Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды5 июня 2003 11:39

Евгений Миронов на съемках «Идиота» едва не разбился на параплане

Героя блестящего телесериала удалось отыскать в Литве. После кроткого Мышкина актер примеряет на себя роль прагматичного Лопахина из «Вишневого сада»
Источник:kp.ru
Евгений скуп на интервью в прессе, но при такой актерской «пахоте», как у него, это можно понять.

Евгений скуп на интервью в прессе, но при такой актерской «пахоте», как у него, это можно понять.

Репетиции у знаменитого театрального режиссера Эймунтаса Някрошюса суперсекретные. Режиссер запретил не только присутствовать на них посторонним, но даже рассказывать о них. Лишь однажды репетиционный график был нарушен: Миронов вместе с Ильиным и Петренко «проставлялись» всей труппе после премьеры «Идиота» на РТР.

После роли Мышкина Миронова стали обворовывать

- Чем отмечали премьеру?

- Из спиртного я предпочитаю виски с колой. Нужно иногда «отрываться». Помню, мы были на гастролях, по-моему, в Екатеринбурге. И у меня были подряд три «Гамлета» и два «Годуновых». После «Гамлетов» понял: либо я сейчас «оторвусь», либо умру. И всей компанией мы поехали на дискотеку, где погуляли по полной программе, несмотря на то, что назавтра был спектакль.

- После «Идиота» сразу «Вишневый сад». Вы что, так и не отдыхали?

- Отдыхать я никогда не умел и не умею до сих пор. А расслабляться, безусловно, необходимо. Я недавно подсел на горные лыжи, во Франции. Еще способ - полет на параплане. Мы были на съемках «Идиота» в Швейцарии, и оператор летал на параплане, чтобы снять общий план. И моя сестра (она была со мной) говорит: «Женя, тебе надо попробовать полетать».

В тот день была большая облачность. Мы разбегались с вершины горы, с высоты двух тысяч метров, в полное «молоко» - я не знал, куда лечу. Пролетели так. Тут нас закрутил порыв ветра - и вдруг, когда облако резко отошло, я увидел, что до скалы остается метров десять. Тогда я осторожно инструктора за руку потрепал. Он заорал: «А-а-а!» - и резко стал в другую сторону рулить. А дальше началось что-то вроде свободного падения. Фантастические ощущения!

- Евгений, как вас уговорил Владимир Бортко сняться в «Идиоте»?

- Меня заинтересовала его концепция идиотизма Мышкина. Я с ней сразу же внутренне согласился. Патологию, болезнь уже достаточно много играли в этом персонаже. Мне было интересно, насколько это образованный и умный человек, насколько он непосредственный. Что вызывает такую реакцию: над ним либо смеются, либо называют в глаза идиотом?

- Как вы считаете, у Достоевского получился положительный герой?

- Мышкин всегда говорит правду, но иногда этой правдой он, как хирург, делает очень больно. С какого-то момента понимает, что, может быть, не всегда это верно. Положительный ли он?.. Мой хороший друг, который смотрел фильм, рассказал недавно историю. Ему позвонил приятель, они год не разговаривали, и тут он предлагает встретиться. Первая мысль у друга была: это невозможно. А потом вдруг возник вопрос: интересно, а как Мышкин поступил бы в этой ситуации? Я хохотал, когда он мне рассказывал эту историю: какая прелесть, что Достоевский создал такого человека, который, как бацилла, заражает людей вокруг себя. Не только персонажей книги, но и тех, кто ее прочитал или увидел картину. Мой друг помирился с приятелем. Он, конечно, не сидел и не вычислял: а как бы это сделал Мышкин? Просто подумал об этом и забыл. Но подсознательно поступил, как Мышкин.

- Однако нужно ли резать все время правду-матку?

- Не знаю. - Евгений глубоко вздыхает, точь-в-точь как князь Лев Николаевич. - В Америке, например, раковым больным говорят правду. Я бы не смог. Я бы до конца обманывал, до конца веру вселял. Что касается Мышкина, ничего у него как будто не получилось: он не спас ни Настасью Филипповну, ни Рогожина, ни себя. Но Федор Михайлович говорил о своем герое, что хочет написать Иисуса Христа, который попадает в наши дни...

- Нет ли у вас опасений, что гениально сыгранный князь Мышкин поневоле прирастет к вам?

- За высокую оценку спасибо. Хотя я слышал Рихтера и понимаю, что такое гениально. Я все-таки до Мышкина что-то делал. А спасение от образа - новая работа. Сразу отпадает вся шелуха, все звания. Ты снова оказываешься голым человеком на голой земле.

Хотя есть и своя мистика образа. У меня, как ни печально, все время исчезают деньги. К счастью, успел хоть квартиру купить на премию «Триумф». И вот, после того как меня в очередной раз обворовали, я спросил Владимира Машкова, который ехал в соседнем купе поезда: «Ну почему меня, а не тебя?» Он мне ответил: «Ты же князя Мышкина играешь, а не я».

Миронов осваивает садоводство и бокс

- Давайте поговорим о проекте фонда Станиславского и театра Някрошюса - постановке «Вишневый сад». Някрошюс сразу предложил вам роль Лопахина?

- Някрошюс своеобразно со мной знакомился. Он не говорил о роли, которую предлагает, ни вообще про пьесу. Мы просто сидели и разговаривали. После этой встречи я совершенно не знал, что он мне предложит. Я абсолютный фанат Някрошюса и его спектаклей, давно мечтал с ним работать. И вот совершенно неожиданно он мне предложил роль Лопахина.

У меня такое в жизни было один раз - мне Валера Фокин предложил роль Ивана Карамазова (в спектакле «Карамазовы и АД». - Авт.), хотя по индивидуальности я абсолютный Алеша. И вот этот рискованный шаг Валеры Фокина я не забуду никогда, потому что это мне очень помогло встать на другие рельсы, а не идти по проторенной уже дороге.

Когда мне предложили Лопахина, а не студента Петю Трофимова, мне было очень приятно и очень страшно, потому что роль опять не моей индивидуальности. Эту роль играли Владимир Высоцкий и более брутальные герои. Поэтому я сейчас с таким упоением наблюдаю, какой видит эту роль Някрошюс, как он вообще видит спектакль. И не понимаю, честно говоря, откуда он берет эти идеи. Он настолько высокую планку поднял, что мы сейчас, как губки, впитываем всю информацию, которая от него идет.

- Я не могу вам ответить на этот вопрос, потому что сам еще не знаю. Мало того, и Някрошюс еще не знает. Вот завтра будем решать этот вопрос.

- А как этот вопрос (о женитьбе) в реальной жизни решает сам Евгений Миронов?

- Не судьба пока. Это, к сожалению, запрограммировать нельзя. Может, половинка ходит совсем рядом, а ты не видишь...

- Что вы готовите для кинозрителей?

- С июня начинаю сниматься в картине Виктора Бутурлина об известном саксофонисте «Бабочка Барбиери». А с июля по октябрь - в фильме Алексея Учителя (режиссер картины «Дневник его жены». - Авт.) «Космос, как предчувствие» по сценарию Александра Миндадзе. Буду играть одного из главных героев, который живет в маленьком провинциальном городке. Он занимается боксом. Вот я сейчас учусь этому виду спорта. Мог бы и не учиться, если бы после двух раундов, когда моего героя бьют, мне в третьем не пришлось бы выигрывать.

- Вы следуете словам вашего учителя Олега Табакова, который говорил, что заманчивых проектов на вашем пути много, но вы должны сберечь и развить свой талант и это будет главным проектом вашей жизни?

- Это очень хорошие слова, но следовать им безумно сложно. С одной стороны, мне очень везет, и мне предлагают работу, о которой можно только мечтать любому артисту мира. А как сохраниться? Мне замечательный человек Андрей Смирнов, с которым я вместе работал в фильме «Дневник его жены» (Смирнов играл Бунина. - Авт.), как-то очень давно после какого-то спектакля сказал: «Женя, главное - не спиться и не скурвиться!» А если серьезно, на сей счет никаких рецептов нет.

Личное дело

Евгений Миронов - актер МХАТ имени Чехова, заслуженный артист России, лауреат Госпремии РФ, премий «Хрустальная Турандот», международной премии Станиславского, «Ника», «Кинотавр», «Кумир», «Созвездие», «Балтийская жемчужина», Женевского международного кинофестиваля. Родился 29 ноября 1966 г. в городе Татищево под Саратовом, окончил музыкальную школу по классу аккордеона, Саратовское театральное училище, затем Школу-студию МХАТ (курс О. Табакова). Сыграл главные роли в «Гамлете» и «Орестее» Петера Штайна, Самозванца в «Борисе Годунове» Деклана Доннеланна. Снялся в двух десятках фильмов, таких, как: «Любовь», «Анкор, еще Анкор!», «Утомленные солнцем», «Мусульманин», «Ревизор», «Лимита», «Мама», «В августе 44-го», «Дом дураков».