Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество15 января 2002 22:00

Американцы эвакуировали Чилингарова с Южного полюса на самолете-мусоровозе

И теперь требуют за это с России $80.000
Источник:kp.ru

Об этом заявил по телефону агентству Рейтер представитель американской программы по освоению Антарктиды (U.S. Antarctic Program - USAP) Джон Шерв. Как сообщили в посольстве РФ в Новой Зеландии, Чилингаров возглавлял международную группу полярников (помимо россиян, в нее вошли американцы, украинцы, французы, шведы и швейцарцы - всего 14 человек), намеревавшуюся отметить 60-летие первого российского полета на Южный полюс. Но после того как экспедиция прибыла на американскую полярную базу Амундсен - Скотт, она не смогла оттуда вылететь. В итоге российские члены экспедиции покинули базу на американском самолете «LC-130 Hercules», оснащенном лыжами, на котором из Антарктиды вывозят мусор. Как сказал Шерв, «вначале мы полагали, что это путешествие было санкционировано российским правительством, потому согласились доставить нескольких россиян, включая Чилингарова, в Кристчерч, на новозеландскую базу USAP». За эту спасательную акцию американцы и собираются выставить российскому правительству счет в $80 тыс. «Возникло небольшое замешательство по поводу того, было ли это предприятие частным или официальным. В российском посольстве в Вашингтоне нам сказали, что оно было частным», - пояснил Шерв. Однако российский посол в Новой Зеландии Геннадий Шабанников, который приветствовал Чилингарова, когда тот прибыл в Кристчерч, заявил, что это путешествие проходило «при тесном сотрудничестве между российским правительством и частным сектором». Константин ГОРОХОВ. НЕУТОМИМЫЕ А Чилингаров снова собирается в Антарктиду Теперь - с православным хором Оказавшись в кабинете Чилингарова, где есть все, что нужно настоящему полярнику (чучело пингвина, карта Антарктиды, скульптура белого медведя, российский флаг и футбольный мяч), я не удержался от лести: «Поздравляю вас с блестящей экспедицией!» От такого захода Чилингаров даже смутился. - О, какой молодец. А то тут пишут про нас разные гадости. А ведь экспедиция и вправду блестящая, - воодушевился вице-спикер. - Никто еще не долетал до Южного полюса на одномоторном самолете! Американцы до сих пор не понимают, зачем нужно было идти на такую авантюру. - И вправду зачем? - наивно спросил я. Тут Чилингаров отпустил крепкое словцо: - Престиж страны! - воскликнул он. - Не зря при Сталине воспевали полярных летчиков, а американцы просто охренели, когда мне по прилете на Южный полюс позвонил президент Путин. По словам полярника, мечтой долететь до Южного полюса он жил 10 лет. - Казалось бы, зачем мне это, - философски заметил он, глядя на карту мира. - Вторую Звезду Героя не дадут, бюст в Питере, где я родился, не поставят. А мне вдруг захотелось стать героем года... Денег на эту затею, которая стоила около $1 млн., Чилингаров не стал просить ни у государства, ни у российских банкиров: «Побоялся, что народ не поймет - мол, могли отдать детям, а отдали Чилингарову на какую-то фигню». В итоге акцию спонсировали иностранные друзья-полярники Чилингарова. - В подготовке и организации экспедиции принял участие 41 человек, - рассказывает он. - Самолет выделило Омское АПО «Полет». Из Омска в Москву Ан-3, на борту которого были начертаны слова поддержки губернатора Омской области Полежаева, прилетел сам. Здесь его разобрали и погрузили в Ил-76, который и отвез всю экспедицию в чилийский город Пунта-Аренас. В Чили вышла неожиданная задержка: просидели 12 дней, ожидая погоды. После чего Ил-76 совершил перелет на ледник Пэтриот Хиллс. Здесь двое суток кряду бригада сборщиков из Омска собирала самолет заново. Собрали, облетали. Все было готово для последнего прыжка... Слушая Чилингарова, я понимал, что дело действительно пахло авантюрой. У Ан-3, несмотря на все модернизации, нет локатора и системы антиобледенения. А до американской антарктической базы Амундсен - Скотт 1200 км лету. Случись что в полете, вернуться назад не хватит горючего. Слава Богу, долетели. Американцы приняли 14 гостей радушно. Да еще Путин позвонил. После звонка президента гимн не пели, но выпили. Хотя пить, по признанию Чилингарова, в таких условиях (высота 3200 м над уровнем моря) очень тяжело. - Мы планировали пробыть на базе 3 часа и тут же полететь обратно, - признался полярник. - Но разыгралась пурга - на два дня. И у самолета возникли проблемы с запуском двигателя. Тогда я принял решение самолет оставить, а экспедиции выбираться самостоятельно. Иностранные друзья выбрались на Большую землю рейсом коммерческой авиакомпании. А чтобы отправить оставшихся 5 человек (я, экипаж и телеоператор ОРТ), пришлось просить помощи у американцев. У них в Новую Зеландию летают военные самолеты, которые возят мусор. На одном из них мы и улетели. Тут я задал провокационный вопрос: - И вот за поездку на мусоровозе с вас требуют $80 тысяч? - Да! - возмущенно вскричал Чилингаров. - Некоторые американские чиновники, видно, забыли, что есть правила полярной взаимовыручки! Я сам не раз вытаскивал этих американцев из сложнейших ситуаций, причем совершенно бесплатно. Немного поостыв, он радостно сообщил: - А через 10 дней у нас новая экспедиция в Антарктиду. Будем открывать на Южном полюсе православный храм. Глаза Чилингарова загорелись. - Самолет до Южного полюса нам выделят чилийцы, там у меня тоже много знакомых полярников. Со мной полетят два монаха - игумен Георгий из Ивановской области и протоиерей Константин из Ярославля, а также православный хор. Мы заложим храм по всем правилам и проведем Божественную литургию. - А как же они на таком морозе петь-то будут? - ошарашенно спросил я. - Ради престижа России можно и постараться, - ответил Чилингаров. Олег РАШИДОВ. КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ Владимир ЧУКОВ, руководитель группы «Арктика»: «Было заранее ясно: это - авантюра!» - Я был в Думе дней за 10 до вылета, разговаривал с Артуром Николаевичем. Конечно, ему как заслуженному полярнику хотелось побывать в давно знакомых местах, в Антарктиде. Но его подставили организаторы экспедиции. Главный из них - Александр Бегак, который в 2000 году случайно оказался с нами в парашютной экспедиции на Южном полюсе. И вот, прикрываясь этим, он и развернул собственную «деятельность». Целью экспедиции они провозгласили гляциологические (ледовые) и визуальные исследования Антарктиды, в обосновательной записке понаписали много всего. Но все это рассчитано на дилетантов. Не зря, когда я попытался заговорить об этой поездке с Валерием Лукиным, начальником Российской Антарктической экспедиции, он только отмахнулся: «Это все ерунда!» Когда выяснилось, что Бегак не может обеспечить ни постановку лагеря, ни подготовку самолета, его, естественно, пришлось отстранить от руководства экспедицией за считанные дни до отлета. Отсюда и все накладки. Из чилийского города Пунта-Аренаса в Антарктиду на Ил-76 вылетела группа, в которой был Чилингаров, журналист, пилоты Ан-3 и иностранные туристы. Последние, по сути, и оплатили эту экспедицию. Они долетели до базы на леднике Пэтриот-Хиллс в 110 км от Южного полюса. Там расчищена снего-ледовая посадочная площадка размером 6 на 1,5 км. Ее использует совместная англо-американско-чилийская туристическая компания Adventure Network International для приема своих самолетов с туристами. На Пэтриот-Хиллс из Ил-76 вытащили самолет Ан-3, с которого заранее были сняты плоскости. Их прикрутили на место и полетели на Южный полюс. Что уж там сломалось в Ан-3, точно не знаю, но вместо двух-трех часов им пришлось там просидеть несколько дней. Что такое Ан-3? Я разговаривал со специалистами. Это тот же старый знакомый Ан-2. Только чуть увеличенный фюзеляж, дверь в другом месте и другой двигатель. Причем мне говорили все, что движок хиленький, машина требует доводки. Но этим надо заниматься дома, а не в экстремальных условиях над Антарктидой! В прошлом году Бегак хотел сделать подобную экспедицию на Ан-2. Я смотрел обоснование полета, и у меня волосы дыбом поднялись! Слава Богу, их тогда остановили. В этот раз не удалось. Андрей ПАВЛОВ.