Общество

Как сибирские мужики мэрию осадили из-за того, что их оставили без советских автобусов

По стране покатилась реформа общественного транспорта. Почему она встречает сопротивление на местах?
Мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов пытался вразумить горожан при помощи цифр и формул.

Мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов пытался вразумить горожан при помощи цифр и формул.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

Транспортная реформа на какое-то время сделала Новокузнецк очередной протестной точкой на карте. В первый же день второй по населению город Кузбасса парализовало, пассажиры в ожидании новых автобусов подолгу мерзли на остановках, массово опоздав на работу и в школы, а вдруг оставшиеся не у дел местные перевозчики пошли на штурм мэрии. Почему же очередная реформа вместо ликования снова вызвала у народа зубовный скрежет, а чиновникам несколько дней пришлось героически преодолевать созданные не без их участия трудности — за ответами спецкор «Комсомолки» отправился в Новокузнецк.

«ПОНИМАЛИ, НА ЧТО ШЛИ»

… - Можно было, конечно, не ронять себе рейтинги, и у нас был выбор — отказаться от реформы, тем более, ковидные обстоятельства, - признается мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов, на которого посыпались все шишки. Только в первый день в его паблик пришло более тысячи комментариев замерзших и рассерженных горожан. - Но это случилось, когда все уже завертелось, и мы решили идти до конца. Понимали, на что шли, что за один день полностью маршрутную сеть до нас менял только один город в мире.

- Москва?

- Хьюстон!

Как примерный учитель глава города берет в руки маркер и встает к доске, на которой появляются цифры, графики и схемы, посредством которых он терпеливо объясняет мне, для чего все это затевалось. Как и в большинстве подобных городов, новокузнецкий муниципальный транспорт потихоньку умирал. Денег на его обновление традиционно не было, а потому 70 процентов рейсов выполняли частники на пазиках, которые шустро подрезали друг друга на остановках, пытаясь как можно полнее забить салоны и сумки кондукторов.

А тут и транспортная реформа подоспела. К делу подошли основательно. Для начала за 24 миллиона заказали в одной московской конторе разработку новых маршрутов, так как многие из старых дублировали друг друга, а иные нуждались в пересмотре: к чему, например, гонять много машин в район Новокузнецкого меткомбината, если раньше там трудились 40 тысяч рабочих, а сегодня всего около 3 тысяч?

Переделывать, так переделывать — решили в мэрии, и аукционы на право перевозок обросли особыми требованиями.

- Равные доступные условия для всех граждан, социализация! - выводит на доске Кузнецов. - Обновление транспорта по новым стандартам: большие автобусы, низкий пол, мультимедийка, кондиционер, тепло!.. Я не хочу, чтобы мы жили в городе, в котором ездят машины с дырками в полу, а водитель - в трусах и сланцах!