С 2021 года в многоэтажки начнут оснащать интеллектуальными приборами учёта электроэнергии

Интеллектуальные счётчики электроэнергии повсеместно начнут устанавливать в домах с 2021 года. Это предусматривается проектом поправок ко второму чтению соответствующего законопроекта. Детали пока обсуждаются федеральным правительством
«Умный» счётчик сам передает данные об объёмах потреблённой энергии, даёт сигнал ресурсникам о взломе или неисправности. За чей счёт их будут устанавливать, и кто ими будет владеть? Сейчас закон предполагает, что потребитель должен сам устанавливать прибор учёта электроэнергии – от населения до промышленных предприятий. Для крупных потребителей обязанность устанавливать счётчики самостоятельно сохранится. Что касается остальных категорий, в том числе жилых домов, обязанность по их оснащению приборами учёта перенесут на гарантирующих поставщиков и сетевые организации, - сообщила заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко в комментарии «Российской газете».
Проект поправок предусматривает, что расходы на установку счётчиков будут включены в тариф. Размер платы пока не уточняется. Но в министерстве энергетики считают, что приборы учёта в любом случае должны обеспечить экономию за счёт снижения потерь электроэнергии. Кроме того, рост тарифов будет ограничен уровнем инфляции. В Минэнерго ориентируются на следующую схему: поставщики ресурса, вложив свои деньги в установку приборов, впишут платежи за них в тариф и растянут на долгий срок (предположительно, на 10 лет и более, в зависимости от срока работы счётчика). В этом случае скрытый платёж по факту должен оказаться небольшим.

Как только закон вступит в силу, по истечении трёх месяцев гражданин больше не будет обязан заменять счётчик и поверять его. Эти вопросы перейдут в ведение гарантирующего поставщика электроэнергии, который должен будет отслеживать, когда надо поверить счётчик или его заменить.

Какие именно приборы будут устанавливаться? Могут ли российские производители сами поставлять счетчики, или это будут китайские аналоги? В Минэнерго после предварительного изучения темы предполагают, что есть возможность удовлетворить спрос отечественными разработками. Позднее будут приняты требования к минимальному функционалу счётчика, постановление об этом отдельно утвердит правительство. До 2021 года счётчик могут заменить и на неинтеллектуальный, а после этого срока - только на интеллектуальный.

Сколько может стоить такой прибор учёта? На этот вопрос также пока нет чёткого ответа. В целом по рынку стоимость варьируется от одной до 12 тысяч рублей. Как только будут точные требования к набору функций, станет ясна цена вопроса, пояснила Бондаренко.

Если гарантирующий поставщик или сетевая организация уходит от обязанности установить новый прибор учёта, а у гражданина, например, рабочего счётчика вовсе нет, то в течение трёх-шести месяцев счёт за электроэнергию будут выставлять по среднему расходу. По истечении полугода гражданин прекратит оплачивать электричество. То есть платить за поставленные ресурсы будет сама компания, кроме того, она окажется под угрозой штрафа.

Правительственный законопроект об интеллектуальной системе учёта электроэнергии был принят Госдумой в первом чтении в ноябре прошлого года и с тех пор изменился до неузнаваемости. Пожалуй, единственное, что осталось в проекте неизменным - это условия, при наступлении которых старый счётчик будут менять на новый (по мере выхода приборов из строя или после истечения межповерочного интервала).

Ресурсоснабжающие организации упрощают процедуру передачи показаний счётчиков

«Росводоканал Омск» запустил электронный сервис, позволяющий абонентам передавать показания индивидуальных приборов учёта по телефону путём набора соответствующих цифр.
Теперь, чтобы сообщить данные о расходе воды можно позвонить по номеру 53-00-11 или 39-51-00, нажать цифру 2, после чего, следуя указаниям автоответчика, набрать на клавиатуре телефона номер лицевого счёта, указанный в верхнем правом углу квитанции, номер прибора учёта (в таблице «Справочная информация об индивидуальных приборах учёта»), затем его показания. Преимуществом сервиса является круглосуточный режим работы, что позволит омичам передавать данные в удобное для них время. В ресурсоснабжающей организации обращают внимание горожан на то, что важно передавать показания как холодной, так и горячей воды. На основе этих данных, производится расчёт платы за водоотведение.
«Для нас важно, чтобы передача показаний была максимально простой для потребителей и занимала буквально 1-2 минуты, - рассказала пресс-службе ОАО «ОмскВодоканал» коммерческий директор предприятия Ольга Смиковская. - Новый сервис позволяет автоматизировать процесс приёма показаний для тех потребителей, которые привыкли сообщать данные по телефону. Для удобства мы рекомендуем перед использованием сервиса держать перед глазами не только лист с показаниями, но и последнюю квитанцию за воду и водоотведение. В ней указана вся необходимая информация».
Омский водоканал принимает данные приборов учёта воды в любой день. Передавать данные рекомендуется до 25 числа каждого месяца. Чтобы начисления были корректными, показания счётчиков холодной и горячей воды нужно передавать ежемесячно.

Расширяет набор доступных способов передачи показаний счётчиков и другая коммунальная организация – АО «Омск РТС». В начале года на предприятии была внедрена голосовая передача показаний счётчиков горячей воды. Поступающая от абонентов информация обрабатывается с помощью технологии интеллектуального распознавания речи и вносится в базу данных. Система позволяет передавать показания счётчиков роботу без участия операторов контактного центра.

Как информирует официальный сайт АО «Омск РТС», за 8 месяцев работы виртуального робота потребители передали 24 тысячи показаний счётчиков. При этом динамика популярности сервиса составила 30% с начала года.

Ежемесячная передача показаний позволяет коммунальным поставщикам производить корректные начисления потребителям. Заметный плюс электронных способов передачи в том, что сведения о потреблении автоматически поступают в базу данных, и их ручная обработка не требуется.

Заместитель генерального директора АО «Омск РТС» по энергосбытовой деятельности Олег Хилько пояснил, что виртуальный робот внедрён для расширения перечня способов обращения абонентов. Срок эксплуатации сервиса пока небольшой, поэтому на предприятии изучают опыт его функционирования и работают над его усовершенствованием, в том числе с учётом замечаний потребителей. Так если вначале система принимала показания только в определённые часы, то сейчас работает круглосуточно.
Приём показаний осуществляется по телефону
контактного центра 8-800-770-74-60 (звонок бесплатный).


После автоматического соединения с голосовым роботом абонентам необходимо продиктовать показания счётчиков горячей воды, сообщив индекс ЖЭУ и лицевой счёт, указанные в общей квитанции за отопление и горячую воду. В случае, если передать данные через робота не получилось, звонок переводится на оператора.

Счётчик как альтернатива затратам и хлопотам

Отсутствие индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов предполагает начисление оплаты по нормативу на количество прописанных в помещении. В ряде случаев численность проживающих горячо оспаривается собственниками квартир. Хотя избежать лишних споров, а также траты денег и времени не так сложно — достаточно установить квартирный счётчик.
Сегодня не столь редки ситуации, когда в квартире живёт несколько человек, а прописан один, или вообще ни одного. Сейчас в случае, если в помещении никто не прописан, и оно не оборудовано счётчиками, ресурсоснабжающие организации выставляют начисления из расчёта на одного проживающего. А раньше и вовсе не начисляли ничего, руководствуясь логикой «нет прописанных — нет начислений». То, что вода и электроэнергия всё равно расходовались фактически проживающими, но неучтёнными гражданами, оставалось за скобками.
Ситуация, при которой коммунальными благами пользуется добрый десяток человек, а оплата производится только за одного, по сути дела, является воровством и стремлением жить за счёт других. Ведь общедомовой прибор учёта фиксирует весь потреблённый объём по дому, и разница между его показаниями и данными всех квартирных счётчиков «улетает» в ОДН. Таким образом, потреблённые, но неучтённые ресурсы оплачиваются соседями таких «жителей-призраков» как израсходованные на общедомовые нужды.

Конечно, спонсировать любителей халявы не хочется никому. Для того, чтобы привести «бумажную» численность жителей в соответствие с реальной, собственники квартир, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации внедрили акты о фактическом проживании. Эти документы составляются на основе данных, предоставленных уполномоченными представителями собственников или советами домов, в их составлении могут принимать участие соседи. Акт, фиксирующий реальное количество жильцов квартиры, передаётся в УК и коммунальные организации. Последние в соответствии с ним выставляют начисления по нормативу.

Однако, сегодня некоторые собственники заявляют: количество фактически проживающих по данным этих актов якобы завышено. Люди пытаются оспорить эти сведения в судебном порядке. Мотивы этого «справедливого негодования» проследить несложно.
«Собственник оспаривает такой акт в суде, настаивая на том, что проживает один, - рассказывает начальник правового управления УК «Левобережье» Амиржан Алимов. - Мы предлагаем ему установить прибор учёта. Он не хочет - говорит, что нет технической возможности, хотя на самом деле она есть. Мы ему в суде говорим: «давайте вместе выйдем, составим акт, сколько людей там проживает, и начисления будут производиться по факту. Он отвечает: нет, мне этого не надо. Напрашивается вывод, что человек просто укрывается от оплаты в полном размере».
Как рассказали в правовом управлении УК «Левобережье», чтобы оспорить этот акт, человеку нужно составить новый, заверить его в управляющей компании, после чего предоставить поставщикам ресурса. Другой вариант: оспаривать содержащиеся в документе данные в судебном порядке. Немногочисленные прецеденты уже есть, даже несмотря на обилие сложностей. Среди которых внесение госпошлины за обращение в суд, оплата изготовления иска и консультации, периодические отлучки с работы и перекраивание личного графика для того, чтобы ходить по судебным заседаниям.

Избежать стольких хлопот, расходов и возможных проблем не так сложно — для этого достаточно просто установить в квартире приборы учёта. В этом случае человек оплачивает только то, что потребил, и к нему точно не будут иметь никаких претензий ни ресурсники, ни УК, ни соседи. В противном случае составление актов о фактическом проживании придётся принять как данность. Однако есть и те, кто отказывается признавать очевидное.

Для тех же, кто не хочет лишних проблем, связанных с оспариванием актов, напомним, что заказать установку счётчика можно как у любого приглянувшегося подрядчика, так и непосредственно в управляющей компании. «Левобережье» установкой приборов учёта (как по холодной и горячей воде, так и по электроэнергии) занимается не первый год, работы выполняются профессионалами из службы платных сантехнических заявок, по оплате предоставляется рассрочка. Задать интересующие вопросы или сделать заявку можно по телефонам: 900-591; 8-913-613-37-63.

Зима в тепле

От чего зависит температура воздуха в жилых помещениях, и какими могут быть последствия самовольной реконструкции систем отопления в жилых домах.
С наступлением зимы вопрос качества теплоснабжения выходит на первый план в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. По каким причинам температура воздуха в квартире может не соответствовать санитарным нормам? И какую работу проводят работники жилищно-коммунального хозяйства, чтобы жильцы обслуживаемых домов чувствовали себя комфортно в квартирах на протяжении всего отопительного периода?
Каждое лето обслуживающие организации производят подготовку своего жилищного фонда к отопительному периоду. При этом в тепловых узлах жилых домов производится установка дроссельных устройств (сопел или диафрагм), от диаметров отверстий которых напрямую зависит количество подаваемой в дом тепловой энергии и, как следствие, температура воздуха в квартирах. Расчёт диаметров отверстий дроссельных устройств ежегодно производит теплоснабжающая организация, а управляющая компания при подготовке теплового пункта к отопительному периоду должна выполнить все предписания поставщиков тепла.

Однако, реальная ситуация может отличаться от расчётов. После начала отопительного периода в управляющей компании «Левобережье» ежедневно, с помощью специальных компьютерных программ, производится анализ заявок, поступающих от потребителей и контроль параметров теплоносителя в тепловых узлах многоквартирных домов.
«Нормативная температура воздуха в жилых помещениях составляет + 20 градусов и + 22 градуса в угловых комнатах, - комментирует главный теплотехник ЗАО «УК «Левобережье» Михаил Орлов. - Если в квартире холодно, жильцы сообщают нам об этом. Мы проводим анализ параметров теплоносителя и измерения температуры воздуха в жилых помещениях. После согласования с представителями теплоснабжающей организации производится корректировка диаметров отверстий дроссельных устройств в тепловых узлах. Самостоятельно делать этого мы не имеем права – для защиты от самовольного увеличения диаметров отверстий дроссельные устройства пломбируются представителями теплоснабжающей организации».
Но качественное теплоснабжение жилых помещений зависит не только от параметров теплоносителя и добросовестной подготовки тепловых пунктов и систем теплопотребления представителями управляющей компании. Не последнюю роль здесь играет и деятельность самих жителей, в частности, различные попытки самовольной реконструкции систем отопления.

Согласно техническим нормам, любая реконструкция систем отопления (в том числе замена и перенос отопительных приборов и трубопроводов) возможна только при наличии проекта, изготовленного специализированной организацией и согласованного с поставщиками тепла. В реальности же никто не обременяет себя лишними хлопотами – всё делается по собственному усмотрению. Результат нередко оказывается достаточно печальным: в квартире становится холодно, жилец пытается добиться правды в управляющей или теплоснабжающей организации, тогда как причиной данной ситуации является нарушение потребителями порядка реконструкции системы отопления. Подобными действиями жители зачастую наносят вред не только себе, но и своим соседям, проживающим в квартирах, отопительные приборы в которых подключены от общих стояков отопления.
Распространёнными нарушениями при реконструкции систем отопления, по словам Михаила Орлова, являются уменьшение диаметра стояков отопления или перемычек в схеме подключения отопительных приборов, отсутствие этих перемычек, неправильная установка запорной и запорно-регулирующей арматуры, применение металлополимерных труб при монтаже систем отопления, установка отопительных приборов с мощностью, превышающей необходимую для жилого помещения величину.
Эффективных рычагов воздействия в таких ситуациях не особенно много. Управляющая компания наделена полномочиями только извещать собственников о необходимости устранения выявленных нарушений. Теоретически, игнорирование предписаний управляющей компании может привести к судебному разбирательству. Однако, во многих случаях, после квалифицированных разъяснений сотрудникам управляющей компании и жильцам удаётся прийти к компромиссу.

Если же оценивать ход нынешнего отопительного периода в целом, можно отметить, что он проходит без серьёзных сбоев. Были отмечены факты низких перепадов давлений на тепловых вводах многоквартирных домов 10-го микрорайона Левобережья, подключенных от ТЭЦ-3 АО «ТГК-11». В настоящее время по этой же причине на ежедневном контроле находятся многоквартирные жилые дома по ул. Мельничная, подключенные от котельной по ул. Перова, 43 муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания».
Справка
Качество предоставления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях регламентируется требованиями пункта 15 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. В этом документе прописаны требования к обеспечению нормативной температуры воздуха.

Измерение температуры воздуха в жилых помещениях должно осуществляться в самой большой по площади жилой комнате, в центре помещения на высоте 1 метр и на расстоянии 0,5 метра от обогревательного элемента и наружной стены. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96).

Работающая вентиляция — чистый воздух в квартире

С наступлением холодов во многих квартирах, оснащённых современными оконными блоками, появляются проблемы - запотевают стеклопакеты, образуется конденсат на подоконниках, рыжая или чёрная плесень на оконных откосах, в углах наружных стен, ванных комнатах. Огорчённые люди обращаются в оконные фирмы, требуя устранить конденсат или заменить стеклопакеты. В свою очередь менеджеры фирм-установщиков терпеливо пытаются объяснять недовольным клиентам, что дело не в окнах. Выпускаемые оконные блоки соответствуют всем требованиям, но нужна вентиляция квартир.
При проектировании подавляющего большинства домов старого жилищного фонда предусматривалось, что приток воздуха будет происходить за счёт неплотных примыканий оконных и дверных притворов. Этот фактор был заложен в основу системы естественной вентиляции. Пока в окнах квартир стояли старые рамы с обилием щелей и отверстий, проблем с притоком воздуха не было никаких. Но установка современных ПВХ-профилей приводит к тому, что предусмотренный проектом воздухообмен нарушается.
«Нормативная пропускная способность деревянных переплётов составляет 6-8 килограмм воздуха на квадратный метр, - комментирует главный инженер ЗАО «УК «Левобережье» Олег Бандур. - Фактическая и того больше — 10-12 кг. Вентиляция, что называется, «свистела». А у пластиковых окон пропускная способность нулевая, или близка к нулю. Человек ставит такие окна, плюс две двери, и в квартире создаётся вакуум. Без притока воздуха вентиляция не работала, не работает и никогда работать не будет».
В условиях воздушного дефицита в помещении неизбежно повышается влажность — этому способствует даже человеческое дыхание. По данным заведующего кафедрой «Городское строительство и хозяйство» СИБАДИ Александра Кривошеина в среднем взрослый человек в состоянии покоя при температуре 20-22 градусов выделяет в течение часа 30-60 грамм водяного пара, а в сутки до 1,5 литра. Делают своё дело и такие процессы, как приготовление пищи, стирка, полив цветов. Влага оседает на стенах и потолках, что приводит к образованию плесени.

Усложняет ситуацию то, что своевременно выявить проблему чрезмерно влажного воздуха удаётся не всегда. Человеческий организм достаточно чутко реагирует на изменения температуры даже в пределах 2-3 градусов, но изменение относительной влажности воздуха в пределах 20-30% практически не ощущает. Поэтому недостаточный воздухообмен обычно замечается только с ухудшением самочувствия или, по крайней мере, с образованием конденсата.

Бытует мнение, что все проблемы с вентиляцией связаны с окнами из ПВХ, а окна из древесины «дышат», и поэтому проблем с вентиляцией при деревянных окнах нет. Однако многочисленные результаты обследований и испытаний оконных блоков различного конструктивного решения свидетельствуют, что «дышат» только старые оконные блоки - через щели и неуплотнённые притворы. Современные оконные блоки из ПВХ, клееной древесины или алюминия характеризуются приблизительно одинаковым притоком воздуха, который в несколько раз меньше даже минимально необходимого воздухообмена.
Проветривание помещений через форточки, открывающиеся створки окон, в том числе и щелевое проветривание, как правило, сопровождается сквозняками, нарушением температурного режима помещений, ухудшением звукоизоляции, поступлением пыли и т.д.
В организации, обслуживающие многоквартирные дома, нередко поступают обращения жителей по вопросам повышенной влажности воздуха. В ряде домов, обслуживаемых УК «Левобережье», специалистами из сертифицированной организации проведены обследования температурно-влажностного режима и систем вентиляции.
«Анализ результатов обследования показал, что система вентиляции не обеспечивает требуемого воздухообмена обследованных квартир, - резюмирует специалист «Центра качества строительства» Станислав Роскошный. - Это происходит по ряду причин, основная из которых — отсутствие организованного притока воздуха при оконных блоках с низкой воздухопроницаемостью».
В заключениях, выданных «Центром качества строительства», обозначены и пути решения проблемы. Создать условия для достаточного притока воздуха позволяет установка приточных вентиляционных клапанов, которые обеспечивают постоянное проветривание квартиры, сохраняя при этом все преимущества герметичных окон.
Как функционирует этот механизм? Внутри утеплённого корпуса расположен клапан, обеспечивающий запирание устройства в случае сильного ветра или холода. На корпусе со стороны помещения закрепляется вентиляционная решётка с регулируемым сечением для поступления воздуха, то есть параметры устройства можно отстраивать по своему усмотрению. Клапан устанавливается в подготовленный проём в стене под подоконником рядом с батареей. Приток воздуха происходит через вертикальный канал из под подоконного слива с наружной стороны здания.
Такой клапан обеспечит контролируемый воздухообмен, при этом не создавая сквозняков и не допуская проникновения в квартиру пыли и шума с улицы. Как сообщил Станислав Роскошный, клапаны оснащены фильтрами разной степени сложности, которые позволяют нивелировать поступление мелкодисперсных частиц и даже блокируют запахи. Комфортный микроклимат в помещении работа приточного клапана никак не нарушает — исследования показали, что при работе клапана температура в комнате снижается не более, чем на 1-2 градуса. Если бы стояло старое окно, холодный воздух тоже поступал бы с улицы и охлаждал помещение. А при наличии клапана плюс в том, что приток воздуха можно регулировать. Кстати, в Москве действуют городские строительные нормы, согласно которым дома, неоснащённые клапанами приточной вентиляции, просто не допускаются к сдаче.
Специалисты рекомендуют размещать приточные устройства в каждой жилой комнате. По словам Александра Кривошеина, самый чистый воздух должен поступать в жилые комнаты и далее перемещаться по коридорам к санузлам и кухне, забирая влагу и запахи. Для беспрепятственного удаления грязного воздуха через вытяжные каналы, двери в санузлах и кухнях не должны закрываться герметично. Также следует предусмотреть либо подрезку дверных полотен – снизу на 10-15 мм, либо переточные вентиляционные решетки. В кухне вентиляционные клапаны устанавливать не следует.
Достаточно часто возникает вопрос – как проверить работоспособность вентиляции? Для точной количественной оценки воздухообмена помещений необходимы специальные приборы и оборудование. Однако в первом приближении оценить работоспособность вентиляционных каналов можно и без каких-либо приборов.
«Самый простой эксперимент, который можно провести — в зимнее время открыть окошко и проверить, работает вентиляция или нет, - рассказал Станислав Роскошный. - Если при открытых окнах она работает, значит проблема в недостатке притока воздуха, и со 100 %-ной вероятностью поможет приточный клапан. Есть ещё один нюанс — система воздухообмена эффективно работает при температуре ниже плюс пяти градусов».
В жару естественная вентиляция не работает. В этом случае может помочь установка клапанов, которые обеспечивают небольшой принудительный приток. Это происходит за счёт встроенного вентилятора, который подключается к розетке и при небольших затратах электричества даёт небольшой приток воздуха.

Электричество на ОДН по минимуму

Что делает для этого управляющая компания, и какие шаги требуются от жителей
Управляющая компания «Левобережье» проводит масштабные работы по замене общедомовых комплексов учёта электроэнергии. Своевременное решение этой задачи не только позволяет домам оплачивать ОДН по счётчикам, но и обеспечивает приборам учёта годы бесперебойного функционирования.
Каждый многоквартирный жилой дом оснащён комплексом учёта электроэнергии, который состоит из непосредственно прибора учёта и комплекта трансформаторов тока. И если у счётчика срок поверки составляет, как правило, 16 лет, то у трансформаторов до недавнего времени он ограничивался всего четырьмя годами. По этой причине даже в тех домах, где в 2010-2011 годах проводилась массовая замена приборов учёта, комплексы в целом уже требовали внимания специалистов-энергетиков. Поверка трансформатора стоит порядка 550-600 рублей, при этом её проведение продлит официальный «срок годности» прибора ещё на 4 года. Замена трансформатора обходится несколько дороже — около 700 рублей. При этом, у трансформаторов более новых модификаций срок поверки значительно больше — 8 или 12 лет в зависимости от производителя.
Управляющие компании и коммунальные организации тщательно следят за тем, чтобы оборудование эксплуатировалось с соблюдением всех требований. Как сообщил главный энергетик ЗАО «УК «Левобережье» Артём Нетёса, с конца марта по конец мая сетевой организацией «Омскэлектро» проводилось массовое обследование приборов учёта в домах, обслуживаемых управляющей компанией. По итогам этой проверки были выданы предписания выполнить работы на комплексах учёта с трансформаторами, срок поверки которых был на исходе. Всего обновлению подлежали приборы учёта примерно в 200 домах «Левобережья».
Впрочем, планомерную работу в этом направлении управляющая компания начала вести задолго до выдачи нынешних предписаний «Омскэлектро». В прошлом году замена комплексов учёта электроэнергии выполнена более, чем в ста обслуживаемых домах. Всего же за два последних года приборы учёта заменены практически по всему жилищному фонду предприятия.
«Если говорить о домах, которых коснулась последняя проверка «Омскэлектро», то выполнять эти предписания мы начали с апреля и к концу июня выполнили процентов 95 от всего объёма, - комментирует Артём Нетёса. - Остались единичные адреса, где проверки проводились в мае, их мы должны завершить в июле, и сейчас уже заканчиваем работы. Соответственно, эти дома на 8-12 лет могут забыть о необходимости поверки, и приборы учёта потребуют какого-либо вмешательства только в случае физической неисправности».
Однако, для того, чтобы цифры ОДН сводились к минимальным значениям, нормально работающего и поверенного общедомового счётчика недостаточно. Вторым обязательным условием в оптимизации ОДН является своевременная передача жителями показаний своих квартирных приборов учёта электроэнергии. Ведь всё потребление, данные о котором не переданы в «Омскую энергосбытовую компанию», автоматически оказывается в строке «Общедомовые нужды». Поэтому важно, чтобы в период с 23 по 27 число каждого месяца сведения были предоставлены поставщикам ресурса.
Передавать показания можно не только в индивидуальном порядке — во многих домах заведён порядок, по которому жители передают цифры со своих счётчиков уполномоченному представителю своего дома, который уже доводит их до ресурсоснабжающей организации. Более того, процедуру передач можно организовать так, что выполнять её можно будет буквально не выходя из дома. За каждым домом закреплён агент «Энергосбыта», который ежемесячно выходит на данный адрес, чтобы снять показания общедомового прибора учёта. Уполномоченный представитель может без проблем получить контактные данные этого агента, чтобы договориться о передаче реестра с данными квартирных счётчиков во время визитов представителя «Энергосбыта».

Приборы учёта тепла приводят в соответствие с актуальными требованиями

Управляющая компания "Левобережье" выходит к жителям обслуживаемых домов с предложениями о проведении модернизации приборов учёта тепловой энергии. Мы выяснили, что включает в себя данная процедура, и в чём её необходимость
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно перенестись в недалёкое прошлое. А конкретнее - в 2013 год, когда было принято постановление Правительства №234 "О коммерческом учёте тепловой энергии теплоносителя". Этим нормативным актом был предусмотрен ряд дополнительных требований к состоянию и характеристикам узлов учёта.
Ключевой момент здесь заключается в том, что узлы учёта, введённые в эксплуатацию до вступления в силу этих правил могут быть использованы для коммерческого учёта тепловой энергии только до выхода из строя одной из основных его частей - расходомера или тепловычислителя. Эти приборы номерные, поэтому просто заменить любой из них другим аналогичным не получится - требуется замена всего узла. Иначе же показания этого прибора учёта не принимаются при расчётах начислений. Если узел учёта признаётся нерабочим в ходе отопительного периода, дом несёт финансовые потери, потому что вынужден производить оплату на менее выгодных условиях - по нормативу.
Не допустить таких неприятных неожиданностей призвана модернизация приборов учёта. Процесс это многоступенчатый, требующий немалых затрат времени. Для того, чтобы его провести, требуется подготовить проект, согласовать его в ресурсоснабжающей организации, закупить и смонтировать оборудование, после чего готовый узел должны опломбировать представители поставщиков тепловой энергии. Все эти стадии с большой долей вероятности не уложатся в один месяц, а для дома это означает малоприятный вариант с расчётами по нормативу. Правила гласят, что если в течение года показания прибора учёта не принимаются на протяжении месяца, год полностью "выпадает" из расчётов по данному счётчику.
Как сообщил главный инженер ЗАО "УК "Левобережье" Олег Бандур, управляющая компания предлагает собственникам выполнить эти работы в тёплое время года, потому что сейчас есть возможность заниматься ими в плановом порядке, сделать всё надёжнее и качественнее, сдать приборы учёта в эксплуатацию до начала отопительного сезона.
"Процесс модернизации включает в себя дополнительную установку датчиков давления, - прокомментировал директор подрядной организации ООО "ЭнергоАвтоматика" Алексей Ользарович. - Это более серьёзный контроль не только объёмов потребления, но и качества теплоносителя. Каждый час регистрируется давление в подающем и обратном трубопроводе, в том числе и в трубопроводах горячего водоснабжения. На ГВС обязательно ставится датчик температуры и расходомер с импульсным выходом. Это обеспечивает часовые архивы всех параметров - данные сохраняются в памяти, мы можем задать время и посмотреть, какая на тот момент была температура, давление и т.д. Кроме этого, по новым правилам увеличилась "глубина" архивов в тепловычислителе - все показания сохраняются в памяти на более длительный срок".
Таким образом, основной плюс модернизации в том, что после её проведения узел учёта может фиксировать не только количественные показатели расходования ресурса, но и параметры качества подачи тепловой энергии. И в случае если эти параметры были недостаточными, можно подавать обоснованную, подкреплённую цифрами претензию в ресурсоснабжающую организацию для проведения перерасчёта.
По словам Алексея Ользаровича стоимость выполнения таких работ в каждом случае рассчитывается индивидуально и зависит от того, какие датчики будут устанавливаться. Особо сложные случаи - комплектные приборы, где расходомер и вычислитель неразрывно связаны, модернизация таких узлов потребует порядка 100 тысяч рублей. В большинстве же случаев сумма ограничивается 50-60 тысячами.
Сегодня работы по модернизации приборов учёта домов, которые дали своё согласие, уже перешли в активную фазу. К концу мая подрядчиком должны быть подготовлены проекты и переданы на согласование, которое займёт около двух недель. Как рассказали в ООО "ЭнергоАвтоматика", к первому июня будут завершены работы на 5 наиболее "горящих" объектах, а дальше модернизация приборов учёта будет вестись в плановом режиме согласно графику. Для того, чтобы оперативно решить эти вопросы в тёплое время года, "Левобережье" планирует привлечь и ряд других подрядных организаций.
Естественно, идти на достаточно серьёзные расходы или нет - выбор, который могут сделать только сами собственники. Остаётся только заметить, что по оценкам специалистов жилищной отрасли, там где стоят и нормально функционируют приборы учёта, жители получают экономию до 30% по сравнению с оплатой по нормативу.

Поверка без доверия

Как не стать жертвой сомнительных организаций, навязывающих услуги поверки счётчиков
В управляющую компанию «Левобережье» чаще стали поступать жалобы омичей на недобросовестные действия различных организаций, вынуждающих проводить поверку квартирных счётчиков воды. Имеет ли кто-либо право давить на собственников и заставлять их заказывать эту услугу? И все ли предприятия, которые декларируют готовность выполнить данные работы, наделены такими полномочиями?
«Последнее время в нашем городе активизировалась деятельность организаций, которые предлагают поверить прибор учета, даже если срок поверки ещё не подошёл, - отмечает начальник отдела по работе с населением «Росводоканал Омск» (ОАО «ОмскВодоканал») Юлия Неклеса. - Эти организации представляются центрами по учету ресурсов, обзванивают абонентов и практически навязывают услуги поверки или установки приборов учета».
Основной упор при этом делается на то, чтобы ошарашить потенциального клиента стремительным натиском и воспользоваться его недостаточной осведомлённостью. Сомнительные борцы за ресурсосбережение ведут агрессивную рекламную кампанию, раскладывают свои листовки в почтовые ящики омичей. При этом, они никогда не указывают ни своих почтовых или электронных адресов, ни имён руководителей, ни данных об учредителях. Единственная доступная потребителю информация — номер телефона диспетчера. И далеко не факт, что в случае возникновения спорной ситуации по этому номеру удастся кого-то застать.
«Такие организации обманным путём, без всяких альтернатив предлагают поверку или замену счётчиков намного раньше сроков поверки, угрожая отключением воды или переводом на оплату по общим нормативам потребления, - сообщила Елена Ткач, начальник отдела по работе с населением ЗАО «УК «Левобережье».
Как рассказывают жители, которые уже имели неосторожность доверить оказание услуги таким предприятиям, при выполнении заявки подрядчики не имеют на руках никаких документов. Клиенту выдаётся только акт поверки, а на законное требование предоставить договор, следует маловразумительное «потом». Каких гарантий и качества сервиса можно ожидать от таких исполнителей — вопрос, скорее, риторический.

Наконец, главный «критерий несоответствия» кустарных подрядчиков — отсутствие у них аттестата аккредитации, что делает их деятельность в части поверки счётчиков нелегальной. Сертифицированные организации предоставляют заказчику все необходимые документы и плюс к этому передают данные о продлении «срока годности» счётчика в ресурсоснабжающую организацию.
Ещё одна немаловажная деталь — те, кто оказывают данные услуги легально, никогда не звонят и не направляют никаких уведомлений с требованиями срочно выполнить поверку прибора учёта. Вообще, только сам собственник вправе решать, платить ли ему по счётчику, или по нормативу потребления. Важно помнить, что до наступления срока поверки никто не может требовать проведения данной процедуры.
Как сообщили в ОАО «ОмскВодоканал», срок поверки индивидуальных приборов учёта указан на квитанциях и в паспорте счётчика. Заказать услуги поверки и установки приборов учёта можно непосредственно у поставщика ресурса. Для этого достаточно заполнить форму на официальном сайте www.omskvodokanal.ru в разделе «Сервисный центр» или оставить заявку по телефону 53-08-79.
В зависимости от типа счётчика, поверка производится 1 раз в 4-6 лет. В Омском Водоканале поверка приборов учёта проводится с помощью современной переносной поверочной установки. Процедура занимает всего 10 минут. Стоимость поверки составляет 600 рублей за один прибор учёта. Если результат поверки покажет отклонения счётного механизма на 10-15% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, то такой счётчик неисправен и его следует заменить. В этом случае оплата за поверку прибора не взимается.
На официальной основе данный вид работ выполняет также «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области». (ФБУ «Омский ЦСМ»). На сайте этой организации (csm.omsk.ru) также можно оставить онлайн-заявку на проведение поверки счётчиков. Заказать услугу можно и по телефону 68-08-40. Аттестаты аккредитации имеет ещё ряд омских предприятий.
!
Коммунальные организации, управляющие компании и легально работающие подрядчики призывают омичей быть бдительными и не доверять выполнение работ сомнительным фирмам. А в случае навязывания поверки — уведомлять об этом надзорные органы.

Управляемое электричество

?
В чём необходимость профилактического ремонта электрооборудования
Планово-предупредительный ремонт (ППР) электрооборудования — один из видов работ, выполняемых управляющей компанией в рамках обслуживания жилья. Можно ли законным образом отказаться от этой услуги, чем может обернуться отказ от ППР, и на чьи плечи ляжет ответственность в случае нежелательных последствий?
В перечне работ по обслуживанию многоквартирного дома планово-предупредительный ремонт «электрики» был всегда. Однако сегодня уполномоченные представители и советы некоторых домов перестали включать эту статью расходов в план текущего ремонта. Мотивацию проследить несложно. Зачем расходовать собранные деньги на электрооборудование, которое и так работает, если можно потратить их на то, в чём дом остро нуждается «здесь и сейчас»? Но не всё так очевидно, как может показаться на первый взгляд.
Заключив договор управления, УК принимает на себя все обязательства по обслуживанию многоквартирного дома. В ведении жилищников оказывается общее имущество, в том числе и электрооборудование жилого дома, которое должно поддерживаться в рабочем состоянии. Действия управляющей компании в части ремонта «электрики» регламентируются такими нормативными документами как «Правила устройства электроустановок», «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», а также «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда». В соответствии с ними ППР электрооборудования в жилых домах выполняется в обязательном порядке с цикличностью проведения один раз в год.В перечне работ по обслуживанию многоквартирного дома планово-предупредительный ремонт «электрики» был всегда. Однако сегодня уполномоченные представители и советы некоторых домов перестали включать эту статью расходов в план текущего ремонта. Мотивацию проследить несложно. Зачем расходовать собранные деньги на электрооборудование, которое и так работает, если можно потратить их на то, в чём дом остро нуждается «здесь и сейчас»? Но не всё так очевидно, как может показаться на первый взгляд.
Во исполнение требований этих нормативных документов обслуживающая организация обязана уведомить жителей о необходимости проведения профилактических ремонтных работ. Если же собственники проигнорируют это предупреждение и вычеркнут ППР из перечня работ по текущему ремонту, управляющая компания не сможет гарантировать безаварийное обслуживание дома и не несёт ответственности за вред, причинённый имуществу жильцов.
То, что проведение ППР отвечает, прежде всего, интересам самих жителей, определено и на законодательном уровне. В соответствии с Федеральным Законом №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за несоблюдение всех установленных стандартами требований возлагается на собственников.

Электрооборудование, как и всё остальное, подвергается износу. И без регулярного контроля за его состоянием и работоспособностью в перспективе можно ожидать аварий и ЧП. Такие случаи уже были и в практике УК «Левобережье». К примеру, проведение ППР электрооборудования в прошлом году оказалось исключённым из числа мероприятий по текущему ремонту собственниками помещений в доме №34 по ул. Торговой. Последствия недавно дали о себе знать — сгорел этажный электрический щиток, который пришлось менять в аварийном порядке. И в этом случае дом ещё отделался «лёгким испугом», избежав более серьёзных неприятностей.
Как рассказал главный энергетик ЗАО «УК «Левобережье» Артём Нетёса, к электрооборудованию, входящему в состав общего имущества дома, относятся вводно-распределительные щиты, светильники, этажные электрощитки и находящееся в них оборудование. Управляющая компания один раз в год проводит текущий ремонт и профилактику этих устройств. В рамках данного обслуживания выполняется замена вышедших из строя автоматов, восстановление контактов, очистка от мусора и грязи, вклейка стёклышек в окошки счётчиков и другие работы.

Тёплые отношения

Комфортная температура в квартирах зависит от совместных усилий жилищных служб и собственников
Каждую зиму с наступлением сильных морозов резко увеличивается поток жалоб от жителей многоквартирных домов на недостаточную температуру воздуха в помещениях. Всегда ли такие обращения обоснованы, и только ли от теплоснабжающих организаций зависит микроклимат в квартире? Мы попытались в этом разобраться.
Январь в Омске выдался морозным. Как только столбики термометров опустились ближе к тридцатиградусной отметке, горожане принялись осаждать управляющие компании и поставщиков тепла. Суть обращений ясна: в квартирах холодно. Тех, кто действительно замерзает, понять можно. Однако, при этом нельзя не сказать и о том, что своего рода «порог холода» у каждого свой. Кто-то вполне комфортно ощущает себя при двадцати градусах, кто-то же и при двадцати пяти кутается в тёплые вещи.

«Люди жалуются: мёрзнем. По обращению выходит комиссия, производится замер температуры, и приборы показывают санитарную норму — 20-22 градуса, - говорит генеральный директор управляющей компании «ЖКХ-Ленинское» Владимир Овсянников. - Когда обращения действительно обоснованны, мы, естественно, принимаем меры: делаем корректировку на узлах отопления, добиваемся от «Тепловой компании» разрешения увеличить диаметр расчётного сопла. Но много и таких случаев, когда люди жалуются, хотя по всем нормам при конкретных погодных условиях температура в их квартирах является допустимой».
Изрядная доля народного негодования перепадает и представителям теплоснабжающих организаций. При этом, в большинстве случаев коммунальщики делают всё от них зависящее и строго соблюдают те нормы, которыми регламентируется теплоснабжение жилых помещений.

Действительно ли параметры воздуха в доме являются нормальными, легко определить, ориентируясь на цифры, прописанные в 354-м постановлении Правительства РФ от 06.05.2011, где оговариваются правила предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных домов. Согласно этому документу, температура в наибольшем по площади помещении должна быть не ниже 20 градусов, а если комната (не квартира, а именно комната!) угловая — не ниже 22.
С чем ещё приходится сталкиваться коммунальщикам? Специалисты АО «Омск РТС» рассказывают: на улице плюс один, и люди жалуются на холодные батареи. Мол, что же будет, когда на улице серьёзно похолодает?! В этом случае представители теплоснабжающей организации заверяют, что жители напрасно паникуют. Существует температурный график, в соответствии с которым температура теплоносителя в отопительных приборах зависит от температуры наружного воздуха. И она не может быть одинаковой при нуле и при минус тридцати. Когда на улице станет холоднее, соответственно, поменяются и параметры теплоносителя.

По словам «тепловиков», что такое расчётное сопло, сейчас знают почти все поголовно, и увеличение его диаметра зачастую представляют панацеей от всех бед. Но это далеко не так, и причины недогрева могут быть самыми разными. Причём многие факторы зависят от самих жителей. Представители «Омск РТС» подчёркивают: многоэтажка — не частный дом, где хозяин волен поступать так, как посчитает нужным. Централизованная система отопления крайне чутко реагирует на вмешательства в её работу, и любое непроектное решение грозит серьёзными отклонениями, так как нарушаются гидравлический и температурный режимы.
По словам сотрудников «Омск РТС», максимально продуманно следует подходить и к замене отопительных приборов — устанавливать нужно именно равноценные.
Например, нередки случаи, когда по проекту в комнате положены два отопительных прибора. Но так как они мешают владельцам квартиры удобно расположить мебель, одну из батарей просто демонтируют. После этого, как водится, ждут чудес от теплоснабжающей организации. Бывают и обратные примеры, когда один из собственников укомплектовывает своё жилище различными отопительными приборами, что называется, «под завязку». Тем самым он, выражаясь языком коммунальщиков, «подсаживает» своих соседей, присваивая то тепло, которое положено не только ему. Заметную роль играют и различные тёплые полы, выведение отопления на лоджии и другое «самодеятельное творчество» жителей. Система отопления идеально подходит для демонстрации действия закона сообщающихся сосудов: если где-то стало теплее, значит, в другом месте обязательно «похолодало». Площадь поверхности нагрева должна быть идентичной, не менее важно и соответствие материала. Поэтому менять, например, чугунные батареи можно только на алюминиевые радиаторы, которые являются их аналогами.
Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение проверенным металлическим трубам.
Не менее щепетильным вопросом является и замена стояков. Накопленный коммунальщиками опыт свидетельствует о том, что ни в коем случае нельзя доверять эту задачу случайным людям и организациям, а также использовать сомнительные материалы. Не стоит забывать и о том, что каждый из материалов имеет свои особенности. Так в случае с полипропиленом диаметр трубопровода сужается почти вдвое, что напрямую отражается на температуре воздуха в комнате. Как следствие, жалоб на недогрев поступает больше.
Не в последнюю очередь температура в квартире зависит и от работоспособности отопительных приборов.
Последние являются имуществом жителей, от которых и зависит их состояние. Если батарея забилась или загорожена мебелью, то весь эффект прибора отопления сводится к минимуму. Кстати, проверять температуру нужно именно на стояке отопления, а не на отопительном приборе — если батарея забита, недостаточная циркуляция воды не позволит ей нормально нагреться даже при достаточных параметрах.
Тепловые сети рассчитаны на объём теплоносителя в зависимости от кубатуры помещений, и превышение также приведёт к сбоям.
Говоря об установленных нормах температуры, нужно помнить, что тарифы по оплате ресурса рассчитаны именно для этих нормативов. То есть, при нормативной температуре порядка 25 градусов платить за тепло каждому жителю пришлось бы больше. Но и переключить отдельно взятый дом в такой режим нет технической возможности.
Несмотря на обилие причин, которые могут привести к проблемам с теплоснабжением, основной удар на себя всё равно принимают рядовые сотрудники коммунальных организаций. Которые живут в таких же многоэтажках и, вопреки расхожему мнению, не имеют сказочных возможностей обеспечить лично для своего жилья оптимальный микроклимат. И уж тем более, коммунальщики не преследуют цели намеренно кого-то заморозить. Выходя на заявки жителей, они добросовестно выполняют свои обязанности, действуют согласно установленным нормам и стандартам. И заслуживают не огульного негатива, а по крайней мере корректного отношения.
Made on
Tilda