Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество16 марта 2001 22:00

Прощай, стюардесса...

Вчера при штурме самолета, захваченного террористами, погибла российская бортпроводница. На момент подписания номера мы не знали ее имени. Но еще обязательно расскажем о ней
Источник:kp.ru

ХРОНИКА - 15 марта, 14.30 - российский самолет Ту-154, принадлежащий компании «Внуковские авиалинии», вылетел в Москву из Стамбульского аэропорта имени Ататюрка. - 15.00 - поступает первое сообщение о захвате лайнера. На его борту - 162 пассажира и 12 членов экипажа. Во время захвата в кабине пилота происходит схватка. При этом нарушается управление самолетом, он резко теряет высоту и снижается на 400 метров. Стюард Александр Хромов получает серьезное ножевое ранение. - 16.37 - лайнер покидает воздушное пространство Турции. - 17.15 - самолет входит в воздушное пространство Египта. - 17.46 - лайнер берет курс на Саудовскую Аравию. - 18.20 - угнанный самолет совершает посадку в аэропорту саудовского города Медина. - 20.03 - появляется информация о том, что возможные угонщики самолета - братья Арсаевы. - 20.11 - саудовские спецслужбы вступают в контакт с чеченскими террористами. - 21.43 - угонщики требуют остановить боевые действия в Чечне. - 22.12 - пилоты заперлись в кабине. - 22.50 - угонщикам дают рацию. - 23.45 - террористы освободили 40 человек - женщин, стариков и детей. Еще 15 пассажирам удается бежать через хвостовой люк. - 16 марта, 10.51 - угонщики требуют дозаправки самолета, намереваясь вылететь в Афганистан. - 11.10 - саудовские власти категорически отказываются дать «добро» на вылет. - 12.15 - саудовский спецназ начинает операцию по освобождению заложников. РЕПОРТАЖ ИЗ «ВНУКОВО» «Как я хочу обнять маму!» Корреспондент «КП» провел ночь в аэропорту вместе с родственниками захваченных пассажиров До освобождения заложников еще много часов. Аэропорт «Внуково». На стекле - список пассажиров рейса № 1206. Рослый парень с красной розой в руке медленно отходит в сторону, не сумев сдержать слез. Только что он увидел в этих списках имя своей жены. - Об угоне я узнал уже в аэропорту, куда приехал встречать Лену, - немного успокоившись, говорит мне Александр. - До последнего надеялся, что она на этот рейс каким-то чудом не попала. Саша с Леной жили до недавнего времени на Украине. Их пятилетний сынишка и сейчас там, у бабушки. Но совместное счастье у ребят не сложилось. Во время одной из прежних поездок в Турцию Лена встретила другого мужчину из местных и осталась у него. Теперь ехала за ребенком. - Если бы ты знал, как я ее люблю, - говорит Александр. - Если ей без меня там, в Стамбуле, лучше - пускай остается. Вот только как я с сыном расстанусь? Еще не решил, давать ли разрешение на его вывоз. И очень надеюсь, что смогу уговорить Лену попытаться еще раз. И вот как дурак с этой увядшей розой, - голос Александра дрожит. У меня нет ответов и на вопросы Ларисы Комаровой: ее сестра Людмила тоже стала заложницей террористов. У Люды в подмосковном Краснознаменске две маленькие дочки. - На это время мы забрали детей к себе - сестра живет без мужа. Они не отрываются от телевизора, боясь пропустить новости о захваченном самолете. И все спрашивают: когда бандиты отпустят маму? - говорит Лариса. - А я должна была лететь в Турцию вместе с сестрой Таей. Помешала какая-то мелочь, - рассказывает сестра другой заложницы, Лариса. Тае Аввакумовой, можно сказать, повезло. Она оказалась в числе первых, кого террористы отпустили с борта самолета. И вчера утром уже звонила в Москву маме Таисии Николаевне: «У меня все в порядке, жива-здорова. Везут нас в гостиницу», - только и успела сказать. А вот с мужем поговорить не удалось - хирург Александр Аввакумов в это время оперировал больного. Еще больше повезло Жанне Фоновой из Подмосковья. - В Стамбул мы летали вместе с подругой Аллой Желтухиной. Обратно вместе не получилось - на рейс 1206 достался лишь один билет. И я полетела другим самолетом. Там, в Стамбуле, расстроилась по этому поводу жутко. А теперь ужасно переживаю за подругу. До взрыва радости в зале аэропорта «Внуково» оставалось еще много часов. И зарубок на сердце... Александр ЕВТУШЕНКО. СВИДЕТЕЛЬСТВО ЗАЛОЖНИЦЫ Пассажирка Лариса САВЧЕНКО: Бандиты рычали на нас: «Убьем, зарежем!» - Все это было так ужасно, что у меня нет слов передать. Но самое страшное, что мы пережили, - прошедшая ночь. В самолете абсолютно нечем было дышать, люди хватали ртом воздух, буквально как рыбы. Жара стояла не меньше сорока градусов. Многие падали в обморок, приходили в себя и снова отключались. Женщины, уже устав бояться, кричали на бандитов: «Вы звери, что ли? Зачем нас так мучаете? Почему не отпускаете? Мы же ни в чем не виноваты». А у тех бандитов и оружия-то - один нож на троих. Да какой-то несчастный муляж - даже мы, увидев его, сразу поняли: никакая это не бомба. А бандиты рычали на нас: «Убьем, зарежем». ВОПРОС РУКОВОДИТЕЛЯМ «ВНУКОВСКИХ АВИАЛИНИЙ» Почему на борту Ту-154 не было охраны? Вчера я весь день пытался дозвониться до директора «Внуковских авиалиний» по режиму Алексея Егорова (436-75-20), чтобы задать ему единственный вопрос: как могло случиться, что вооруженный сотрудник службы безопасности авиакомпании позволил вооруженным до зубов бандюкам спокойно орудовать на борту самолета? Наконец, на том конце провода раздался женский голосок: «Извините, Алексея Юрьевича нет, и когда будет, неизвестно». На всякий случай задаю вопрос секретарше шефа. После короткой паузы - чистосердечное заявление авиационной дамы: «На борту захваченного самолета нашего охранника не было. В других вопросах я некомпетентна». Однако благодаря знающим людям в авиакомпании удалось выведать кое-что весьма любопытное. После скандальной истории с угоном российского лайнера Ту-154 в ноябре прошлого года (тогда был рейс «Внуковских авиалиний» из Махачкалы в Москву, но самолет с заложниками угнали в Израиль), руководство компании «с 20 ноября ввело в действие приказ, в соответствии с которым каждый рейс самолета обязан сопровождать как минимум один сотрудник собственной службы безопасности авиакомпании». В обязанность ему вменялось досматривать с помощью металлоискателя всех пассажиров непосредственно перед их проходом на борт самолета. Почти на всех рейсах охранники уже действительно есть. Почему их не было на «турецком»? Высказываются разные версии. По одной из них, авиакомпания таким образом решила сэкономить, по другой - произошла какая-то организационная накладка, при которой «свободных» секьюрити не оказалось и самолет ушел в Турцию без них. Слышал я и другое: мол, члены экипажа решили взять на себя охранные функции, чтобы заработать побольше. Как все обстояло на самом деле, покажет расследование уголовного дела. Пока же можно сделать лишь один вывод: авиакомпания уже не первый раз рискует безопасностью своих пассажиров... Виктор БАРАНЕЦ. ВОПРОС ЭКСПЕРТУ Как они пронесли на борт оружие? Заместитель Генерального директора «Аэрофлота» по авиационной безопасности Владимир АНТОНОВ: - Если будет точно установлено, что террористам удалось пронести на борт огнестрельное, холодное оружие и гранаты, то вывод один: это серьезнейшая промашка службы безопасности и службы контроля багажа и ручной клади стамбульского аэропорта. Честно говоря, у меня в мозгах не укладывается, как можно было протащить такой арсенал под носом людей, которые были обязаны тщательнейшим образом с помощью интроскопа (электронного прибора для сквозного просмотра багажа. - Авт.) и электромагнитной рамки заметить или выявить подозрительные предметы. Мне трудно выстраивать какие-либо версии на сей счет без полной информации, могу лишь предположить, что чеченцам каким-то образом удалось обойти контроль либо сделать так, чтобы сотрудники службы безопасности «не заметили» оружия и боеприпасов... Виктор БАРАНЕЦ. БОРТПРОВОДНИКИ «Саша мог пойти на нож. Это в его характере!» Раненный в Медине 46-летний бортпроводник Александр Хромов - один из самых уважаемых сотрудников компании «Внуковские авиалинии». Он пришел на авиафлот в далеком 1975 году. Как сказали в отделе кадров компании, по службе крупных взысканий не имел. Зато сколько благодарностей у Александра Алексеевича, сосчитать трудно - вся личная карточка испещрена записями. - Человек он просто замечательный, - говорят коллеги. - Мог ли он пойти на нож, чтобы прикрыть пассажиров? Конечно! Это в его характере! Жена Александра Татьяна, как сказала одна ее подруга, сейчас в очень плохом состоянии. Телефон дома молчит. Как и муж, она тоже работает во «Внуковских авиалиниях» стюардессой. В семье Хромовых двое детей. Старшему, Алексею, уже 22 года, младший, Максимка, еще даже в школу не ходит - ему недавно исполнилось пять лет. Олеся НОСОВА. «Надя прикрыла нас от пуль» 15 октября 1970 года террористы отец и сын Бразинскасы угнали в Турцию самолет Ан-24, который совершал полет из Батуми в Краснодар. Во время полета преступники застрелили бортпроводницу Надю Курченко. Вот как это было со слов командира экипажа Георгия Чахракия: «Я услышал, скорее почувствовал, что за кабиной Надя... Дверь чуть приоткрылась. Один из них выстрелил в нее... Она все-таки успела рвануться назад и заслонить нас от пуль... В ту же секунду второй бандит выстрелил в меня, попал в спину. Я потерял сознание...» Штурман В. Чисмеджан был тоже свидетелем последних минут жизни Нади: «Все произошло так неожиданно, что никто из пассажиров не успел вмешаться. Последними словами Нади было восклицание: «Они вооружены!» Девушка не уступила дорогу бандитам и была сражена. Пассажиры бросились на помощь, но бандиты, проникшие в служебное помещение самолета, начали стрелять из-за перегородки в сторону пассажирского салона...» («Комсомольская правда», 18 октября 1970 г.). ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛИСТУ Мы обратились к заместителю руководителя Департамента летных стандартов гражданской авиации Владимиру СОЛДАТОВУ с просьбой прокомментировать самые «темные» моменты драмы в Медине Как заложники сбежали через люк... - Сказать, через какой именно люк сбежали 15 человек, сложно. В самолете очень много разных люков. Штатные, через которые входят-выходят. Технические - через них осуществляется доставка питания. И аварийные - для непредвиденных ситуаций. Через все эти люки можно без проблем выйти. Вероятно, через какой-то из этих люков и вышли члены экипажа, которые были в салоне. ...и почему пилоты заперлись в кабине? - В авиации существуют Правила для служебного пользования, где есть рекомендации, как надо себя вести в подобных ситуациях. Здесь нет жестких установок. Самая первая рекомендация - начать вести переговоры, узнать намерения террористов, объяснить им, какое может быть наказание. То, что летчики перестали общаться с террористами и заперлись в кабине, - это, вероятно, решение командира. Только он мог его принять. Дело в том, что где-то полтора года назад террорист-араб заперся в кабине пилота и со словами «Аллах акбар!» направил самолет прямо в воду. Вот чтобы такой ситуации не было, рекомендуют не пускать посторонних к пилотам... Ответы записала Зинаида ЛОБАНОВА. ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Однажды террористы уже обошли спецконтроль Захват самолета в Стамбуле был тщательно спланированной акцией. В духе дежа вю - она буквально «списана» с захвата парома «Авразия». И снова инцидент происходит в Турции. А в стамбульском аэропорту, между прочим, тройная проверка на спецконтроле, и через нее не пронести ни топор, ни ножи, которые и были у террористов. Можно, конечно, поспекулировать, что оружие изначально было на российском борту. Но возможна и другая версия: спецконтроль бессилен, если недозволенные предметы несут в обход. Кто сказал, что этого не может быть? Поразительно быстро местные власти выявили террористов и по списку пассажиров. Стамбул первым назвал имена Арсаевых и иже с ним. Почему-то немедленно отозвалась и проживающая в Иордании чеченка, сообщившая подробности биографии бывшего министра внутренних дел. Можно, конечно, предположить, что это просто честная женщина. Или была другая цель - сразу же обозначить серьезность намерений террористов? И как вообще получилось, что организатор теракта на «Авразии» разгуливает на свободе и беспрепятственно садится в самолет? Если бы вчера самолет не был взят штурмом, судьба пассажиров оказалась бы трагической. Вызволить их из Афганистана архитрудно - месяцы, если не годы, они провели бы в плену. Так что решение оперативного штаба по вопросу «Штурмовать или отпустить?» было однозначным. И еще: честь и хвала пилотам лайнера, которые, согласно инструкции, задраили дверь. Это делается на случай, если среди террористов находится человек, способный управлять самолетом. Прикиньте: если бандиты хозяйничают не на всем пространстве, то и контроль террористов за происходящим вокруг не является полным. Елена ОВЧАРЕНКО. ВОПРОС ТУРЕЦКИМ ВЛАСТЯМ Кто выпустил из тюрьмы бандита Токджана? Организатор захвата Ту-154 пять лет назад взял в заложники наших «челноков» с парома «Авразия» 16 января 1996 года в турецком порту Трабзон группировка чеченских боевиков «Внуки Шамиля» во главе с гражданином Турции Мухаммедом Токджаном захватила паром «Авразия» и объявила заложниками около 200 его пассажиров, большая часть из которых были российскими «челноками». Токджан и еще 9 его сторонников объявили, что в трюме заложено 50 килограммов взрывчатки. Судно взлетит на воздух, если Россия не выведет свои войска с Кавказа. Только через 63 часа подразделение турецкого спецназа провело на борту парома, зажатого военными кораблями у входа в Босфор, успешную операцию по освобождению заложников. Все десять террористов сдались турецким «силовикам». О Мухаммеде Токджане тогда сообщалось следующее. Он - гражданин Турции чеченского происхождения. Родился в турецком городе Дюздже. Тогда ему было 25 лет. Токджан воевал в Чечне бок о бок с Шамилем Басаевым, помощником которого он себя объявил. Известно, что сразу после захвата парома турецкие спецслужбы арестовали тотчас и его родственников. Странно, но нам не удалось найти никаких сведений о том, к какому сроку заключения за совершенное преступление его приговорили в Турции и каким образом он умудрился так скоро выйти на свободу. ВОПРОС ДНЯ Пугает ли вас угроза теракта? Покушение на депутата Госдумы Башира Кодзоева и гибель его водителя-охранника, захват российского самолета, следовавшего из Стамбула в Москву, беспрестанные обстрелы и подрывы в Чечне... Не наводят ли события последних дней на мысль, что мы все сегодня - под «прицелом террористов»? НИКИТА, певец: - Больше всего опасаюсь какого-нибудь сумасшедшего залетного маньяка. Есть у меня, наверное, и явные враги... В любом случае, если кто-то что-то против меня и помышляет, флаг ему в руки. Пусть попробует. Юрий ЕВТЮХИН, руководитель предвыборного штаба Амана Тулеева: - Еще летом 1991 года в Москве Аман Гумирович был посредником в переговорах с террористом, который захватил автобус с пассажирами и держал нож у горла маленькой девочки. Тулеев уговорил его сдаться. Позже он вел переговоры с террористом, который захватил автобус на автовокзале Кемерова. Террорист сдался. И в адрес самого Тулеева постоянно звучали угрозы. Сейчас в подготовке покушения на него обвиняются Михаил Живило и Александр Тихонов. Угроза покушения на Тулеева более чем реальна, так как он постоянно перемещается по Кузбассу в рамках своей избирательной кампании на пост губернатора. Мария БУТЫРСКАЯ, чемпионка мира по фигурному катанию: - Примерно год назад во время чемпионата России под окнами собственного дома взорвали мой новый автомобиль «БМВ». Не знаю, кому было это нужно. Преступников до сих пор не нашли. После того инцидента мои друзья на некоторое время обеспечили мне охрану. Алексей КАЛИНИН, соуправляющий директор компании «Бэринг Восток Кэпитал»: - Только идиот не боится смерти. Любой человек, наверное, беспокоится за себя и судьбу своих близких. Просто надо жить по законам и не нарушать правил ведения бизнеса. Андрей ТАШКОВ, актер и режиссер: - Теракта не боюсь. Да даже и думать в этом направлении не хотелось бы. Давайте лучше пытаться реализовать положительные мысли. Спаси и сохрани! Борис АЛЕКСЕЕВ, президент Совета по торгово-экономическому сотрудничеству (Россия - США): - Не вижу весомых причин, чтобы в отношении меня кто-то совершил теракт. Ради чего? Наша структура никаких коммерческих сделок не осуществляет. И потому к большим деньгам мы не прикасаемся. Владимир МУКУСЕВ, независимый тележурналист: - Конечно, теракт возможен. Я ведь тоже был депутатом - тогда еще Верховного Совета РСФСР. И носил под мышкой пистолет Макарова. Потому что знал, что стрелять будут в меня, а не я. Петр ТОДОРОВСКИЙ, кинорежиссер: - Когда я снял фильм «Анкор, еще Анкор!», то получал массу писем, в которых меня обвиняли в очернительстве Советской Армии. А какой-то майор из Ростова даже заявил по телевидению на всю страну, что собирается ехать в Москву, чтобы меня застрелить. Тогда все обошлось, но сейчас я снимаю фильм «Созвездие быка» о Сталинградской битве и не исключаю, что, когда он выйдет на экраны, мне вновь будут угрожать расправой. Эдуард ЛИМОНОВ, лидер Национал-большевистской партии: - Политик всегда должен быть готов к тому, что его могут убить. Риск - это часть нашей профессии. На меня уже было нападение в 96-м, в 97-м взрывали помещение партии. Сергей УСПЕНСКИЙ, десятикратный чемпион России по автоспорту, генеральный директор компании «У Сервис+»: - Если начать бояться теракта, то не сможешь больше нормально жить, заниматься бизнесом и спортом. Сам загонишь себя в каменный мешок. Виктор ЖЛУКТОВ, олимпийский чемпион по хоккею, обладатель Кубка Канады: - Разумеется, я боюсь теракта, ведь я же в России живу! Лично на меня и мое имущество, слава Богу, никто пока не покушался - квартиру не грабили и машину не угоняли, но в этой стране в любой момент можно ждать чего угодно. Опрашивали: Анна ЕРОШОВА, Надежда ШУЛЬГА, Сергей Аверкин, Алексей БЕЛЫЙ, Артем ГУСЯТИНСКИЙ, Вячеслав ВАРЕНОВ, Ярослав ЩЕДРОВ, Никита МИРОНОВ, Василий УСТЮЖАНИН.