2015-02-04T03:26:06+03:00

Преодолев хромоту и бросив пить, Папанов стал звездой

Изменить размер текста:

30 октября великому актеру Анатолию Папанову исполнилось бы 80 лет. В этот день в городе Вязьме, где родился Папанов, откроется галерея памяти Анатолия Дмитриевича. А в Московском театре сатиры состоится вечер «Четыре музы Папанова». В канун даты мы поговорили с женой и друзьями актера и самые любопытные и малоизвестные факты его биографии представляем в сегодняшнем «Семейном альбоме». Папанов чуть не попал в тюрьму ...У мамы Папанова Елены Болеславовны была редкая профессия - модистка. Она вручную делала элегантные дамские шляпки. Отец Дмитрий Филиппович работал на заводе. Оттого и сын Толя после школы стал вкалывать на московском заводе «Шарикоподшипник». Однажды в его бригаде случилась кража - страшное по тем временам преступление. Всю бригаду арестовали и посадили в «Бутырку». Рабочим светила тюрьма. Толе повезло: следователь попался с «наметанным глазом», он отпустил наивного паренька без разбирательств. Зато отец Анатолия не стал ничего выяснять и так отлупил сына, что тот почти неделю проболел дома. С началом войны Папанов ушел на фронт. Раненный, полгода лечился в госпитале, получил третью группу инвалидности. Ему ампутировали два пальца на ноге, и он ковылял, опираясь на палку. Но вопреки всему решил бороться за свою мечту стать артистом. Хромой студент Вспоминает жена Папанова Надежда КАРАТАЕВА: «Толя пришел к нам в ГИТИС на второй курс. Набор в институте закончился. Но худрук Михаил Тарханов принял Толю. Толя читал ему стихи Симонова, он был в линялой гимнастерке с лычками за ранения, худой, какой-то угловатый. Тарханов спросил: «А сможешь ли ты ходить без палки? Ведь актер не должен хромать!» Толя ответил: «Да!» И я видела, как он истязает себя физическими упражнениями; через полгода уже ходил, не хромая... В институте по теоретическим предметам Толя не был силен. «Ребята начнут об искусстве говорить, а я не секу», - признавался он. Но по актерскому мастерству всегда был первый!.. Наша любовь началась с трамвайных поездок. Мы ездили в одном трамвае в институт, общались. Шел 42-й год, в Москве был комендантский час - разрешалось лишь до 23 часов находиться на улице. Толя меня проводит, а потом дворами, закоулками бежит домой. Рисковал - его же мог задержать патруль! Расписались мы с ним в 1945-м: 9 мая был День Победы, а 20 мая - наша свадьба. Со всех родственников собрали карточки на водку, сервировали стол. Я была в беленьком платьице, он - в каком-то костюмчике, принес букетик незабудок. Жить Толя перебрался к нам в «коммуналку»: в длинный коридор выходило 11 комнат. В еде и одежде оказался неприхотливым. Даже когда мы стали ездить в командировки и я покупала ему новые костюмы, все они висели, а Толя надевал старое: «Да ладно, мне в этом удобнее». Друзья Папанова вспоминают, что во время одной загранкомандировки Анатолий Дмитриевич пришел на важный прием в... обычном джинсовом костюме! В таком виде не выходили в свет советские люди. Между тем иностранцы приветствовали Папанова возгласами: «Наконец-то мы видим нормально и свободно одетого гостя из России!» «Ни в театре, ни на «Мосфильме» Толя не позволял себе ни на кого даже голоса повысить. Зато дома мог дать волю чувствам, - признается Надежда Юрьевна. - «Что ж ты такой мягкий на работе, а дома ершишься?!» - спрашивала его. Он отвечал: «Не могу обижать артистов!». По жизни Толя был очень скромным, замкнутым и в то же время сентиментальным. «Я в душе лирик», - признавался он. Очень любил стихи. Мало кто знает, что Толя писал поэмы. Другу Мише Ножкину он написал чудную поэму «Две коляски» - о маленьком внуке в коляске и дедушке, который тоже в коляске, потому что раненый. Эту поэму Папанов читал на своих концертах, и она пользовалась успехом! Его рукописи хранятся у меня». Малоизвестные факты биографии Папанова: В начале творческой карьеры Папанову не предлагали главные роли, это его угнетало, и Анатолий Дмитриевич начал прикладываться к бутылке. Супруга боролась с пьянством мужа, и только когда в 1955 году у Папанова родилась дочка и в это же время ему предложили значительную роль в спектакле «Поцелуй феи», он сказал жене: «Все, больше не пью». И завязал. Одна из первых кинопроб обернулась для Папанова душевной травмой. Режиссер Э. Рязанов пригласил его попробоваться на роль директора Дворца культуры Огурцова в картине «Карнавальная ночь». Папанов не подошел и решил, что больше никогда не пойдет в кино. А через несколько лет Папанов стал одним из самых востребованных и популярных актеров кино. Папанов не любил, когда к нему приставали на улице любопытные. Часто он выходил в длинном плаще, берете, надвинутом на лоб, и черных очках. В этом «шпионе» трудно было угадать популярного актера. В Театре сатиры помнят неприятную историю, произошедшую с Папановым в 60-х годах. Анатолий Дмитриевич возвращался с вечеринки подшофе, и к нему подошел милиционер и грубо взял за локоть. Папанов в гневе схватил милиционера за грудки - и был доставлен в участок. Его разбирал коллектив театра. Некоторые настаивали на увольнении. Но ограничились строгим выговором. Супруге Папанова в райкоме обещали выхлопотать звание, если она уговорит мужа вступить в партию. Папанов считал, что искусство независимо от политики, и остался беспартийным. Свои творческие вечера Анатолий Дмитриевич часто заканчивал таким четверостишием, как полагают друзья, собственного сочинения: Не знаю, сколько жить еще осталось, Но уверяю вас, мои друзья, Усталость можно сохранить на старость - Любовь на старость отложить нельзя.

 
Читайте также