2015-02-04T03:24:18+03:00

Человек-амфибия плавал среди поролона, пластмассы и веток инжира

Любимому фильму нашего детства исполнилось 40 лет
Изменить размер текста:

За роль Ихтиандра предлагали взятки! Отбирая актеров на главные роли, режиссер «Человека-амфибии» Владимир Чеботарев дал ассистентам главную установку: в глазах Гуттиэре должно быть солнце, а в глазах Ихтиандра - море. Отсмотрели огромное количество красивых девушек, но уж слишком они были земные. Наконец, выбор пал на Настю Вертинскую, которая только что сыграла Ассоль в «Алых парусах». Еще сложнее было найти Ихтиандра. Однажды из Абхазии на пробы привезли очень красивого парня, который к тому же прекрасно плавал. Однако режиссер колебался. Чувствуя это, дядя пловца пообещал: «Если ты возьмешь нашего Георгия, то завтра у тебя под окнами будет стоять новенькая «Победа». А ты и твоя семья станут для нас самыми дорогими гостями». Но корысть не победила - из Москвы на «Ленфильм» привезли студента ГИТИСа Володю Коренева. После первых же дублей стало понятно - это то, что надо. На роль старого злодея Зуриты, желавшего сделать Гуттиэре своей женой, сперва был приглашен мало снимавшийся в то время Ефим Копелян. Но худсовет на «Ленфильме», состоявший из мэтров отечественного кинематографа, уперся: «Зачем вы берете на роль театрального, да к тому же провинциального актера». И тогда режиссер, отойдя от литературного сюжета, пригласил на роль Зуриты молодого красавца, «хищника с горящим взглядом» Михаила Козакова, создав изумительный любовный треугольник. Долго не могли найти актера на роль отца Гуттиэре Балтазара. Нужен был человек с выразительным лицом индейца, к тому же умеющий отлично плавать. Наконец, привели 70-летнего штурмана дальнего плавания нужной фактуры. Режиссер усомнился: «А потянете ли вы? Все-таки годы». Тогда штурман достал фотографию своей двухмесячной дочери: «Вот доказательство моего полного рабочего состояния». «А сумеете ли вы участвовать в подводных съемках?» - продолжал режиссер. Тогда мужчина встал на тумбочку, нырнул и без ластов проплыл практически весь двадцатипятиметровый бассейн. У Вертинской отнимали акваланг Ни Коренев, ни Вертинская не умели прилично плавать, а тем более под водой. Поэтому большая часть подготовительного периода ушла именно на обучение их азам водолазного дела: погружению, работе с аквалангом. Чтобы «правильно» утонуть, на Вертинскую (в сцене после нападения акулы она опускается на дно) надевали свинцовый водолазный пояс, и Настя плавно шла ко дну. В этот момент у нее отнимали акваланг. Минуту шла съемка, затем актрисе давали немного подышать и снова отнимали акваланг... И так часами. В основном все подводные трюки актеры выполняли сами, и только самые сложные доверяли опытным каскадерам - чемпионам Ленинграда по подводному плаванию Анатолию Иванову и Галине Шереповой. Впрочем, и вся съемочная группа часами находилась под водой вместе с актерами, и режиссер давал указания с помощью целой системы жестов, разработанной еще на берегу. Пластмассовый жемчуг и поролоновые медузы Далекий латиноамериканский город снимали в кварталах старого Баку. А вот все подводные съемки проводили на Черном море, в местах с самой прозрачной водой: в Голубой бухте Севастополя, на песчаных отмелях Судака, в подводных гротах Коктебеля и бухте Ласпи. Впрочем, первоначально планировалось, что вся подводная часть фильма будет сниматься на Красном море, где были богатейший подводный мир и прекрасная видимость - 60 - 70 метров. Была даже достигнута соответствующая договоренность с Жаком Ивом Кусто: известный океанограф дал добро и был готов оказать любую посильную помощь. Идея погибла по прозаической причине - из-за недостатка денег. Поэтому многообразие морской флоры и фауны приходилось создавать вручную. Кораллы делались из веток инжира, раковины, жемчуг - из пластмассы, медуз и водоросли склеивали из поролона. «Извини, что не голый...» После того как фильм вышел на экраны, на всех актеров, но особенно на красавца Владимира Коренева, обрушилась фантастическая популярность. Письма от поклонниц приходили мешками - он складывал их в большую коробку из-под холодильника. А когда коробка заполнилась, отдал пионерам, собиравшим макулатуру, и только попросил: пожалуйста, не отвечайте за меня. Себе же актер оставил только один конверт, разрисованный птичками, цветочками... В письме было написано: «Товарищ Коренев, я знаю, что вы писем не читаете и тем более на них не отвечаете. Но мои письма вы прочтете - их будет ровно десять. Я сфотографировалась голая, разрезала фотографию на десять частей и в каждом письме буду присылать одну из этих частей». Пришлось Ихтиандру собирать полный портрет этой наяды. В ответ он послал ей свою фотокарточку: «Никому не отвечаю, а тебе за изобретательность посылаю свою фотокарточку с автографом - извини, что не голый». Владимир Коренев: Злодей Зурита меня чуть не утопил Уже сорок лет, со дня окончания ГИТИСа, он играет в Московском театре имени Станиславского. И большинство спектаклей репертуара держится на его главных ролях. Он снялся более чем в двадцати кинофильмах. Но и по сей день в сознании зрителей Владимир Коренев - герой одной роли, сыгранной сорок лет назад. И для большинства он таким и запомнился: длинноволосым голубоглазым красавцем Ихтиандром. - В отличие от ваших партнеров Анастасии Вертинской и Михаила Козакова в то время вы были совершенно неизвестным актером. Почему режиссер пригласил на роль Ихтиандра именно вас? - Я до сих пор этого не знаю. В то время я оканчивал ГИТИС, и ассистент Владимира Чеботарева увидела меня в студенческом спектакле «Ночь ошибок». Я играл чудовищного идиота, персонажа из английских анекдотов... Такого наивного человека, попадающего в разные ситуации. Может быть, меня позвали именно потому, что это качество и у него, и у Ихтиандра оказалось общим? - Как случилось, что вы, севастополец, не умели плавать? - Не то, чтобы не умел, я плавал... Но родился-то я до войны, а когда началась война, меня увезли, и опять на море я попал уже взрослым человеком. - Говорят, однажды во время съемок вы чуть не погибли? - Да, был момент, когда по сюжету злодей Зурита заставляет Ихтиандра прыгать в воду - за жемчугом. На меня надели металлический пояс, от которого шла длинная цепь, а конец цепи держал матрос, стоявший на палубе. Я прыгнул в воду, и этот матрос не удержал цепь. А весила она килограммов пятьдесят. Слава Богу, это увидел оператор, бросил камеру и успел поймать конец цепи, иначе бы меня утащило ко дну. - Как вы пережили небывалую популярность? - Популярность - это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что она помогла мне проскочить период нищеты, который бывает у всех молодых актеров: жить на зарплату 80 рублей было невозможно. Выручали встречи со зрителями... С другой стороны, я понимал, что теперь от меня все ждут чего-то похожего, и приходилось бороться с романтическим образом, который я создал. - Не поэтому ли после «Человека-амфибии» вы сыграли в кино так мало ролей? - В отличие от Ленина я не считаю, что важнейшим из искусств для нас является кино. Я театральный актер. Кино - это как любовь по телефону: ты здесь, а она там. А театр - вот она, здесь, тепленькая... Это совсем другое ощущение обмена энергией со зрителями. - Вы - человек абсолютно не тщеславный? - В иерархии моих ценностей популярность не на первом месте, так же как и профессия. Мое счастье в простых человеческих вещах: это семья, дети, любимые книги, природа, застолья... Сейчас я преподаю, я профессор, декан факультета, воспитываю своих учеников... Я, как поп, - мне нужен амвон. - Вы считаете, что люди с жабрами (а их появление вполне возможно в наше время) были бы счастливее нас с вами? - Во времена Плутарха, Тацита люди совершали те же мерзости и так же мечтали о чем-то, как и сейчас. Если человек пересадит себе жабры, ничего не изменится. Человек остается человеком. ИСТОРИЯ ПЕСНИ К ФИЛЬМУ Когда музыка к «Человеку-амфибии» была почти готова, стало ясно - получается не то, не хватало романтики. Остановив съемки, режиссер полетел в Ленинград, где жил тогда еще никому не известный композитор Андрей Петров, и предложил поработать вместе. Прилетев в Баку, композитор посмотрел отснятый материал, прикинул и сказал: «Через десять дней ты получишь кассету... а то и две». После выхода фильма на экраны вся страна запела: Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно. Там бы, там бы, там бы, там бы пить вино. Там, под океаном, Мы трезвы или пьяны - Не видно все равно. Эй, моряк, ты слишком долго плавал. Я тебя успела позабыть. Мне теперь морской по нраву дьявол. Его хочу любить. Правда, критики ругались безбожно: пошлость, мол, это буржуазная... Долой буржуазную красивость! Это сейчас навороченные фантастические блокбастеры выходят на экраны чуть ли не ежедневно. 40 лет назад забугорное science fiction было советским людям недоступно, а собственную фантастику у нас почти не снимали. Поэтому, едва появившись на экранах, фильм «Человек-амфибия» обрел нечеловеческую популярность. На премьере в кинотеатре «Россия» в давке за билетами трещали стекла, зал был забит под завязку. За первые полгода фильм посмотрели 70 миллионов человек. А вот критики разнесли картину в пух и прах: за отступления от авторского сюжета, за буржуазную красивость, за подражание западным фильмам... Ничего хорошего, кроме неприятностей и нажитого во время съемок радикулита, не досталось и режиссеру Владимиру Чеботареву. Гонения поутихли через год: в 1962 году картину посылают на первый фестиваль фантастических фильмов в Триесте. И она получает престижную награду «Серебряный парус». А режиссеру воздалось еще 40 лет спустя. К 80-летию, которое Владимир Чеботарев отметил в августе этого года, ему пришло много телеграмм: от президента, министра культуры... В телеграмме «Ленфильма», откуда в свое время его практически изгнали, в частности, написано: «Ваши фильмы любимы зрителем, в них много тепла и добрых чувств, уже не одно поколение выросло на ваших фильмах, несущих одну из главных ценностей нашей жизни - любовь к человеку, это в особенности касается «Человека-амфибии» - яркой, грустной, прекрасной истории любви...» ЛИЧНОЕ ДЕЛО РЕЖИССЕРА Чеботарев Владимир Александрович, режиссер, сценарист. Родился 16 августа 1921 г. в г. Карачеве Брянской области. Окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1952 г. Снял фильмы «Секретарь обкома», «Дикий мед», «Крах», «Цена быстрых секунд», «Алмазы для Марии», «Выстрел в спину», «Кольцо из Амстердама», «Тревожный вылет», «Батальоны просят огня»... Всенародную славу ему принес фильм «Человек-амфибия», снятый в 1961 г. Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР. Награжден орденом «Знак Почета». ЛИЧНОЕ ДЕЛО Владимир Борисович Коренев, актер, народный артист России. Родился 20 июня 1940 г. Окончил ГИТИС в 1961 году и в этом же году стал актером Московского академического драматического театра имени Станиславского, в котором работает до сих пор. Играет в спектаклях «Собачье сердце», «Мужской род, единственное число», «Мещанин-дворянин», «Сумасшедшие поневоле». Снялся в фильмах «Жизнь прошла мимо», «Человек-амфибия», «Дети Дон Кихота», «Освобождение», «Много шума из ничего», «Криминальный талант»...

 
Читайте также