Автопробег «Комсомольской правды», посвященный 175-летию образования Русского географического общества
Побывать в ледяной пещере и узнать,
где разводят форель
«Комсомольская правда» совместно с региональным отделением Русского географического общества в Республике Башкортостан, вместе с друзьями и партнерами совершили большое путешествие по Башкирии. Участники автопробега решили познакомиться с достопримечательностями юго-востока республики, своими глазами увидеть красивейшие памятники природы, истории и архитектуры. Маршрут пролегал через три района республики: Архангельский, Белорецкий и Абзелиловский.
Официальные спонсоры:
Партнеры:
Поехали
вместе с «КП»!
В честь векового юбилея Башкирии «Комсомольская правда» совместно с друзьями и партнерами отправилась в большой автопробег по городам и селам республики. За три дня участники проехали в общей сложности почти 900 километров по дорогам Южной Башкирии, посетили самые красивые памятники природы и исторические места.

Изначально своим путешествием мы планировали рассказать о туристическом потенциале нашего региона и достижениях Башкирии в промышленности, науке и культуре в различные исторические эпохи. Но с первого же дня автопробег превратился в нечто большее. Каждый из участников по-новому открыл для себя «Терра Башкирия». Ту самую, таинственную и необыкновенную душу Урала, самобытное Сердце Евразии.
На маршруте пробега участники тестировали работу сети и скорость интернета компании «МегаФон».
Автопробег стал возможен благодаря поддержке наших партнеров: регионального отделения Русского географического общества в Республике Башкортостан, группы компаний «Дортрансстрой», центра «Мой бизнес», «Всероссийского центра глазной и пластической хирургии» Минздрава РФ, сотового оператора «Мегафон», регионального оператора «Эко-сити», автосалона «Автодвор», ГУП «Башавтотранс» РБ, сети халяль-бистро «Сытый Батыр», завода безалкогольных напитков «Нурлы».

Наш автопробег был посвящен 175-летию Русского географического общества, старейшей общественной организации России. За почти два века работа Русского географического общества не прекращалась ни на один день. С 1833 года Оренбургским краем управлял один из учредителей РГО Василий Перовский, он собрал команду из высокообразованных чиновников, среди них был Яков Ханыков – секретарь императорского Русского географического общества, ученый – исследователь, внесший большой вклад в изучение географии Башкортостана. Впоследствии он стал гражданским губернатором Оренбургской губернии с местонахождением в Уфе.
Башкирское отделение Русского географического общества увековечило память гражданского губернатора. 18 августа в здании на улице Тукаева, 23, где сейчас находится министерство здравоохранения РБ, состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь Якова Ханыкова. В XIX – нач. ХХ века здесь располагался дом губернатора Оренбургской и Уфимской губерний.

Председатель регионального отделения Русского географического общества в Республике Башкортостан Салават Сагитов, выступая на открытии, подчеркнул, что эта дата выбрана не случайно – именно 18 августа 1845 года было создано Русское географическое общество.

– Все эти 175 лет РГО служит нашему государству, нашему народу. Была поставлена задача: открывать, узнавать и изучать нашу землю, Россию, мир вокруг. И действительно, сколько великих географических открытий было совершено под флагом Русского географического общества! Сегодня, казалось бы, планета Земля открыта, изучены все материки, все острова, но непознанного еще больше, чем казалось тогда. У РГО есть очень хороший лозунг: «Открываем Россию заново, вместе!», и нам действительно много чего нужно открывать и изучать.
Сразу после открытия мемориальной доски был дан старт автопробегу. За три дня колонна преодолела без малого тысячу километров, останавливаясь у известных памятников природы, архитектуры и истории.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
ФЕРМА, ПЕЩЕРА И СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

Наша первая остановка на долгом пути Аскинская пещера. Она располагается в двух километрах от деревни Аскино Архангельского района Башкирии. Добраться до пещеры проще всего на машине. Красотами Башкирии с нами любовалась компания «Автодвор», которая предоставила внедорожник УАЗ Патриот и кроссовер LADA XRAY. Для этих автомобилей преодолеть несколько километров по бездорожью и даже переехать реку в брод – не проблема.
АСКИНСКАЯ ПЕЩЕРА
Подъем ко входу в пещеру занял у нас около часа. Экскурсоводы предупредили нас, что относиться к пещере нужно бережно, поскольку реликтовый лед, которым она покрыта, очень хрупок. Пещера славится своими ледяными скульптурами и своей уникальной акустикой. Наш экскурсовод Зифа продемонстрировала это свойство пещеры: она спела несколько нот, и пещера ответила на ее призыв кристально чистым эхом.
Для спасения единственной в Европе пещеры, в которой сохранился реликтовый лед, памятника природы республиканского значения, региональное отделение Русского географического общества в Республике Башкортостан оформило ее в долгосрочную аренду.
Спуск к привалу занял еще около часа, Аскинская пещера спрятана в лесу, к которому ведут узкие тропки, поэтому с собой обязательно нужно брать резиновые сапоги или другую непромокаемую обувь. Внизу уставших путников ждал перекус, организованный нашими партнерами из сети халяль-бистро «Сытый батыр».
Ребята снабдили нас запасом пицц с разнообразными начинками и вкуснейшим морсом из облепихи и апельсина. Самой необычной нам показалась пицца с кониной одновременно нежная и сытная, лучшее решение для такого похода. Отрадно, что создатели «Сытого батыра» уфимские предприниматели Салават Галимов и Артур Зиганшин не забывают традиции башкирской кухни, переосмысливают их для современных реалий и делают национальный башкирский фастфуд, которым не стыдно угостить друзей.
ФОРЕЛЕВАЯ ФЕРМА
Одной из задач автопробега «Комсомолки» было рассказать о бизнесменах, которые работают в районах Башкирии и добиваются больших успехов. Представители центра «Мой бизнес», который занимается помощью предпринимателям Башкирии, познакомили нас с Ильшатом Латыповым, генеральным директором ООО КФХ «Аскино».

Ильшат Латыпов
Это предприятие реализует несколько инвест-проектов в Архангельском районе, но больше всего внимания привлекает проект форелевой фермы. Она строится недалеко от Аскинской пещеры, это будет сеть прудов с проточной водой, в которой будут разводить форель. По задумке бизнесмена Ильшата Латыпова, на форелевой ферме можно будет не только купить готовую рыбу, но и выловить ее самостоятельно, а потом приготовить на кухне местного ресторана.
– Еще планируем доить икру. Время года не будет влиять на работу форелевой фермы, она будет функционировать и зимой, и летом, – делится планами директор компании.

Помимо бюрократических трудностей с оформлением земель, бизнесменам нужно было придумать, что делать с дорогой, а точнее, с ее отсутствием. От трассы до форелевой фермы расстояние небольшое около километра, но подъездной дороги к объекту не было, а без нее запускать проект не имело смысла. Решить проблему удалось с помощью бизнес-шерифа Архангельского района Салавата Фаткуллина.
Как рассказал Виктор Пьянов, начальник отдела экономики районной администрации, представители ООО КФХ «Аскино» этой весной записались на «Предпринимательский час» и попросили помощи со строительством дороги, муниципалитет поддержал бизнес-проект и за счет бюджета проложил путь от трассы до фермы. Отсутствие дорог – не единственная проблема, которую решают местные власти.

– В республике создана по своей сути уникальная система поддержки предпринимательства. Как вы знаете, в помощь предпринимателям в каждом муниципалитете республике создан институт бизнес-шерифов, которые на местах полностью владеют информацией о бизнес-климате, активно помогают в решении различных вопросов предпринимателей, а если вопросы выходят за рамки их компетенций либо не могут быть решены на местном уровне, то тут на помощь приходит Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и центр «Мой бизнес» в частности, – говорит Виктор Пьянов.
После увлекательной экскурсии по будущей форелевой ферме нас пригласили на обед от полевой кухни. В меню было мясо с овощами, приготовленное на костре, и чай из самовара с травами. Пожалуй, это лучший вариант обеда для любителей активного туризма.

Затем мы поговорили с бизнесменом Юсуфом Усмановым. Он с 2006 года занимается добычей камня на собственном карьере на границе Белорецкого и Архангельского районов. Недавно предприниматель расширил производство, но возникла сложность – установить дробильную установку для производства щебня на самом карьере оказалось невозможно, потребовалась дополнительная промышленная площадка.

С этой проблемой бизнесмен обратился в администрацию Архангельского района, его пригласили на «Инвестчас».

– Я обратился в администрацию Архангельского района, они сказали, что им этот проект интересен, мне подобрали хороший участок. Стройку планирую начать уже осенью, – рассказал предприниматель.
Другой наш партнер – центр «Мой бизнес»
В Республике Башкортостан существует развитая инфраструктура поддержки предпринимательства с огромным перечнем различных мер поддержки. Но у бизнеса «нет единой картины о всех возможных вариантах помощи». Для облегчения доступа предпринимателей к мерам государственной поддержки и предоставления услуг по принципу «одного окна» создан единый центр оказания услуг – Центр «Мой бизнес».
Центр «Мой бизнес» это доступная и удобная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Она ориентирована на помощь предпринимателям в открытии и развитии своего дела. Здесь предприниматели могут получить более 150 видов государственной поддержки: информационно-консультационная, образовательная поддержка, участие в акселерационных программах, бизнес-миссиях, выставках, помощь в создании сайта, выходе на экспорт и т.д.
Центр является структурным подразделением АНО «Агентство Республики Башкортостан по развитию малого и среднего предпринимательства». Учредителем выступает Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству.
СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ
Последняя точка первого дня автопробега – село Кага в Белорецком районе. Точкой притяжения туристов здесь служит Свято-Никольский храм. У церкви сложная и богатая на события история, о которой нам рассказал батюшка Виталий.
Село Кага было основано в 1742 году предпринимателем Демидовым, который добывал здесь руду. Это было русскоязычное поселение, жители которого исповедовали православие. Во второй половине XIX века на месте пришедшей в негодность церкви решили построить новый кирпичный храм в честь трех святых. Строили его всем миром, работы заняли около 7-8 лет. Первая служба прошла в храме в 1898 году, он прослужил всего 40 лет, в 1933 году его закрыли. Сначала в храме обустроили избу-читальную, потом – зернохранилище, а в 80-х годах расписанный свод закрасили и заколотили досками и открыли сельский клуб. До 2000-го год в храме проводили танцы и киносеансы, пока по указу президента исторические объекты не начали возвращать РПЦ.
За 20 лет священнослужителям удалось восстановить крышу, постелить деревянный пол и освободить из-под известки образа. Батюшка рассказал, что сделать капитальный ремонт не позволяют бюрократические сложности. Свято-Никольский храм имеет статус объекта культурного наследия, поэтому любые строительные и восстановительные работы должны вестись исключительно по проекту и только после экспертизы, а на это требуются колоссальные затраты, которых у церкви нет. Свято-Никольский храм оказался заложником собственной уникальности, но несмотря на бедное обустройство, он остается местом паломничества верующих не только из Башкирии, но и из соседней Челябинской области. Первый день автопробега оказался насыщенным.
На ночевку уставшие путники отправились в прославленный город металлургов – Белорецк.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
ГОРА МАЛИНОВАЯ, ТИРЛЯНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Утро второго дня автопробега началось с экскурсии в село Тирлянский, где остались руины промышленного металлургического завода. В XVIII веке купцы Иван Твердышев и Иван Мясников задумали построить на этих землях завод по плавке чугуна и железа. Строительство началось в 1752 году. Тирлянский завод пережил революцию и функционировал в советское время вплоть до 7 августа 1994 года. В тот день из-за сильных ливней плотину на реке смыло, на Тирлянский хлынул десятиметровый поток воды, от большого села осталось только полторы улицы, 29 человек погибли, еще сотни пострадали. Разрушения оказались настолько сильными, что завод было решено не восстанавливать.

К 250-летию села Тирлянский восстановили пруд, власти построили плотину и теперь это главное место отдыха в поселке. На платине установлен памятник жертвам наводнения 1994 года.
ЗНАКОМСТВО С БИЗНЕСМЕНАМИ
После экскурса в историю мы продолжили свое знакомство с городом и благодаря центру «Мой бизнес» выяснили, что Белорецк это не только промышленные предприятия, но и социальные. Например, здесь работает учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых, которое производит щеточно-щетиночные изделия, мебельную фурнитуру, армированные шнуры, автоэлектронику и металлоизделия.
Генеральный директор Белорецкого УПП ВОС Райса Ханова рассказала, что на предприятии работают 60 человек, 41 сотрудник – инвалид по зрению. Для них это практически единственная возможность трудоустроиться и интегрироваться в общество, но в условиях современного рынка такой бизнес не очень рентабелен.
– Работа у нас ручная, нам трудно выживать, я обращаюсь к муниципалитету, к отделам образования, здравоохранения, чтобы покупали нашу продукцию, – рассказывает Ханова. – После «Промышленного часа» мы пришли к тому, что в этом году государство компенсирует нам 50% трат на зарплаты работникам 8 месяцев в году – это очень большая поддержка для нас. В планах провести еще один такой «Промышленный час», чтобы обсудить возможность субсидирования 100% минимальной зарплаты на сотрудников-инвалидов.

Райса Ханова
Еще один социально важный проект Белорецка – экопункт для сдачи мусора на переработку. Индивидуальный предприниматель Руслан Шакиров открыл его полтора года назад. Сейчас это единственный пункт приема вторсырья, куда можно сдать не только бумагу и кратон, но и любое стекло, пластик и пленку.

Руслан Шакиров
– Я озадачился проблемой, что некуда сдать вторсырье. Мы начали активно пропагандировать чистоту в городе: проводить субботники, открытые уроки в школах, колледжах. На пути к реализации проекта были сложности финансового плана, нужны были инвестиции, чтобы арендовать помещение, сделать ремонт и купить автомобиль. Сначала мы делали все за свой счет, потом нам помогла администрация, и за счет субсидий мы купили второй автомобиль. Сейчас основная трудность – маленький объем вторсырья, потому что не все люди еще знают, что мусор можно сдать на переработку, – рассказал нам бизнесмен.
Медосмотр у врачей «Всероссийского центра глазной и пластической хирургии» Минздрава РФ
Вместе с «Комсомолкой» в автопробег отправились врачи-офтальмологи «Всероссийского центра глазной и пластической хирургии» Минздрава РФ, и пока основная часть автоколонны была на экскурсии и общалась с предпринимателями, медики выехали в Белорецкую ЦРБ для консультации местных пациентов.

Центр известен на весь мир, он был основан в 1990 году, и за это время офтальмологи провели более миллиона успешных операций с применением уникального биологического материала Аллоплант. Пациенты с тяжелыми нарушениями зрения называют клинику «Центром последней надежды», поскольку местные врачи берутся за самые сложные и запущенные случаи. Материал Аллоплант успешно используется при лечении диабетической ретинопатии, ретинопатии недоношенных, пигментного ретинита, атрофии и невритов зрительного нерва, увеита, тромбозов вен сетчатки, бельм, травм, кератитов, миопии, опухолей, ожогов, врожденных дефектов, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней дыхательной, мочеполовой, эндокринной систем, неврологических заболеваний и заболеваний позвоночника и суставов. На лечение в уфимский Центр приезжают пациенты не только со всей России, но и из Европы, Ближнего Востока и Африки, в прошлом году хирурги прооперировали около 800 человек из этих стран, которые после лечения и реабилитации вернули себе зрение.
В Белорецке врач-офтальмолог Ильяс Гафаров вместе с коллегами осмотрел 19 человек. Диагнозы были разные: катаракта, возрастная макулодистрофия, глаукома, диабетическая ретинопатия. Все пациенты получили рекомендации и приглашение на оперативное лечение в уфимский центр.
Но была у специалистов Центра особая миссия в Белорецке – медицинский осмотр ветеранов Великой Отечественной войны. Фронтовик Иван Фадеев, несмотря на преклонный возраст – а ему почти 96 лет, – сам пришел в больницу в сопровождении дочери. Победу фронтовик из Белорецкого района встретил у стен Рейхстага, где даже успел оставить свою подпись. В родной Тирлян с фронта он вернулся в августе 45-го, имея на груди орден Красной Звезды, Гвардейский знак, медали «За освобождение Вар-шавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».

Врачи проверили глаза Ивана Павловича и дали свои рекомендации. Остальных ветеранов Белорецка: Василия Павловича Осокина, Ивана Михайловича Лощанова, Ольгу Андреевну Плохову, Петра Леонтьевича Донцова – специалисты Центра осмотрели на дому. Врачи убеждены, что помнить о подвиге наших ветеранов и заботиться об их здоровье надо ежедневно, а не только накануне 9 мая.
ГОРА МАЛИНОВАЯ
Следующая точка на нашем долгом маршруте – гора Малиновая в Белорецке. Всего в Белорецке есть три горы, которые носят название Малиновая, все они являются частью хребта Малидак, в который также входит гора Кирель.

Вершины трех гор вместе образуют форму полумесяца. Первая из Малиновок представляет собой скалистую крепость и достигает высоты в 70 метров. Вторая Малиновка – это километровая исполинская гора, с крутым предвершинным взлетом на востоке. Третья считается главной и соответственно самой высокой горой, ее высота 1 152 метра. Кстати, на первой Малиновке снимали серию «Каменный мешок» знаменитого киносериала «Вечный зов».

На вершине Малиновой горы открывается чудесный вид.
Добраться до подножья гор можно со стороны деревни Кузгун-Ахмерово или с хутора Отнурок. Мы выбрали второй вариант. С собой в дорогу нужно обязательно взять питьевую воду. На горе есть несколько пресных ручейков, но в жаркую погоду они пересыхают, а в сезон дождей превращаются в грязевой поток, поэтому рисковать не стоит. Нашу группу чистой водой обеспечила компания «Нурлы», каждому туристу у подножья выдали бутылку объемом 0,5 литра, которую было удобно уложить в рюкзак и не тяжело носить с собой.
Опытные путешественники преодолевают маршрут за час-полтора, но нашей группе потребовалась больше двух часов, чтобы покорить гору Малиновую. Во-первых, заядлых туристов среди нас было немного, во-вторых, мы часто отвлекались, чтобы полюбоваться видами и запостить эффектные фотографии в социальные сети. Связь и мобильный интернет на горе есть стараниями «МегаФона». На вершине мы протестировали скорость интернета LTE, которая позволяет не только поделиться снимками с подписчиками невероятными видами – некоторые из участников вышли в прямые эфиры в режиме реального времени.

Это кажется невероятным, что вдали от цивилизации, на высоте более тысячи метров, куда можно добраться только пешком, можно передать информацию за считанные секунды, нажав всего одну кнопку.

«Обеспечивать быстрым мобильным интернетом туристические места Башкирии – одно из приоритетных направлений нашей работы. В этом году покрытие сети LTE появилось или было улучшено в таких местах как Якты-Куль, Янгантау, Мурадымово, Карманово, Кандрыкуль, Юмагузино, на горнолыжном центре Бикбау Зианчуринского района. В целом этот год проходит в республике под знаком улучшения покрытия сети 4G в районах и в сельской местности. Если ранее мы обеспечили сетью все города и районные центры, то в этом году масштабное строительство в основном затронуло уже малые населенные пункты. Быстрый интернет 4G стал доступен еще восьмидесяти тысячам жителей более восьмидесяти сел и деревень. В некоторых из них проживает около двухсот человек, к примеру, в Субае и Старотазларово. Cкорость мобильного интернета для их жителей стала в пять-шесть раз выше. Развитие сети продолжается – в планах строительство и модернизация еще более ста базовых станций, – поделился директор компании «МегаФон» в Республике Башкортостан Дамир Байгильдин.
Обратный путь, как это обычно бывает, дался нам гораздо легче. После спуска к подножью горы мы перевели дух, освежились водой от наших партнеров из завода безалкогольных напитков «Нурлы» и отправились в путь до Белорецка.
Тем, кто хочет повторить наш маршрут и тоже посмотреть на достопримечательности Белорецка, но не имеет личного автомобиля, мы советуем воспользоваться услугами ГУП «Башавтотранс» и начинать знакомство с городом с автовокзала. Отсюда проще всего добраться до всех достопримечательностей Белорецка.

Автовокзал в Белорецке довольно большой, его площадь составляет больше 777 квадратных метров, здесь есть камера хранения багажа, комната матери и ребенка и санитарный блок с душем, а по приезде можно перекусить в кафе – жертвовать комфортом ради путешествия точно не придется.
В день через автовокзал проходит около 160 пассажиров, в пик сезона их количество доходит до 200. Сейчас автобусы ездят по 15 маршрутам: шести маршрутам пригородного сообщения; шести – межрегионального сообщения и трем – междугороднего сообщения.

В последние годы «Башавтотранс» заметно расширил свою маршрутную сеть. Почти до любого интересного с туристической точки зрения места Башкирии из Уфы можно доехать на рейсовом автобусе.
В структуре государственного перевозчика работает 59 подразделений. Это 17 автовокзалов, 36 кассовых пунктов и одна автомобильная станция. В первом полугодии 2020 года «Башавтотранс» выполняет в среднем по 2 369 рейсов в сутки, пассажиропоток составляет 16 360 человек в день.

Если говорить о самых востребованных направлениях, это города Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Октябрьский и Туймазы. Через местные вокзалы проходит больше всего пассажиров.
Одним из филиалов ГУП «Башавтотранс» РБ является Башкирский Республиканский учебно-курсовой комбинат (БРУКК) объединяет 9 учебно-курсовых пунктов: Уфимский, Салаватский, Нефтекамский, Дюртюлинский, Бирский, Стерлитамакский, Ишимбайский, Приютовский и Туймазинский. Списочный состав работающих в БРУКК составляет более 100 человек. Парк учебного автотранспорта 90 единиц. В условиях активного роста и развития предприятия и имея в своем подразделении сеть автошкол БРУКК, проявляя заботу и заинтересованность в качественных кадрах руководство предприятия «Башавтотранс» регулярно отправляет своих водителей на повышение квалификации, также ведется набор новых сотрудников с полным безвозмездным обучением.

БРУКК по количеству обучаемых и качеству выпусков твердо удерживает свое лидирующее положение в республике. Он является единственным предприятием, обучающим инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата.
В учебном комбинате осуществляется обучение по 32 программам дополнительного профессионального образования: водители всех категорий (А, В, С, Д, Е) и переподготовка водителей на право управления транспортным средством других категорий, а также профподготовка водителей по перевозке опасных грузов (ДОПОГ), управления автотранспорта со спецсигналами и ГБО. Кроме этого для обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется подготовка специалистов по диспетчеризации, контролю за тех. состоянием транспортных средств, ответственных за обеспечение БДД. Более 4000 человек в год проходят обучение в БРУКК по различным программам. Для «Башавтотранс» подготовлено более 70 водителей автобусов.

На протяжении ряда последних лет БРУКК по количеству обучаемых и качеству подготовки выпускников твердо удерживает лидирующее положение в регионе, являясь лауреатом Национального конкурса «Лучшие автошколы РФ» 2009, 2011, 2013 гг., лауреатом конкурса VI смотра-конкурса «Передовые автошколы России» 2016 г., лауреатом в номинации «Лидер в области дополнительного профессионального образования», «Лучшая автошкола» в 2019 г. по мнению читателей «Комсомольская правда» в РБ.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
ОЗЕРО БАННОЕ

Ильфат Тулькубаев
В третий день автопробега «Комсомольской правды», посвященного 175-летию Русского географического общества, мы отправились в Абзелиловский район. В планах у нас было посетить водопад Могак и Банное озеро.

Встретил нас местный бизнесмен Ильфат Тулькубаев, его семья владеет здесь кафе, магазином и гостиницей «Алтын курай». К общему делу он приобщился еще в детстве, когда 5-летним мальчишкой продавал по деревням мороженое и помогал фасовать товары. Сейчас бизнесмен работает над своим новым проектом – туристической базой «Гимранташ».
Это будет эко-этнопарк для отдыха у подножья горы, где протекает река Могак, воды которой бегут по обрывистым скалам, образуя каскад водопадов. Особенно эффектно водопады выгладят весной: из-за таяния снега из небольшой речки Могак превращается в могучий горный поток. Найти водопад Могак просто – нужно доехать до деревни Салаватово, а потом ехать до горы около 5 километров. Дорога здесь не самая лучшая, как и по пути в Аскинскую пещеру, нужно перебраться через брод, но наши водители на машинах «Автодвора» успешно преодолели это препятствие и доставили нас к самому подножью.

Ильфат Тулькубаев признался, что думал над созданием базы для туристов последние 10 лет, а полтора года назад наконец арендовал землю.
– Мы сюда приезжали с главой Абзелиловского района и бизнес-шерифом, осматривались, им понравилась идея, они готовы помочь. Администрация района всегда настроена на то, чтобы помогать бизнесу. Все зависит от собственного упорства, если ты действительно намерен созидать, создаваться рабочие места, то власти всегда помогут. Мы пользуемся всеми видами помощи, во время пандемии оформляли субсидии на выплаты зарплат и на закупку средств дезинфекции. В данном вопросе нам также очень помогал центр «Мой бизнес», от специалистов центра мы получали своевременную информацию в период пандемии, и это позволяло вовремя оформлять нужные документы.

После прогулки по скалам и водопадам семья Тулькубаевых пригласила нас на обед в своем кафе. Пройдя в зал, мы решили, что ошиблись дверью и попали на чужую свадьбу: столы буквально ломились от угощений. Кызылык, мясная и овощная нарезки, салаты, шурпа, манты, сладости –удержаться от такого изобилия мы не смогли, хотя наелись уже первого блюда.
Заведение с похожим направлением в Абзелиловском районе – редкость, но, к счастью, скоро появится еще одно. Предприниматель Юнир Тагиров готовит проект строительства придорожного кафе с гостиницей и банкетным залом в селе Аскарово. Сейчас бизнесмен решает вопрос с землей под строительство. Бизнес-шериф Руслан Юсупов помог ему определить участок, и сейчас идет процесс согласования выделения земли.

Общение с бизнесменами Архангельского, Белорецкого и Абзелиловского районов показало нам, что инициативные и деятельные люди очень важны для отдаленных муниципалитетов. Особенно часто бизнесмены упоминали центр «Мой бизнес».

– Наша задача – объединить всю инфраструктуру государственной поддержки. Существует много видов поддержки предпринимательства: муниципального уровня, регионального, федерального - они «разбиты» по разным организациям, и бизнесмены часто не знают, за какой поддержкой к кому обращаться. Для решения этой проблемы и создан «Мой бизнес», предприниматели могут прийти по одному адресу или позвонить по одному номеру телефона и получить нужную информацию. Также центр оказывает ряд бесплатных услуг, например, предусмотрена бесплатная сертификация продукции, регистрация товарного знака, выдача цифровой подписи для участия в торгах и т.д., – рассказал представитель центра «Мой бизнес» Глеб Абдулин.
«Дортрансстрой» – 20 лет на рынке
Наш автопробег не смог бы состояться без поддержки наших партнеров из группы компаний «Дортрансстрой». Предприятие работает на рынке дорожно-строительной и жилищно-гражданской отраслей Республики Башкортостан c 2000 года. Деятельность предприятия охватывает широкий спектр работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог, строительству многоэтажных жилых домов, объектов из сборных стальных конструкций, наружных и внутренних инженерных коммуникаций. Компания обладает современной производственной базой, которая располагается в нашей республике и в которую входят:
– аккредитованная испытательная лаборатория;
– цеха по ремонту техники и механизмов;
– собственный карьер по добыче песчано-гравийной смеси;
– лучшее современное оборудование;
– завод по изготовлению железобетонных изделий;
– завод по производству блоков «Бессер» и другие производственные здания и помещения.
За 20 лет компания построила и отремонтировала порядка 1450 километров автомобильных дорог на территории Башкирии. Всего в «Дортрансстрое» трудятся 2100 рабочих. Общее количество
строительной техники превышает 700 единиц. За период деятельности предприятием построено и реконструировано свыше 1450 километров автомобильных дорог, произведено и уложено более 30 миллионов тонн асфальтобетона и свыше 20 миллионов кубических метров грунта.
ОЗЕРО БАННОЕ
Последняя в нашем маршруте, но не по значимости, точка – озеро Банное. Другое его название –Якты-Куль. Это самое глубокое озеро Башкирии, за что его часто называют морем. Главный центр притяжения всех туристов – это горнолыжный центр «Металлург-Магнитогорск». Зимой здесь катаются на лыжах и сноубордах, а летом склоны отдают в распоряжение спортсменов-экстремалов. Здесь проходят соревнования по Мountainвike, бамперболу и скалолазанию.
Когда мы были на Банном, разыгрался сильный ветер, поэтому канатную дорогу временно остановили в целях безопасности. Ожидая, когда стихия угомонится, мы разговорились с другими туристами. Больше других нам запомнилась Галина, девушка живет в Нижнем Новгороде и работает оценщиком недвижимости, а в отпуск она решила отправиться в одиночное путешествие на мотоцикле по России! До Белорецка и озера Банного она уже успела побывать в Казани и Уфе, а теперь держит путь на Аркаим.

Галина
Пока мы расспрашивали Галину о ее приключениях, механики запустили канатку. Отстояв небольшую очередь, мы наконец сели в кабинку канатной дороги. Подъем наверх занимает около 7 минут, кабины закрытые, поэтому ехать комфортно. На вершине склона нас встретил пронзающий холодный ветер, спрятаться от которого практически невозможно. Порывы были настолько сильными, что, сделав пару фотографий, мы поспешили спуститься обратно. После такой прогулки горячий чай или кофе – обязательны.

Во время перерыва участники пробега обратили внимание на то, насколько чисто было в Белорецком и Абзелиловском районах, хотя часто популярные у туристов места и территории с развитым бизнесом оказываются в плену свалок. Мусор вывозили с постоянной периодичностью.

В Белорецке нас также удивили новые красивые евроконтейнеры, установленные региональным оператором «Эко-сити». Компании приходится непросто: нужно обеспечить регулярный вывоз мусора во всех населенных пунктах его зоны деятельности, многие из которых часто находятся в труднодоступных местах. Однако новые современные мусоровозы марок Scania и Volvo легко справлялись как с проездом в жилых кварталах с плотной застройкой, так и в отдельных местах, где отсутствует плотное дорожное покрытие, благодаря высокой маневренности техники.
Эти тяжеловесы специально адаптированы к задачам по вывозу ТКО, в том числе и КГМ, в российских условиях эксплуатации. За рейс такая техника вывозит до 14 тонн. По продуктивности один автомобиль заменяет 3 единицы старой техники, но при этом он производит меньше вредных выбросов в атмосферу, а значит, более экологичен.

Но не обошлось без ложки дегтя в бочке меда: ни на одной из площадок мы не увидели работу технического персонала. Состояние контейнерных площадок, за которые несут ответственность органы местного самоуправления, оставляли желать лучшего.

Еще одна проблема регоператоров – недобросовестные предприниматели. На инвест-сабантуе, который проходил в дни нашего автопробега в Сибае, генеральный директор «Эко-сити» Семен Земсков рассказал о необходимости внести поправки в законодательство о системе обращения с отходами. Дело в том, что на сегодняшний день юридические лица не несут ответственность за незаключение договоров, что позволяет им избавляться от отходов противоправными методами, заключая договор на вывоз отходов под видом другого класса опасности со сторонними организациями, либо организовывать несанкционированные свалки.

Кроме того, в Зауралье отсутствуют комплексы по обращению с отходами. Ближайшее плечо находится на расстоянии 240 – 300 км.

– Помимо работы с населением и предприятиями, на территории регионального оператора «Эко-сити» продолжает активно развиваться в том числе и промышленность. В 2021 году начнется строительство крупного мусороперерабатывающего комплекса в Баймайкском районе с мусоросортировочными линиями и цехом компостирования, благодаря которому в Зауралье появится более 100 новых мест, – поделился планами Земсков. – комплекс будет соответствовать самым строгим требованиям экологического законодательства, а значит, его работа положительно скажется на состоянии окружающей среды.
Соседи ни в чем себе не отказывают

Расчеты во многих регионах привязаны к стоимости вывоза одного кубометра ТКО, который затем умножается на норматив объема образования (в регионах она колеблется от 1,9 до 2,4 кубометра). Чтобы высчитать тариф, остается взять в руки калькулятор и провести несложные математические действия.

Республика Башкортостан сопоставима со Свердловской областью, тарифы в которой различаются по зонам, но средняя величина ежемесячного платежа для жителя области составляет 120,6 рубля. В восточной зоне Татарстана, которая граничит с Башкортостаном, для жителей многоквартирных домов плата за вывоз ТКО составляет 95,04 рубля. Причем в абсолютном большинстве вышеперечисленных регионов уже прописан либо ежеквартальный, либо годовой пересмотр тарифов в сторону их увеличения сразу на несколько лет вперед.

Есть и «рекордсмены». Так, в Оренбуржье, где часть населения платила за вывоз и переработку ТКО 128(!) рублей с человека, с 1 июля 2020 года повысили тариф еще на 5%. Нетрудно подсчитать, сколько теперь будут платить за мусор оренбуржцы.

А вот в Удмуртии, приблизительно, как и в Башкортостане, тариф на вывоз ТКО равен 98,39 рубля для жителей многоквартирных домов и 95,11 рубля для тех, кто живет в частном секторе.

Реформа могла захлебнуться

Из-за сниженной платы граждан Башкортостан на фоне соседних регионов долгое время оставался в проигрыше по реализации «мусорной реформы».

1 января 2019 года в республике должны были вступить в действие новые тарифы на услуги регоператоров по обращению с ТКО (решение принимал Госкомитет Башкирии по тарифам, соответствующие документы были опубликованы на портале правовой информации региона). Однако в ходе оперативного совещания Правительства глава Республики Башкортостан Хабиров Р.Ф. на переходный период дал указание взимать пониженную плату от этого тарифа, чтобы снизить нагрузку на население: 70 рублей с человека, в населенных пунктах, где до 1 января 2019 года была организована система сбора и вывоза ТКО, и 35 рублей, где она отсутствовала.

Планировалось, что действие переходного периода завершится в декабре 2019года.Однако в связи с непростой экономической ситуацией, сложившейся в текущем году, регоператоры были вынуждены продолжить работать по сниженной плате граждан, как и в 2019 году. Таким образом, жители республики получили существенную скидку на оплату услуг регоператоров более полутора лет.

Вместо экономически обоснованных 95 рублей средняя плата жителей составляла 56 рублей. Оставив сниженную плату для населения прежней, это незамедлительно бы сказалось как на текущей деятельности региональных операторов, так и на внедрении инвестиционной программы.

Стоит отметить, что у регоператоров оказался достаточный запас прочности, чтобы в сложившихся условиях не только выполнять свои обязанности, но и развиваться, привлекая инвестиции в отрасль. Как результат – появление новых мусоровозов, евроконтейнеров, увеличение обработки мусора и т.д.

Но обойти законы экономики не удавалось еще никому, поэтому настал момент, когда регоператоры столкнулись с нехваткой средств на реализацию инвестпрограмм. На сегодняшний день практически заморожена работа по созданию центров по сортировке ТКО. А ведь раздельный сбор и переработка мусора декларируются как важнейшая составляющая реформы. При этом емкость действующих полигонов тоже лимитирована, так что строить новые объекты нужно уже сейчас. В противном случае через считанные годы мы рискуем погрязнуть в несанкционированных свалках.

В связи с этим власти были вынуждены вернуться к вопросу пересмотра размера оплаты в соответствии с экономически обоснованными тарифами, которые были утверждены в конце прошлого года на 2020 год. С 1 сентября плата населения за услугу обращения с ТКО станет равной экономически обоснованному тарифу. В многоквартирных домах плата с человека в месяц составит 94,94 рубля, в индивидуальном домах – соответственно 96,42 рубля. Квитанции за сентябрь 2020 г. жители получат в октябрьской рассылке платежных документов до 10 октября включительно.

Теперь отрасль в республике может продолжить развитие, избежав мусорного кризиса.
Горнолыжная на Банном была последним пунктом нашего путешествия. Впереди нас ждала дорога домой до Уфы.
Батыры наших земель издревле кушали конину и были сильными, недаром даже далекий Париж после 1812 года был под ногами наших батыров. Конина всегда была в их рационе, потому что она очень полезна для здоровья и придает сил. Конина – это диетическое мясо и белки, необходимые человеку!
Именно мясом лошадей угощают ребята из сети Сытый Батыр. Участникам автопробега очень понравилась пицца «Абу Батыр», ведь в ее составе было настоящее лошадиное мясо, а бесподобный вкус овощей и приправ на тянущемся сыре влюблял в это ароматное блюдо всех кто его пробовал! Если присмотреться к сети Сытый Батыр, то вы найдете уже 16 точек, распространившихся из-за любви уфимцев к сытной продукции этих ребят.
Однако не кониной единой жив человек и насытиться, как выяснилось, можно в этой сети и блюдами из сочной курочки, грамотно поданной в сочетании с привычными нам помидорами, огурцами и другими родными нам овощами и приправами.

А уж каков рецепт фирменного соуса останется только гадать облизывая пальчики после очередного посещения! Короче – зачет! Не зря ведь за два года выросли в такую сеть! Люди выбирают! Батыром конечно можешь и не стать, но сытым останешься точно!
Наши контакты:
+7 (917) 790-90-44
ул. Айская, 79
ул. Первомайская, 41/1 киоск
ул. Первомайская, 47 к1
ул. Октября проспект, 65а
ул. Свердлова, 57, 1 этаж
ул. Софьи Перовской, 50 киоск
ул. Мингажева, 162 к1
ул. Мингажева, 126а киоск


Время работы: круглосучточно
E-mail: siti.batyr@gmail.com
Сайт: сытый-батыр.рф
Почему выбрать воду «Нурлы»:

Всегда свежая вода прямо с производства. Наша питьевая вода добывается и разливается в 19 литровые бутыли в санаторной зоне «Юматово». Вода розлитая не задерживается на складах, а сразу(после получения результатов анализов) уходит в доставку к клиенту. Адрес нашего производства: Уфимский район, поселок Юматово, ул. Центральная, 50. Оптимальный химический состав для приготовления чай, кофе и горячих блюд. Наша вода подвергается сложной и многокомпонентной очистке и дезинфекции озоном. Очищенную воду «Нурлы» можно пить постоянно, никаких лишних/неконтролируемых солей и микроэлементов.
    • Всегда чистая оборотная тара из высококачественного пищевого полимера. Этого мы добились с помощью промывки всей тары не менее четырех раз, два из которых автоматическая мойка щетками изнутри и снаружи с добавлением дезинфицирующего и моющего средства. Специальные высокопрочные пакеты сберегают бутылку от загрязнений в момент доставки.
    • Каждая партия бутилированной питьевой воды «Новая Юматовская» в обязательном порядке проходит независимую экспертизу на соответствие стандартам в Федеральном бюджетном учреждении здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» или в Научно – Исследовательском Институте Профессиональных Заболеваний.
    • Напиткам «Нурлы» доверяют жители Башкортостана, Челябинской и Оренбургской областей с 1986 года.
    • Наши водители с допуском работы с пищевой продукции! В компании «Нурлы» свой собственный автопарк и экспедиторы. Никаких непонятных наемников на день. Каждая машина проходит санитарную мойку каждый календарный месяц. Все сотрудники имеют медицинские книжк

    Доставка воды по городу Уфа производится 3 раза в день, 7 дней в неделю. Имеется срочная поставка за дополнительную плату.

    Сделать заказ доставки воды Вы сможете по телефону +7 (347) 291-22-20 или на нашем сайте.
    Август 2020 г.

    НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ. 12+