2015-02-04T03:23:12+03:00

Золотые умники России

Наши старшеклассники стали лучшими на международных олимпиадах по математике, биологии и химии
Поделиться:
Комментарии: comments15
На снимке победители-математики. Вверху (слева направо): тренеры - Дмитрий Терешин и Лариса Рослова, участники - Андрей Бадзян, Юрий Волков. Внизу: Александр Смирнов, Олег Гольберг, Назар Агаханов (лидер команды), Николай Гравин, Дмитрий Ширяев.На снимке победители-математики. Вверху (слева направо): тренеры - Дмитрий Терешин и Лариса Рослова, участники - Андрей Бадзян, Юрий Волков. Внизу: Александр Смирнов, Олег Гольберг, Назар Агаханов (лидер команды), Николай Гравин, Дмитрий Ширяев.
Изменить размер текста:

В июле и августе проходят международные олимпиады по разным предметам. На самом деле победа в них не менее ценна, чем выигрыш в футбольном первенстве или на чемпионате мира по плаванию. А может, школьное «золото» и поважнее будет. Это раньше считалось - по тому, сколько раз сделают гимнасты «солнышко» на соревнованиях, можно судить, как подтягивается на перекладине вся страна. Теперь понятно - подготовка чемпионов-спортсменов ничего общего не имеет с массовой физкультурой. А вот по выступлениям старшеклассников-олимпийцев вполне оправданно судят об общем уровне образования в стране. Потому что, если в школах - начиная с младших классов - не умеют правильно учить математике, не будет в старших классах ребят, способных щелкать самые заумные задачки.

Вот только спортсменов-чемпионов у нас все знают, а тех, кто доказывает миру, что мы не только сильнее, но и умнее, - увы, нет...

ПОБЕДИТЕЛИ-2003:

На олимпиаде по математике в Токио наши три золотые медали заработали Олег Гольберг из Ростова-на-Дону, Андрей Бадзян из Челябинска и Николай Гравин из Санкт-Петербурга, две серебряные у Дмитрия Ширяева из Санкт-Петербурга и Юрия Волкова из Кемерова. Бронзовую награду получил петербуржец Александр Смирнов.

В Греции на олимпиаде по химии «золото» оказалось у Александра Белова из Санкт-Петербурга, а «серебро» - у Павла Буткалюка из Саратова, Антона Меньшенина из Челябинска и Евгения Белецкого из Санкт-Петербурга.

Впервые за 12 лет наша команда стала лучшей на олимпиаде по биологии, которая проходила в Минске. Золотые награды положили в карман Илья Кузьмин из Вологды, Ксения Пугач из Кирова, Роман Разов из Череповца, а серебряная медаль - у Левана Абовяна из Раменского.

А вот на географической олимпиаде в США наша команда, увы, заняла только четвертое место.

Заметили - победителями становятся школьники из провинции, а не из элитных московских спецшкол? И это лишний раз доказывает: чего-чего, а мозгов России не занимать.

ПРИЗЫ

Что дает победа в олимпиаде?

По правилам приема в высшие учебные заведения все победители зачисляются вне конкурса. В этом году большинство ребят, участников олимпиад, зачислены в Московский государственный и Санкт-Петербургский государственный университеты.

Благотворительный фонд В. Потанина выплачивает всем членам команд стипендию - 2000 рублей в месяц.

Тренеры команд получают премию в размере 1000 долларов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

У нас тренировки такие же, как у спортсменов

В ближайшие дни пройдут еще две международные школьные олимпиады - по физике и информатике

- Вся наша команда впервые поедет защищать честь России на олимпиаду такого уровня, - рассказывает один из членов сборной по информатике Дима ОРЛОВ из Саратова. - Для того чтобы попасть в команду, нужно тренироваться не меньше, чем спортсмены, готовящиеся к какому-то чемпионату. В среднем у меня уходит на занятия минимум четыре-пять часов в день. Но даже правильная подготовка - не гарантия успеха. На олимпиаде важны случай, везение и умение собраться. Ведь очень велико эмоциональное напряжение.

- Опасаетесь ли вы конкурентов, в первую очередь из команды США?

- Информатика - это не бокс. Конкуренции в ее чистом виде нет. Мы же «боремся» с задачами, а не друг с другом. Обычно после окончания тура (а иногда и во время тура, скажем, встретившись в коридоре) мы делимся друг с другом решениями, обсуждаем примененные методы. Но, конечно, то, что в последние годы сборная России - в тройке лучших (главные соперники - США и Китай), заставляет «выкладываться» на все сто - нельзя выступить хуже, чем наши предшественники.

P.S. Кроме Димы, в сборной России Семен Дятлов из Новосибирска, Игнат Мельдин из Саратова и Евгений Шавлюгин из Владивостока.

ВО ДАЮТ!

Где учат чемпионов

В этом году - уникальный случай! - двое победителей, причем по разным предметам, из челябинского лицея № 31.

Андрей Бадзян стал уже второй раз лучшим по математике, а у Антона Меньшенина - «серебро» по химии.

ЦИФРЫ

Международные олимпиады по предметам – самые массовые соревнования среди умных школьников. В последние годы в состязаниях в зависимости от предмета участвуют команды из 50 - 80 стран мира.

Так как во многих странах учебу в школе заканчивают в 17 - 18 лет, получается, что участники наших команд в среднем на 2 - 3 года младше соперников.

МНЕНИЕ ТРЕНЕРА

К русским придираются

- Нашим школьникам гораздо сложнее выигрывать, чем ребятам, представляющим США или Китай, - рассказывает тренер отечественной сборной по математике Назар АГАХАНОВ. - Еще со времен Советского Союза к нам относятся с гораздо большим пристрастием. Во-первых, мы из года в год побеждаем, что, конечно, не может не вызвать раздражения. Во-вторых, очень часто ребята дают нетрадиционные, нестандартные ответы. Например, на олимпиаде в Канаде все шестеро наших школьников решили одну и ту же задачу, но каждый - своим способом. В Индии судья демонстративно отводил взгляд и сплевывал на пол, всем своим видом давая понять, что русские несут чушь.

- А как отбирают в национальную сборную?

- За право поехать на международную олимпиаду нужно бороться почти год. Мы приглашаем победителей Всероссийской олимпиады на летние тренировочные сборы. Две недели с ребятами занимаются лучшие тренеры со всей России. И только через несколько месяцев, уже зимой, отбираем ребят в национальную команду, которой будущим летом предстоит участвовать в международных соревнованиях. Из 20 - 25 лучших остаются только пять-шесть человек.

Олимпиады, как лакмусовая бумажка, проявляют и «плюсы», и «минусы» системы отечественного преподавания.

Чем мы хороши:

Российские школьники отличаются нестандартным мышлением. Зачастую к ответу идут своим собственным, нетрафаретным путем.

В чем мы проигрываем:

Ребята плохо считают. Два года назад школьник Андрей Холявин из Кирова получил «серебро» вместо «золота» только потому, что запутался в вычислениях.

Не умеем четко, логически-последовательно записывать решения задач.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также