Нам дороги прежние герои - Наталья Бондарчук и Донатас Банионис.
В России новый «Солярис» будут судить с особым пристрастием: Тарковский, как и Пушкин, - это наше все. Поэтому упорный отказ Стивена Содерберга называть свой фильм римейком знаменитой картины Тарковского (см. его интервью ниже) - ход мудрый и остроумный.
Скажем сразу: Содерберг достойно справился с задачей, сняв произведение в жанре философской фантастики. Поклонники «Терминатора» на нем явно заснут, ценители «Космической одиссеи» и «Сталкера» рискуют получить удовольствие.
Сюжет об исследователе планеты Солярис, столкнувшемся с матрицей своей умершей жены, около 40 лет назад был поведан миру польским фантастом Станиславом Лемом. Почему он вновь оказался востребован именно сейчас - понятно. «Прошу, не перебивайте, я все-таки женщина!» - говорит в старом фильме Хари (Наталья Бондарчук). «Да вы не женщина и не человек», - отвечает ей ученый Сарториус (Анатолий Солоницын). Встававшие перед героями Лема и Тарковского моральные проблемы представляются особенно животрепещущими в эпоху, когда от клонирования людей пачками нас спасают, кажется, лишь жалкие остатки морали.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО РЕЖИССЕРА
Стивен СОДЕРБЕРГ родился в Атланте в 1963 году. В возрасте 26 лет был увенчан «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля за дебютный фильм «Секс, ложь и видео». Cтал единственным за всю историю «Оскара» режиссером, кто соревновался сам с собой за статуэтки за лучшие фильм и режиссуру: в 2000 году номинации получили его фильмы «Эрин Брокович» и «Траффик». Выиграл «Эрин Брокович». Среди других фильмов плодовитого постановщика: «Кафка», «Вне поля зрения», «11 друзей Оушена» и др.
Стивен СОДЕРБЕРГ: Мой фильм не имеет отношения к Тарковскому!
С режиссером Стивеном Содербергом мне удалось побеседовать еще на фестивале в Венеции, где он представлял свой предыдущий фильм «Вид спереди на голого человека» (у нас он еще не вышел).
- Я решил вернуться назад, к книге Лема, - говорил Стивен осенью 2002 года, когда его версия «Соляриса» только что сошла с монтажного стола. - Главное отличие моего варианта от картины Тарковского в том, что мы видим, как складывались отношения Криса Калвина с его женой на Земле. Лично я полагаю, что и в книге Лема, и в картине Тарковского женский образ не особенно развит. Она нужна лишь для того, чтобы дать раскрыться главному мужскому персонажу. Поэтому главное, чего мне хотелось добиться в этой экранизации, - это попытаться сделать Рею (в романе и у Тарковского - Хари. - С. Т.) таким же полнокровным персонажем, как и Крис. Женский персонаж - у меня не просто призрак, но и живой человек. Я думаю, что все рассуждения о том, что мой «Солярис» - римейк картины Тарковского, закончатся в тот момент, когда зрители ее реально увидят.
Сарториус стал ЖЕНЩИНОЙ!!!