Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды10 августа 2001 22:00

Родион сказал «йес» - и зарубил «олд бизнесвумен»*

В Петербурге завершились съемки картины Би-би-си по роману Достоевского «Преступление и наказание»
Источник:kp.ru

Русская классика - штука для западных киношников привлекательная. Потому как ежели вдруг какой-нибудь режиссер али актриса скажут в прессе, что они от Достоевского без ума, так сразу будут записаны в интеллектуалы. Другое дело, что фильмы по нашей классике на Западе появляются, гм, забавные. «Клюква» в них произрастает уж слишком обильно. Впрочем, зарубежные кинематографисты «клюкву» не замечают. Они за духовностью гонятся. Недавно духовность попыталась отловить на брегах Невы английская телекомпания Би-би-си. Вместе с русским «Глобус-фильмом» англичане снимали в Петербурге «Преступление и наказание». На Родю лаяли собаки из-под разбитых фонарей Поиск необходимых злачных мест для съемок на натуре проходил аж с марта. И несмотря на то, что за Петербургом давно утвердилась репутация «города-музея», музей этот все равно развивался за последние полтора века. Так что найти места, не подпорченные ХХI столетием, было сложно. В результате Сенную площадь в фильме «играл» Москательный переулок. Именно в это место придет Раскольников целовать землю и каяться: «I am a murder», мол. Убийца я, хватайте меня, люди добрые. Окружать Раскольникова будет рыночная обстановка - и огурчики, и бублики, и мясо, и вяленая рыба. А также живой товар: гуси, коровы, свиньи. В придачу в переулок загнали главное транспортное средство эпохи - лошадей. Надо сказать, что все животные, принимавшие участие в съемках, в кинопроцессе не дебютанты. К примеру, стайка дворняжек, бегавшая по «Петербургу Достоевского», раньше была задействована в сериале «Улицы разбитых фонарей». Собаки и их хозяева дежурили на съемочной площадке от рассвета до заката: а вдруг режиссеру захочется, чтобы «четвероногие друзья» побегали за героями, полаяли на них, в конце концов кого-то укусили (до чего, к счастью, не дошло!). Раскольников молод, бесстрастен и потерян! Зачем, собственно, сегодня снимать еще одну версию «Преступления и наказания», вопрос риторический. Но продюсер Дэвид Снодин о смысле своей работы сказал так: - Наш фильм - золотая середина. С одной стороны, мы старались декорациями воспроизвести время и место действия романа. С другой - сделать этот роман более современным и понятным для нового поколения. И все дело в главном герое - Роде. Он молод, бесстрастен, одинок и потерян. Он - персонификация сегодняшнего «Поколения Х», выражающего недовольство против несправедливости мира. Возможно, поэтому Родиона Раскольникова играет актер Джон Симм, известный в России по фильму «В отрыв!». В картине этой и наркотиков, и прочих атрибутов «Поколения Х» предостаточно... Хотя в России Джон Симм вел себя прилично. Уезжая, проявил себя как внимательный бойфренд: его подруга должна родить, и Джон прикупил ей в Питере матрешку. В матрешке этой обитают еще три ее «родственницы», вернее, «родственника», потому как каждая из русских игрушек изображает почему-то участников группы The Beatles. Вообще-то съемочная группа в новом «Преступлении и наказании» подобралась не то чтобы именитая, но гарантирующая качество. Продюсер Дэвид Снодин, режиссер Джулиан Джэрролд и сценарист Тони Марчант работали над «Большими надеждами» по Диккенсу. Их экранизация не грешила небрежностью по отношению к первоисточнику. Что же касается актеров, то все главные роли играют англичане. Порфирия в фильме изображает Йен МакДаярмид, сыгравший в первом эпизоде «Звездных войн» и в «Сонной лощине». Роль Свидригайлова отдана Найджелу Терри (Караваджо в одноименном фильме Джармена). Наши соотечественники заняты исключительно в массовых сценах. Приходи в кино сниматься, я тебя испачкаю! Говорят, в массовке «нашли себя» около тысячи человек! Иногда в «народных» сценах играли по 250 актеров или людей с улицы. Но сначала был кастинг, который устроили англичане: во дворе стояли очереди желающих. Приходили, как на парад: в костюмах, с начищенными ботинками. А на площадке над «деградацией личности» трудился целый штат костюмеров и гримеров. Они облачали актеров в грязные лохмотья нищих и пестрые «портьеры» проституток. Если создателям картины казалось, что образ «жертвы» слишком светел, то поступали жестоко - дополнительно покрывали грязью, точнее, аптечной глиной, чистые части тела. Лица же изукрашивали ссадинами. Нездоровый интерес вызывали обладательницы «желтых билетов». Рабочая раскраска - «вырви глаз», умопомрачительные перья, потасканные наряды... Трогательные выпускницы, сменив свои топики и джинсы на вызывающие платья, с пол-оборота входили в роль и задирали подол, вульгарно подбоченясь. - Здесь по-настоящему весело, - рассказывала нам потом одна из российских барышень, жеманно покачивая перьями на шляпке. - Мы с одной моей подругой даже сцену режиссировали: я вцепилась ей в волосы, якобы из-за клиента, а она стала пронзительно орать! Надеюсь, что нас оставят в кадре... Массовка дежурила на съемочной площадке по 13 часов в сутки. Люди пытались вздремнуть, чтобы скоротать ожидание, на мешках, в телегах, на лавках... Было впечатление, что все бомжи города Питера устроили здесь свой слет. В костюмы мещан и торгашей также переоделась съемочная группа, включая режиссера Джулиана Джэрролда: вдруг камера оператора качнется в сторону и зацепит «человека из будущего»... Вы слышите? Грохочут топоры! Старушку процентщицу Раскольникову в Питере убивать не пришлось. Интерьерные съемки пройдут в Лондоне. Однако топоров на съемочной площадке было достаточно - декорации Сенного рынка строили из дерева, и стук в округе раздавался вполне жизнеутверждающий. Как всегда в кино, телегу пришлось запрягать перед лошадью - сцену бегства Раскольникова снимали раньше, чем Родя «замочил» старушек. В результате и наказание последовало до преступления: Джон Симм так рванул по питерским мостам, что упал и сломал ребро. До конца съемок бедняга глотал анальгетики. - Мне они не особо помогают, - признавался «Комсомолке» актер, - зато помогают моей роли. Выглядит все так, словно Раскольников постоянно страдает, - это и хорошо. Оно и правда, пусть Родя помучается... И нечего бабушек обижать! ИЗ ДОСЬЕ «КП» Роман Достоевского «Преступление и наказание» экранизировался около 15 раз. Самое первое «преступление» было снято в 1913 году в России И. Вронским. Было оно немым и черно-белым. В 1917-м свою немую версию сделал американец Лоренс МакГилл. В 1923 году подтянулась Германия, сняв фильм «Раскольников». В нем играли также наши звезды Алла Тарасова и Михаил Тарханов. В 1935-м Родион (в голливудской версии фон Штернберга ставший Родериком) впервые заговорил, играл его Питер Лорре. С тех пор героев Достоевского неоднократно пытались и в современность перетащить (так сделал финн Аки Каурисмяки в 1983 году), и имена персонажам новые придумывались, а не так давно Родя Раскольников даже стал... девушкой-тинейджером по фамилии Скольник в разнузданной и полной черного юмора американской картине «Преступление и наказание в Сибири» (2000 год). Существуют и индийская, и шведская, и две французские версии, и английский мини-сериал. В России же более всего известен фильм Льва Кулиджанова, снятый в 1969-м, с Георгием Тараторкиным в главной роли.