Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды8 сентября 2003 12:37

Русское «Возвращение»: триумф в Венеции, горе в Петербурге

Исполнитель одной из главных ролей в фильме - победителе Венецианского фестиваля трагически погиб год спустя после окончания съемок

В том, что участвовавший в основном конкурсе фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» получит один из главных призов 60-й юбилейной Венецианской Мостры, в последние дни фестиваля не сомневался никто.

«КП» уже писала об атмосфере ажиотажа, царившего на острове Лидо вокруг картины вчера еще никому не известного российского режиссера. Спасти Звягинцева от приза «Лев будущего» и причитающихся лучшему дебютанту 100 000 евро уже ничего не могло. Но... кто бы знал, что картине вдобавок присудят еще и главный приз - «Золотого льва»!

Кому прочили «Льва»?

По слухам, «золото» должен был увезти с Лидо итальянец Марко Белоккьо, чей фильм «Доброе утро, ночь» рассказал о похищении и убийстве террористами из «Красных бригад» президента Альдо Моро. Именно такой фильм, солидный и старомодный, был идеальным кандидатом на престижную награду. Но Белоккио достался специально изобретенный для него приз за выдающийся личный вклад. Один из последних могикан великого итальянского кино уехал из Венеции в ярости, демонстративно не явившись на церемонию закрытия.

Зато любимые Белоккьо русские (в его картине звучат песни донских казаков, а не склонные к терроризму итальянские коммунисты с воодушевлением исполняют «Катюшу») не сходили со сцены весь вечер! Специального упоминания в конкурсе дебютов удостоился Алексей Герман-младший за картину «Последний поезд» о докторе-немце, затерявшемся на бескрайних российских просторах во время отступления фашистов.

В соревновании короткометражек победила пятиминутная «Нефть» Мурада Ибрагимбекова - динамичный монтаж редких архивных кадров, охватывающих период с первой добычи нефти в Азербайджане (в начале века там искали воду, а нашли нефть) до бомбежки фашистами Баку. Фильм восприняли как метафору современных политических событий и наградили «Серебряным львом».

Что творилось на церемонии

Победа «Возвращения» была встречена в зале бурными аплодисментами. Из вышедших на сцену членов съемочной группы больше всех радовался юный актер Иван Добронравов, сыгравший в картине одну из главных ролей. Мальчик широко улыбался, демонстрируя миру стальные пластинки на зубах. А за кулисами он схватил обоих «львов» и гордо потряс тяжелыми статуэтками перед лицом обомлевшего Шона Пенна, дескать, ужо тебе! Пенн, в руках которого был «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль, сыгранную в фильме Алехандро Гонсалеса Иньяриту «21 грамм», был посрамлен...

... - Кто бы мог подумать, - задумчиво сказал мне позже в венецианском аэропорту «Марко Поло» Ханс-Иоахим Шлегель, специалист по российскому кино, отобравший картину для конкурсной программы. - Триумфу русских в Италии, выходит, помог немец!

После 12-летнего отсутствия к к двум сыновьям возвращается суровый отец. И принимается их воспитывать. Юным героям кажется - издевается, а папик делает из них «настоящих мужчин». В его примитивном, разумеется, понимании.

Откуда вернулся отец - неизвестно. Зачем - тоже. Когда происходит действие - не ясно. Всегда и везде? Отец везет детей на безлюдный северный остров, где у него припрятан клад. Отношения между героями обостряются. Заканчивается все трагически. Дети в картине остаются живы, хотя по первоначальному сценарию один из них (как раз герой Володи Гарина) должен был утонуть...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Режиссер Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: У нас с Тарковским божественные совпадения!

Как известно, в 1962 году «Золотого льва» в Венеции за свой первый фильм «Иваново детство» получил Андрей Тарковский. Режиссера Звягинцева тоже зовут Андрей, «Возвращение» также его дебют, мальчика в фильме тоже зовут Иван, как, впрочем, и его исполнителя. Различие, можно сказать, только в том, что Звягинцеву досталось сразу два «Льва», тогда как Тарковскому всего один. Вот что сказал об этом сам режиссер-триумфатор:

- Это божественное совпадение. Это поэтическая рифма, которая сложилась сама собой. Поэзия рифмует обстоятельства помимо человеческой воли.

Не успел Звягинцев получить призы, как ему было сделано несколько захватывающих предложений, в том числе от итальянского продюсера Луиджи де Лоурентиса. В настоящее время Звягинцев обдумывает свой следующий проект, его вдохновляют произведения Томаса Манна и Хулио Кортасара.

...А гендиректор Ren TV Ирэна Лесневская, похоже, и не сомневалась в успехе фильма, спродюсированного ее сыном Дмитрием. Она специально привезла в Венецию большую сумку, в которую и положила полученных «Львов».

РЕПОРТАЖ ИЗ НОВОСИБИРСКА

Режиссер Звягинцев, как и герои его фильма, тоже рос без отца

Вчера в Новосибирском театральном училище преподаватели и студенты говорили только о том, что именно у них учился будущий режиссер Андрей Звягинцев! Он поступил сюда после восьмого класса, в 1980 году.

Мы нашли первого педагога Андрея по сценической речи Татьяну Байтуганову:

- Хорошо помню его пятнадцатилетним: он был чуть ли не одним из самых младших на курсе, маленького роста, хорошенький, спокойный, с совершенно очаровательной улыбкой. Какие бы роли ни играл Андрей, какие бы фразы «на грани фола» ни произносил, пошло это у него не выглядело никогда. Андрей всегда производил впечатление человека, в жизни которого все хорошо. Наверное, черные полосы были, но он как-то умел не выливать это на окружающих.

...Сложности действительно были. Мальчик рос без отца - своего единственного сына мама воспитывала одна. На групповом фото, сделанном в восьмом классе, кстати, Андрея нет. «Наверное, просто в семье не было денег на фотографию», - предполагает классный руководитель школы № 21 Новосибирска Лидия Кочетова.

Сцены «Возвращения» взяты Звягинцевым из собственной жизни. Отца нет. Мама Галина Александровна Звягинцева работала в клубе организатором детского творчества. Когда Андрей заявил, что будет поступать в театральное училище, у завуча школы случилась истерика.

В Новосибирске, на улице Гоголя, в пятиэтажке, у Звягинцевых осталась двухкомнатная квартира. Вчера, когда мы приехали по адресу, старушка на площадке лишь руками развела: «Галя уехала в Москву, чтобы быть рядом с Андрюшей. Она его поддерживала всегда. А квартиру они сдают постояльцам. Им ведь всегда тяжело было, а тут хоть копейка лишняя есть!»

Мать актера Володи Гарина: Мы не хотели, чтобы приз дали фильму из жалости...

16-летний питерский мальчишка, сыгравший главную роль в «Возвращении», не дожил до Венецианского фестиваля два с половиной месяца

Володя Гарин утонул 25 июня 2003 года в Осиновецком озере в 69 километрах от Питера. Ровно через год с того самого дня, как на берегу Ладоги начались съемки «Возвращения». Мама Татьяна Витальевна до сих пор не может прийти в себя. Живет она в «хрущевке» в компании четырех котов. Старшая дочь, 22-летняя Наташа, переехала в свою квартиру. Татьяна Витальевна хотела уволиться из университета, где преподавала педагогику и психологию, но ее уговорили взять отпуск.

Когда выяснилось, что «Возвращение» поедет в Венецию, Татьяна Гарина и режиссер Андрей Звягинцев решили не говорить никому о гибели Володи:

- Понимаете, если бы в Венеции узнали, что один из исполнителей погиб, да еще мальчик, то обязательно дали бы какой-нибудь приз из жалости. А нам этого не надо было...

- Каким был Володя?

- Любил театр, музыку, друзей. Фильмы старые, Высоцкого любил до безумия. Я и назвала сына в честь него. Володя родился в ночь на 26 января и всегда настаивал на том, что появился на свет в один день с Высоцким... И так все получилось нелепо... Мы годами ездили на дачу к нашим друзьям на Осиновецкое озеро. Володя с детства побаивался воды, долго не мог научиться плавать. А на съемках «Возвращения» надо было снять сцену (с нее начинается фильм), когда мальчишки прыгают с вышки (метров с десяти) в воду. Хотели использовать дублера, но Володя решил прыгнуть сам. И прыгнул. После этого он страх перед водой потерял.

Они поехали с другом Мишей на дачу. Где-то взяли резиновую лодку, взрослых не было рядом... Какие-то девчонки подвыпившие попытались взять Вовку «на слабо» - мол, сможет ли посреди озера прыгнуть из лодки? Вовке было «не слабо», он прилично плавал... Но там оказались холодные ключи. Он даже успел вынырнуть, схватился за край лодки, но потом, наверное, произошел спазм. Лодка перевернулась.

Миша на берегу стал кричать. Позвонил мне на мобильный. Я была на работе... Когда мы ехали на дачу, я уже знала, что Володи нет. Может быть, материнская интуиция, но... я знаю, что он умер мгновенно, потеряв сознание. Когда через три дня его нашли водолазы, казалось, что он просто спит. У него было очень тихое лицо...

- Вокруг Володиной гибели было много мистики...

- Да, мистики немало. Он родился 25-го и 25-го умер... А 22 июня, перед тем как он поехал на эту дачу, мы ходили в церковь. И я по дороге ругалась на киношников, - никак, мол, не доделают фильм. Еще хотела проверить электронную почту в тот день, но посмотрела уже потом, после Володиной гибели: это было приглашение на просмотр «Возвращения». 25 июня мы должны были быть на «Мосфильме». Письмо так и хранится в компьютере...

- Как вы смогли все это пережить, Татьяна Витальевна?

- А я это никак не пережила. Это невозможно пережить. Я думаю сейчас о монастыре. Туда меня тянет...

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Случайна ли победа молодого режиссера?

В «Возвращении» нет ничего того, что, по мысли многих наших кинематографистов, привлекает иностранцев в русском кино. По экрану не скачут имбецилы, не кудахчут куры, не гоняются друг за другом на «бумерах» криворылые «братки». «Возвращение» рассказывает универсальную, почти очищенную от быта человеческую историю, которая могла бы произойти во всех странах и континентах. Недаром западные критики уподобили фильм мифу, античной трагедии.

Какой будет судьба «Возвращения» на родине, где популярно кино про «бумеров» и «бригаду», - вопрос интересный, и ответить на него можно будет уже осенью, когда фильм выйдет в прокат. «Заграница», которую не интересуют перепевы чужих «жестоких романсов» про трудную судьбу гангстеров, на него уже ответила.

Победил Сокуров, чей «Русский ковчег» собрал в зарубежном прокате уже 6 миллионов долларов. Победил Звягинцев, чей фильм продан почти во все европейские страны. Оба сумели найти баланс - снять русское кино, понятное западному миру даже без перевода. Но если за Сокуровым многолетний опыт, то для Звягинцева успех в Венеции - выход в открытый космос. То, что прорыв этот осуществлен без посредничества Минкульта и Союза кинематографистов, по привычке поддерживающих вышедших в тираж режиссеров, в высшей степени символично. Надеемся лишь, что чувство зависти стареющих коллег к ярко вспыхнувшей режиссерской звезде Звягинцева не помешает российскому «оскаровскому» комитету выдвинуть фильм на приз Американской киноакадемии, что «Возвращение» не ждет печальная судьба павшей жертвой закулисных интриг «Кукушки».

ВЕЧЕРНИЙ ЗВОНОК В МИНКУЛЬТ

В Госкино теперь знают и любят Звягинцева

В «КП» от 6 сентября отборщик Венецианского фестиваля Ханс-Иоахим Шлегель рассказал, что в Госкино о «Возвращении» даже не знали.

Мы дозвонились в Департамент государственной поддержки кинематографии Министерства культуры РФ, где нам поведали следующее:

- Поскольку «Возвращение» было проектом Ren TV и за господдержкой в министерство никто не обращался, то это логично, что там ничего не знали.

- Узнали, когда выдавали прокатное удостоверение и немедленно оценили фильм и выделили деньги на печать копий и поездку съемочной группы в Венецию.

- В департаменте уверены, что в дальнейшем Звягинцев может рассчитывать на внимание государства.