментирует генеральный директор ЗАО «УК «Левобережье» Олеся Воропаева. - Это неизбежно ударит по выполнению текущего ремонта, что чревато штрафными санкциями от надзорных органов. Эта ситуация не ведёт к укреплению института управляющих компаний, который развивался в течение 10 лет и во-многом уже стабилизировался. Больше того — может привести к банкротству управляющих компаний. Чем это может обернуться для жилищного фонда? В перспективе может появиться каскад жилищных организаций с сомнительной финансовой стабильностью. Либо, если тенденция с банкротством управляющих компаний получит своё развитие, то УК будут за долги скуплены ресурсоснабжающими организациями. В итоге, из сектора рыночной экономики жилищные услуги перейдут к монополии. Тогда тариф уже не будет обсуждаться и согласовываться, как сейчас не обсуждается размер платы за тепло, воду и т.д.»
Верхний предел платы за ОДН ограничен нормативом. Пока продолжают использоваться ранее действовавшие расчёты, однако до 1 июня 2017 года региональными властями должны быть утверждены новые нормативы потребления ресурсов на ОДН. И с этим тоже связаны определённые опасения. Нельзя исключать того, что ради сиюминутного снижения социальной напряжённости будут приняты заниженные нормативы. Хорошо это лишь при поверхностном взгляде, тогда как на деле грозит новыми проблемами. Искусственное занижение нормативов, конечно же, не повлечёт за собой сокращения реального потребления ресурсов. Так, по данным представителей ОАО «ОмскВодоканал», фактическое расходование воды на ОДН в соответствии с показаниями приборов учёта примерно в 7-10 раз превышает расчётные значения. И в случае занижения нормативных показателей, неизбежна проблема сверхнормативного потребления. Перерасход ресурса не распределяется на собственников и оплачивается из кармана управляющей компании. И дальновидные жители сегодня хорошо понимают, что нарушение стабильности УК неизбежно скажется на обслуживании жилья. Ведь платить по счетам коммунальных организаций придётся в любом случае, и ударит это прежде всего по фактическому выполнению работ в домах. Таким образом, потребитель всё равно окажется одной из пострадавших сторон — уже не из-за увеличившихся сумм в квитанции, а из-за снизившегося качества услуги.

По словам Олеси Воропаевой, рабочее общение с жителями свидетельствует — люди выступают не за низкий, а за объективный и справедливый норматив. Такой, чтобы УК смогла рассчитаться с ресурсоснабжающими предприятиями, и чтобы при этом не оказались затронуты основные виды услуг по содержанию и текущему ремонту жилья.

В УК «Левобережье» сверхнормативное потребление по возможности пытаются отслеживать. Так перед поставщиками коммунальных ресурсов поставлен вопрос о предоставлении данных по сверхнормативному потреблению каждого дома, и коммунальщики сейчас работают над организацией этого процесса. Необходимо это для точного установления причин появления сверхнормативов — лежат ли они в зоне ответственности УК или собственников. Когда не происходит утечки ресурса, и состояние сетей не вызывает нареканий, то жителям стоит обратить внимание на своевременность и точность передачи показаний приборов учёта и на выявление квартир, которые тем или иным способом платят меньше, чем должны, исходя из своего потребления. Если же проблему сверхнормативов пустить на самотёк, велика вероятность в конце концов вообще остаться без обслуживания — взваливать на себя заведомо нерентабельные дома и нести бесконечные убытки не захочет ни одна управляющая организация.

Так как суммы начислений зависят от площади мест общего пользования, точное количество квадратных метров приобретает особое значение. Исходные данные для расчётов были взяты из справок, предоставленных БТИ. В случае, если жители дома несогласны с этими цифрами, откорректировать их можно только через процедуру инвентаризации. На это потребуются деньги — около 1,5-2 тысяч с дома. Поэтому тем, кто намерен исправить данные на более достоверные, управляющая компания будет предлагать включение инвентаризации в планы текущего ремонта.

Расчёт за ОДН переходит на новые рельсы
С 1 января 2017 года омичи, как и остальные жители России, будут рассчитываться за коммунальные ресурсы, потреблённые на общедомовые нужды, по-новому. Эта статья переходит из коммунальных услуг в жилишные, и её оплата будет производиться по квитанциям управляющих компаний.
Прежде всего, отметим, что от данного нововведения не в восторге ни жители, ни обслуживающие организации. И это легко объяснимо.
За пять лет, прошедшие с момента введения понятия ОДН, механизм работы в этом плане был уже в значительной степени отлажен. Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании вели активную разъяснительную работу, призванную обеспечить порядок на домах с начислениями по ОДН и минимизировать затраты.

Намеченное было в основном реализовано — сегодня осталось не так много домов, где собственники не взяли под контроль ситуацию с ОДН. По всем видам коммунальных ресурсов, расходуемых на общее имущество дома, в большинстве многоэтажек установлены общедомовые приборы учёта. Жители стараются по возможности своевременно передавать показания индивидуальных счётчиков в ресурсоснабжающие организации. В итоге из цифр общедомового потребления вычитались показания квартирных счётчиков и значения норматива для помещений, не оснащённых приборами учёта. Получившиеся в результате этих вычислений показатели ОДН распределялись между потребителями пропорционально размеру общей площади квартир. В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, для расчёта общедомовых нужд применялись утверждённые нормативы. Чтобы стимулировать потребителей к установке приборов учета, были утверждены повышающие коэффициенты, увеличивающие норматив потребления коммунальных услуг. Для домов с общедомовыми счётчиками характерна следующая ситуация: чем выше коэффициент, тем больший объём коммунального ресурса предъявляется к оплате к собственникам, чьи квартиры не оснащены приборами учёта. Следовательно, уменьшается объём ресурса на ОДН в целом.
С начала следующего года ситуация поменяется коренным образом. Услуга перейдёт в квитанцию УК и ТСЖ. Причём начисления будут производиться в размере утверждённых нормативов. Понятно, что рассчитанные таким образом суммы всегда будут выше начислений по фактическим показаниям счётчиков. Нет ничего удивительного, что, узнав об этих переменах, жители сетуют: для чего нужно было нести расходы, устанавливать приборы учёта, выстраивать систему обращений с ОДН?
У нас в доме поставлены все общедомовые приборы учёта, ОДН сведены к минимуму. К тому же, в 354 постановлении Правительства «О предоставлении коммунальных услуг» есть пункт, говорящий о том, что потребитель вправе рассчитываться непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. На мой взгляд, мы должны рассчитываться напрямую, а появление любого посредника — это только удорожание услуги».
Валентина Круглова,
старшая по дому Лукашевича, 11 А.

«Это несправедливый порядок. Мы для того и уходили на непосредственное управление, чтобы все долги каждый платил сам за себя. А сейчас получится, что из-за долгов по коммунальным платежам мы просто останемся без текущего ремонта! Есть ресурсоснабжающие организации, пусть они этим и занимаются».
Тамара Злобина, уполномоченный
представитель собственников
дома по ул. Дианова, 18/1.

Однако, вся работа по минимизации ОДН не была бесполезной, и её стоит продолжать. Начисленные собственникам по нормативу суммы управляющая компания будет собирать с жителей и передавать поставщикам ресурсов. Но кроме этого есть ещё и сверхнормативное потребление — разница потребления между фактической и нормативной величиной, оплачивать которую будет управляющая компания.

За счёт чего возникает эта разница? На неё влияют несколько факторов. Если говорить о домах «Левобережья», давно находящихся на обслуживании предприятия, потери ресурса за счёт протечек можно исключить сразу. Управляющая компания постоянно обменивается информацией с поставщиками ресурсов обо всех домах с такими сверхнормативными показателями. По всем этим домам составлены акты о техническом состоянии подвальных помещений и сетей в местах общего пользования. Эти документы подписаны уполномоченными представителями собственников, подтверждающими, что претензий и нарушений в этом плане нет. Однако, кроме потерь ресурса есть и другие причины:
«Одна из них — это несвоевременная передача показаний индивидуальных приборов учёта, - комментирует генеральный директор ЗАО «УК «Левобережье» Олеся Воропаева. - Она должна производиться с 23 по 26 число каждого месяца. В нашей практике был дом, в котором по воде выставили сразу порядка 30 тысяч. Мы посмотрели и выяснили: только 25% жителей, у которых есть индивидуальные приборы учёта, передали показания. Поэтому очень многое зависит от своевременности передачи этих данных. На сайтах всех ресурсоснабжающих организаций предусмотрены личные кабинеты, где есть возможность отправить эту информацию в электронном виде, не выходя из дома.
Второй момент: в квартире проживает, допустим, четыре человека, а воды потреблено 2 куба. Тогда как 2 куба — это норма потребления на одного человека. Возникает вопрос: где остальные шесть кубов? А ответ прост — магниты, с помощью которых «отматывают» счётчики, к сожалению, никто не отменял. То есть речь идёт о несанкционированном потреблении ресурса, по сути, о воровстве. За это вынуждены рассчитываться соседи. Это движение с магнитами имеет достаточно большой размах, мы отслеживаем это по квартирам, и там, где такие факты есть, они хорошо заметны».

При условии, что жители не прибегают к таким методам, обеспечить наиболее точные данные о потреблении и, как следствие, значительное снижение сверхнорматива можно за счёт максимального оснащения квартир индивидуальными приборами учёта. В конечном счёте это позволит дому обеспечить экономию средств.
Почему сокращать сверхнормативное потребление выгодно и жителям, если оплачивать его всё равно будет управляющая компания? Размер платы УК прозрачен и экономически обоснован, никаких лишних денег в нём не заложено. Не рассчитаться с подрядными организациями, не выплатить зарплату или налоги обслуживающая организация не имеет права — нормы законодательства нарушать нельзя. И если из оставшихся средств вычесть ещё и неплатежи населения за места общего пользования, которые коммунальщики также будут взимать с УК, под угрозой окажется текущий ремонт и содержание домов. Наряду с этими опасениями, одним из невыясненных ключевых вопросов остаётся и то, в полном ли объёме исчезнут эти платежи из квитанций ресурсоснабжающих предприятий — до сих пор эти сомнения аргументированно никто не развеял. В этих условиях высокий процент неплатежей на первых порах после перехода более чем вероятен. В ближайшей перспективе такое положение вещей может привести к срыву выполнения текущего ремонта домов, в более отдалённой — к банкротству управляющих компаний.

Сознательность жителей выше — ОДН ниже!
Контролировать начисления можно при наличии приборов учёта во всех квартирах!
Читать далее
На страницах нашей газеты мы уже рассказывали о попытках дома №3 по ул. Ватутина добиться снижения начислений по ОДН. Собственникам удалось подключить к решению вопроса представителей ресурсоснабжающих организаций и компетентных ведомств. Результаты совместной аналитической работы жителей и коммунальщиков в очередной раз подтвердили — реальная экономия на ОДН возможна только при полной оснащённости дома приборами учёта.

Данный дом — типовая девятиэтажка с нежилыми помещениями на первом этаже. В доме 143 квартиры и, по словам уполномоченного представителя собственников Любови Солдатенко, счётчиками на воду не оборудованы порядка 20 жилых помещений. Дом также оборудован общедомовым прибором учёта. Активом организована работа по ежемесячному предоставлению показаний счётчиков в водоканал.

И хотя расходы на ОДН в данном доме не превышают среднегородских значений, жители попробовали свести их к минимуму. В январе они побывали на приёме у председателя областной РЭК, а после договорились с поставщиками ресурса совместно уточнить данные о соответствии числа фактически проживающих и зарегистрированных граждан, живущих в квартирах, не оборудованных счётчиками. Также было решено провести обследование нежилых помещений дома и контрольное снятие показаний приборов учёта.

В состоявшемся комиссионном обследовании приняли участие специалисты ОАО «ОмскВодоканал» и ООО «Омскэнергосбыт», жители дома и собственники нежилых помещений. Представительство обеспечила и обслуживающая дом УК «Левобережье», а в качестве независимого наблюдателя выступила РЭК Омской области.

В рамках обследования основной акцент делался на единовременное снятие показаний счётчиков, а также на выявление и устранение случаев несанкционированного потребления ресурсов в многоквартирных домах. Специалисты коммунальных организаций снимали показания индивидуальных и общедомовых счётчиков. При необходимости проводилась опломбировка приборов учёта и установка на них средств защиты от использования магнитных устройств.

По итогам обследования фактов незаконного вмешательства в работу приборов учёта (срывов пломб, установки магнитов) выявлено не было. По мнению старшей по дому Любови Солдатенко, коренным образом ситуация с начислениями изменится только после того, как приборами учёта будут оснащены все квартиры дома:

«Получается, что нужно просто заставлять людей ставить счётчики. Счётчика нет — они льют воду сколько захотят. Им так выгоднее. Когда люди поставят счётчики, хотя бы можно будет делать какие-то обоснованные выводы, станет понятно, где у нас потери. Если налажен полный учёт расходования, никто не ставит магниты, никто не ворует, тогда уже можно что-то доказывать и требовать. А в нынешних условиях я не знаю, как этот вопрос можно решить».

Наряду с недобросовестной позицией отдельных жителей, которые потребляют коммунальные ресурсы за счёт соседей, ещё одним проблемным фактором могут являться потери в общедомовых сетях. Так на Ватутина, 3 по словам Любови Солдатенко уязвимым местом является состояние электропроводки. Сейчас дом располагает необходимыми средствами, и управляющая компания проведёт работы по замене отслужившего электрооборудования. Эта мера, а также оснащение приборами учёта тех квартир, где сегодня счётчиков ещё нет, являются для дома приоритетами, с которыми связывают надежды на снижение начислений по ОДН.



Отложен переход платы за общедомовые нужды из разряда коммунальных услуг в жилищные
В конце марта были внесены корректировки в Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». После подписания Президентом России на официальном правительственном портале был опубликован закон, в соответствии с которым перенос расходов на общедомовые нужды в многоквартирном доме из коммунального платежа в плату за содержание жилого помещения отложен с 1 апреля 2016 до 1 января 2017 года
Читать далее
Еще в конце января на форуме «Городское развитие: жильё и ЖКХ» премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пообещал, что решение о переходе будет отсрочено. Премьер отметил, что у людей возникает множество вопросов по этой реформе.

В результате срок данных изменений в структуре жилищно-коммунальных расчётов оказался сдвинут более, чем на полгода. За это время должны быть улажены все проблемные моменты, которые вызывали затруднения у граждан и управляющих организаций, надлежит уточнить порядок перехода и связанных с ним подготовительных мероприятий.

До 1 ноября 2016 года регулирующие органы в субъектах Федерации (в Омской области таким органом является Региональная энергетическая комиссия) должны будут установить новые нормативы на ОДН после выхода соответствующих правил, утвержденных Правительством РФ. Эти нормативы должны будут отражать объективную информацию, основанную на фактических показателях по домам с различными видами благоустройства.

Как сообщает пресс-служба областной РЭК со ссылкой на Минстрой России, нормативы необходимы в качестве предельного уровня платы за ОДН, чтобы каждый человек понимал, больше какой суммы он не должен платить. При этом приборы учета также необходимы, поскольку позволят контролировать как личное потребление коммунальных услуг, так и адекватное использование ресурсов на нужды дома. Отсрочка призвана дать время на то, чтобы проверить все дома, исключить несанкционированное и нецелевое расходование ресурсов, провести мероприятия по энергосбережению. Как подчеркнул заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, «жильцы не будут платить за протечки воды или незаконное подключение к электрическим сетям».

В целом по мнению законодателей переход ОДН в разряд жилищных услуг будет стимулировать все заинтересованные стороны к энергосбережению и экономии ресурсов.
Как снизить плату за ресурсы, расходуемые на содержание общего имущества?
Пятиэтажка на Революционной, 11, как и большинство других домов, столкнулась с проблемой высоких значений ОДН.
В качестве причин можно обозначить сразу несколько обстоятельств, которые являются типичными для омского жилищного фонда. И хотя понимание сути проблем у активных жителей есть, в одночасье устранить неблагоприятные моменты, несмотря на все усилия, не удаётся.
Читать далее
Основной фактор роста ОДН заключается в том, что многие жители до сих пор пренебрегают исполнением некоторых своих обязательств. Как известно, 261-ый Федеральный закон, регламентирующий вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предписывает всем собственникам оборудовать свои квартиры индивидуальными приборами учёта. Однако, в реальности требования законодательства исполняются не всегда:

«У нас в доме 64 квартиры, в 17 из них нет счётчиков на воду, - рассказывает представительница жителей дома на Революционной, 11 Людмила Окрокова. - Возможность установить их есть у всех. Нет понимания того, насколько это важно, и что это обеспечивает реальную экономию. Актив дома старается вести разъяснительную работу: объясняем, что если все установят в квартирах приборы учёта, нам за ОДН, может, и вообще платить не придётся. Но люди этого, видимо, не понимают. А остальные жильцы возмущаются, почему они должны платить за других, ведь весь неучтённый объём падает в ОДН и раскидывается на всех».

Ещё одна не менее значимая проблема — соответствие количества зарегистрированных жителей и фактически проживающих. Нередки ситуации, когда в квартире без счётчика прописан, например, один человек, а по факту живут, расходуя коммунальные ресурсы, трое-четверо. В этой ситуации в накладе остаются опять-таки соседи, которым приходится платить «за себя и за того парня». Несмотря на то, что старшие по домам ежемесячно предоставляют в ресурсоснабжающие организации акты, где должно быть зафиксировано реальное количество живущих в доме, эти данные всё же далеки от исчерпывающей достоверности. По словам Людмилы Окроковой, точно установить, сколько человек проживает в квартирах без приборов учёта, весьма проблематично. Плюс к тому, каждая попытка это выяснить вызывает бурю негодования со стороны владельцев проблемных квартир:

«Составляем акт для «Водоканала», начинается скандал: зачем вы указали двоих проживающих вместо одного, мне теперь больше платить, - говорит Людмила Геннадьевна. - Так вы поставьте прибор учёта, и никто к вам претензий иметь не будет. Есть и другие ситуации. Например, в квартире в настоящее время никто не проживает, но хозяева делают ремонт и пользуются и водой, и светом, и газом. Счётчиков нет. На наши ОДН это влияет напрямую. Спрашиваю в водоканале, как мне с такой квартирой быть. Они отвечают: нет, в актах должно фиксироваться только количество проживающих и ничего больше. Или вот ещё один пример: в другой квартире, где тоже нет счётчиков, хозяева держат пятерых собак. И мы тоже не можем в акте это отразить, потому что в водоканале говорят: по домашним животным данные не принимаем. Хотя воду ведь расходуют и на них. То есть, порядок не отработан, и это добавляет сложностей».

Минимизировать ОДН пытаются и другие дома. В конце января на приёме у председателя РЭК Омской области Олега Голубева вопросы об уменьшении оплаты за ОДН задали жители дома №3 по улице Ватутина. Данный дом — типовая девятиэтажка, на первом этаже которой есть нежилые помещения. В доме 143 квартиры и, по словам уполномоченного представителя собственников Любови Солдатенко, счётчиками на воду не оборудованы порядка 20 помещений. Дом также оборудован общедомовым прибором учёта. Активом организована работа по ежемесячному предоставлению показаний счётчиков в водоканал.

«82% квартир данного дома оснащены приборами учёта. Этот показатель гораздо выше, чем в среднем по городу, - цитирует руководителя центра обслуживания абонентов ОАО «ОмскВодоканал» Юлию Неклеса пресс-служба ведомства. - Актив дома ежемесячно предоставляет сведения о показаниях счётчиков. Расходы ОДН в данном доме не выше среднегородских значений».

Жители дома готовы идти дальше, добиваясь уменьшения платы за ОДН. Так представители актива дома и поставщика ресурса договорились уточнить данные о соответствии числа фактически проживающих и зарегистрированных граждан, живущих в квартирах, не оборудованных счётчиками. Также решено провести обследование нежилых помещений дома и контрольное снятие показаний приборов учёта.
Made on
Tilda