2018-04-02T12:20:45+03:00

Американский журналист Мэтт Тайбби: Давно пора, edriona mat, умом Россию понимать!

Изменить размер текста:

Это не совсем обычное интервью. Ведь не каждый день американский журналист обвиняет своих коллег, пишущих о России, в своеобразном информационном заговоре. То, что рассказывает Мэтт, и смешно, и грустно одновременно. Что ж, так мы выглядели в глазах американцев еще недавно. Может быть, сейчас, когда многое в мире изменилось, все будет по-другому? Отчаявшись добиться правды, Мэтт борется с глупостью своих коллег-журналистов революционными методами. Американец Мэтт Тайбби, большой юморист, скандалист и затейник, в России уже 7 лет. Сын американского журналиста (отец Мэтта работает в телекомпании NBС), он изучал в университете Бостона русский язык и литературу. В 1992 году отправился в Узбекистан корреспондентом «Ассошиэйтед пресс». Но вскоре из Ташкента Мэтта попросили - за «неправильные» статьи. Несколько лет работал корреспондентом «Москоу таймс». А потом открыл в столице России свое издание на английском языке «The Exile» («Изгнание»). Одна из скандальных акций, устроенных «Тhe Ехile», - конкурс, где победительницей становилась девушка, более прочих схожая с Моникой Левински. Конкурс проходил в стрип-клубе под девизом «Would You Like To Fuck President Clinton?» в день прибытия американского президента в Москву. А еще у Мэтта есть хобби: уже несколько лет он обличает своих западных коллег, которые, по его мнению, тупо, предвзято и однобоко освещают жизнь в России. Каждые две недели Мэтт проводит обзор работ западных журналистов, пишущих о России, и составляет своеобразный хит-парад тупости. По итогам самому тупому вручается приз. В прошлом году это был пирог из конской спермы, который в торжественной обстановке был размазан по лицу шефа московского бюро «Нью-Йорк таймс» Майкла Уайнса. Пирог из конской спермы - Мэтт, где ты в Москве нашел столь неординарный продукт? - А что здесь сложного? Съездил на Первый конезавод и купил целый пакет. Потом мы с коллегами взяли обыкновенный торт, соскребли сладкий крем и сделали новый. Забавно, что, когда мы пришли к Уайнсу и заехали ему в физиономию пирогом, он так и не понял, что по нему течет. Правду узнал позже - из американских газет. - А тебе самому за такие приколы по морде не давали? - Ха-ха-ха... После этого мы объявили, что за взятки готовы вычеркивать из списка номинантов. Многие откликнулись! Британский корреспондент «Таймс оф Лондон», например, оплатил нам обед в шикарном ресторане. Приятно... - Ну как ты, стопроцентный американец, докатился до такой жизни, не жалко тебе коллег? - А не надо халтурить! Я ведь тоже был плохим журналистом и писал идиотские статьи, но это мне надоело. - А что, статьи американских журналистов о России действительно идиотские? - Как специалист по глупости могу сказать, что общий тон таков: нищая страна, глупый народ, коррумпированная власть. - Начнем с глупого народа. - О да! Образ русского человека - это нечто. Уже 10 лет, как рухнул «железный занавес», а русский благодаря стараниям американских журналистов все тот же. - ??? - По-прежнему много пьет. Если американцы берут интервью у обычного русского, то дело происходит в его квартире и обязательно днем, когда все нормальные люди должны работать. Гражданин сидит на кухне в грязной майке и по ходу дела выпивает непременно водку. Человек он хороший, душевный, с чувством юмора, но не умеет работать. В некоторых статьях жители России преподносятся как обитатели саванны в передаче «В мире животных». ДОСЛОВНО «Юрий Лебедев, веселый коробейник и обитатель этого северного российского города, принадлежит к вымирающему виду русских мужчин. Он прикуривает дешевые русские сигареты одну от другой, у него больное сердце. Через десять лет, как утверждает медицинская статистика, его уже не будет в живых». Дейв Монтгомери, «Филадельфия инкуайрер»: «Псков. Россия». - Да, действительно смешно. - А хороший русский - это непременно сотрудник западной компании. Вот, например, журналистка Сьюзан Глассер из «Вашингтон пост» готовила статью о годовщине августовского путча. Для примера она выбрала двух персонажей. Первый - женщина, которая работает в компании «Нестле». Металлург по образованию, она поработала в США, вернулась в Россию и устроилась в отдел продаж. Она очень счастлива, очень. У нее хорошая зарплата, она каждый год ездит на Кипр! Кипр для американских журналистов - особая фишка. Русские наконец-то получили возможность ездить в отпуск! Это подается чуть ли не как самое большое достижение рыночной демократии. Противоположный пример - человек из провинции (вымирающий тип). Он собирает бутылки, опять же пьет, страдает и ждет госпомощи. В статье этой поражает не столько примитивизм, сколько черно-белая математика. Половина населения в России, по Сьюзан, живет хорошо, половина - плохо. Те, кто живет плохо, сами виноваты, потому что не хотят работать, а хотят выпить. Но, помимо этого, они еще и потрясающе глупы. Сейчас начнутся холода, и в американской прессе появятся леденящие душу репортажи о русской зиме: замерзшие на улицах старушки, дети, заблудившиеся в сугробах. Мол, опять эти глупые русские не могут справиться со снегом и гибнут от сосулек! ДОСЛОВНО «Уберите машины! - ревет в мегафон Надя Гулиева спящим жильцам многоквартирного дома в деловой части города. - Уберите машины! Сейчас сосульки посыплются!» Скотт Петерсон. «Крисчен сайенс монитор». - Сосульки - настоящий бич русского народа? - Да. Об убитых сосульками американцах подобной статьи появиться просто не может в принципе. Когда же русские бросят Деда Мороза? - Судя по всему, надежды на выживание у такой нации маловато? - Нет, почему же, в моде репортажи на тему - как все изменилось здесь со времен коммунизма. Практикуются бодрые рассказы о компаниях, которые процветают в условиях поддерживаемой США российской демократии. Да, есть определенные нарушения прав человека, да, выборы иногда нечестно проводятся, но продукцию продавать можно. В интерпретации западных СМИ Россия - страна третьего мира, которая должна все больше американизироваться. Очень популярна тема внедрения английского языка. Есть статьи о том, что в русских школах, где раньше изучали немецкий и французский, теперь учат исключительно английский, и это очень хорошо! А вот когда Лужков ввел закон, что вывески в Москве должны быть на русском и на упаковках товаров должна быть русская маркировка, он подвергся жесточайшей критике. Мол, пещерный человек и националист! Хотя трудно представить себе, чтобы в США продавалось пиво с русской этикеткой... Нежелание русских изменяться каждый год заставляет американских журналистов удивленно вопрошать: когда же эти русские бросят наконец своего Деда Мороза и будут радоваться Санта-Клаусу? Ведь в Москве уже давно продают кока-колу! Все дело в стереотипах мышления - Они, правда, так думают? - Тут дело в стереотипах. Американцам с рождения внушают, что их страна - самая лучшая в мире. И они в это искренне верят. Любой американский журналист, приезжая в Россию, ищет здесь прежде всего признаки американского образа жизни. Если государство развивается в знакомую сторону - это прогресс, нет - караул! - А как же насчет вникания в русскую культуру, попыток разобраться в социальных процессах? - Это исключено. Госдеп США придерживается правила: персонал посольств США и журналистский корпус не должны работать в стране пребывания больше трех лет. Это стало государственной политикой со времен маоистской революции в КНР, когда чиновники госдепа вдруг обнаружили, что американцы в Пекине с симпатией относятся к Китаю. Они говорили по-китайски и даже - о, ужас! - полюбили китайскую культуру. В США это явление назвали «китайским синдромом». Чтобы такого не повторилось, среди американских дипломатов, к примеру, с тех пор стало всячески приветствоваться незнание языка страны, в которой они работают, и нежелание проникаться культурой страны пребывания. Всячески поощряется жизнь в замкнутом сообществе с постоянной мыслью о том, что вскоре тебя пошлют куда-нибудь еще. То же и в журналистике. Главы местных бюро постоянно переводятся из одной страны в другую. Случаи приема на работу местных журналистов стали исключением. Я могу назвать только Филлипов из «Бостон глоб», которого взяли по какой-то непонятной причине. Зато обычной практикой в США стало командирование в Россию журналистов, не знающих ни русского языка, ни культуры. И не хотящих во все это погружаться. За последние 4 года в Москве сменилось три шефа бюро «Нью-Йорк таймс»! Что можно понять в России за полтора года? - Да уж, тут за всю жизнь не у всех получается... - Нет, я серьезно: газета - одна из богатейших в мире - не может найти корреспондента, владеющего русским языком. Ну не глупость?! В итоге репортажи из России - это смесь умильной наивности и убойного патриотизма. Вот образец абсурда от корреспондента «Ньюсуик» Кристиана Кэрила, который, к слову, живет в специальном закрытом доме для журналистов на Кутузовском проспекте. Он описывает бывшего сотрудника КГБ: «Черкашину 69 лет, он преуспевающий московский бизнесмен, владелец большого дома в пригороде и голубого «Шевроле» выпуска 86-го года - самой популярной машины на московских улицах». И эту ахинею он пишет про Москву, где «Мерседесов» в год продают больше, чем во всей Германии! Майкл Спектор из «Нью-Йорк таймс» на полном серьезе написал, что сразу после переизбрания Ельцина на второй срок в России стали в бешеном темпе рождаться дети. Все понимали, что это чушь, ведь демографическая обстановка здесь неважная, все понимали, кроме Спектора и американцев, для которых он пишет. Эту историю ему рассказали в московской поликлинике для богатых, где говорили по-английски. Наверное, это была единственная поликлиника, куда он отважился зайти. Наша страна - дебильный ребенок - Любой американский журналист, посланный спецкором в Россию, быстро понимает, что в действительности его работа, по мнению начальства, состоит в пристрастном сравнении России с Соединенными Штатами. Отклоняться от курса нельзя, уволят! Самый избитый журналистский прием, это когда Россию сравнивают с дебильным ребенком, которого спасает от тирании отважный супермен-американец. Вот как пишет шеф московского бюро «Нью-Йорк таймс» Майкл Уайнс в статье «Мир в поисках безопасности: щит только один»: «Тяжело, когда с тебя стягивают плащ супермена (это он про Россию). Америка загребла уже все фишки, «долговые расписки и большую часть одежды». Россия оказалась «ободранной вплоть до самого геополитического бельишка». И теперь она должна быть согласна на все, что Америке будет угодно сотворить, и подчеркивает ее беспомощность перед лицом американской экономической мощи». Уайнсу смешно даже слышать о том, что Китай может серьезно сопротивляться политике США, выполняя условия своего договора с Россией, ведь «американо-китайский торговый оборот - это $120 миллиардов, в 12 -15 раз больше, чем американо-российский». И, наконец, «Нью-Йорк таймс» подчеркивает, что Россия не только будет, она просто обязана идти за Вашингтоном. Россияне обязаны своей свободой добрым намерениям Америки! Ни больше, ни меньше! «Мир» и «Курск» - ржавые обломки империи Самыми известными российскими событиями для США за последние 10 лет стали затопление космической станции «Мир» и трагедия подводной лодки «Курск». - Почему? - А потому, что они позволяют сравнить состояние высоких технологий в России и США и показать очевидное превосходство Штатов в этой области. По станции «Мир» каждый американский спецкор оттоптался раз 10, не меньше, в их статьях станция представляется исключительно как искалеченная и дряхлая. Само ее существование - это оскорбление для всей космической отрасли! Благодаря стараниям своих журналистов Америка убеждена, что затопление станции чересчур долго откладывалось. В НАСА, видите ли, считают, что Россия должна сконцентрировать свои скудные ресурсы на Международной (американской) станции. Американская пресса использует станцию «Мир», чтобы еще раз подчеркнуть: русские - это неандертальцы с ядерным оружием. По типу героя фильма «Армагеддон», где дебильный русский прыгает по раздолбанной космической станции в шапке-ушанке и с гаечным ключом. Стало быть, если мы имеем дело с такими приматами, то вправе указывать России, где она должна применять свои «скудные» ресурсы. В то же время взрыв на старте космического корабля «Челленджер» в США не упоминался ни разу! Ведь если взрывается космическая игрушка Америки - это трагическая случайность. А вот если то же происходит в России - это закономерность. - А с «Курском?» - «Курск» приглянулся американской прессе потому, что он дает возможность доказать: Россия слишком бедна и некомпетентна, чтобы ей можно было позволить владеть современными видами вооружений. Иными словами, позволить ей быть независимой. ДОСЛОВНО «Располагает ли в действительности Россия средствами и обученным персоналом для безопасного управления большим флотом атомных кораблей, не говоря уже об огромном арсенале ядерного оружия - кроме того, что этого требуют грандиозные властные амбиции ее нынешних политических лидеров?» («Вашингтон пост»). «Нью-Йорк таймс» идет еще дальше: прямо взывает к Вашингтону, чтобы США встали во главе разоружения российских Вооруженных сил! Российская нищета и бестолковое управление, по мнению американских СМИ, доказывают, что Россию можно игнорировать как геополитическую целостность. На возражения России против расширения НАТО или создания НПРО можно не реагировать, потому что Россия туповата и просто не может сама о себе позаботиться. - А есть ли для американцев в России запретные темы? - Нельзя ставить под сомнение преимущества капсистемы, писать о непростых отношениях работодателя и трудящихся. И не дай Бог, заикнуться о провальной политике МВФ в России! Или, скажем, об украденных валютных траншах. Дураку понятно, что эти деньги давались не под развитие экономики, а для поддержания режима, что это политическая взятка, а не инвестиции. - Мэтт, а ты не боишься давления со стороны американских властей или коллег? - Давление выражается только в одном - меня со скрипом печатают в западных изданиях. - Судя по всему, в России тебе нравится. - Здесь у вас отличные клубы и вечеринки, открытые, умные, образованные люди. Замечательные девушки. Телевидение здесь, конечно, тоже говно. Но все-таки не такое, как там. У вас веселее. У вас есть Доренко!

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также