2015-02-04T03:29:42+03:00

Пришла пора менять колеса

В конце прошлого года западные и российские СМИ сообщили, что известный шинный концерн из Германии Continental AG расстается со своим московским партнером ЗАО «МШЗК»
Генеральный директор ОАО «Московский шинный завод» Владимир Ежов.Генеральный директор ОАО «Московский шинный завод» Владимир Ежов.
Изменить размер текста:

Если же учесть, что в начале 2004 года перестало существовать другое совместное предприятие - между российским «Амтелом» (его заводы - в Кирове, Воронеже и Красноярске) и финской Nokian, то... известный телеперсонаж поспешил бы злорадно произнести: «Тенденция, однако».

Однако... давайте разберемся. С какой целью несколько лет назад учреждалось упомянутое дочернее предприятие? Создать современное, высокотехнологичное производство, выпускающее конкурентоспособную продукцию.

Мы идем с Владимиром Ежовым, генеральным директором ОАО «Московский шинный завод», по старой заводской площадке, где издавна выпускается хорошо знакомая отечественному автолюбителю «Таганка». «Вообще-то «старой» ее можно называть, разве что в сопоставлении с новой - с базой того самого МШЗК, недавно, кстати, нами переименованного в МШЗМ, - поправляет меня Владимир Петрович. - Посмотрите, как тут на основной, скажем так, территории все сверкает - современное оборудование, чистый технологический процесс. А ведь по-настоящему обновлять завод начали мы не так уж давно: в 2003 году».

Программа реконструкции и технического перевооружения производства рассчитана на 2002 - 2006 годы. Для ее реализации потребовались, естественно, немалые деньги. Вложил их основной акционер - правительство Москвы. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики столичного правительства на МШЗ был подготовлен и внедрен новый для отрасли механизм бюджетного финансирования. Новый подход позволил увеличить уставный капитал в 240 раз! Сегодня он составляет 343 миллиона 200 тысяч рублей и вполне сопоставим со стоимостью активов, да и она возросла в 2,7 раза.

Это, согласитесь, совсем не то предприятие, что в начале 90-х зачастую не могло погасить долги по зарплате, а шины производило такие, которые российский водитель обреченно покупал исключительно по причине отсутствия других. Когда же на модернизацию завода с солидными «уставником» и активами удалось привлечь почти 25 миллионов долларов, можно было приступать и к масштабной реконструкции.

Главным партнером и акционером ОАО «МШЗ» в этом деле стали вовсе не немецкие коллеги, а свои, родные инвесторы - московское правительство. Его-то поддержка и позволила заводу заключить контракты на изготовление и поставку современного западного оборудования общей стоимостью 505 млн. рублей (немалая часть - на 313 млн. рублей - уже получена, в том числе на 229 млн. рублей запущена в эксплуатацию, ждут своей очереди станки на 83 млн. рублей). Ближайшие поставки - еще на 192 млн. руб. - от немецкой Herbert Mashinen und Anlagenbau GmbH & Co.KG. и словацких Matador и Konstructa Industry.

В таком контексте история с Continental AG выглядит совсем по-другому.

Мы с Владимиром Петровичем идем на новую площадку. Она пока еще не доосвоена, какое-то оборудование в работе, а где-то оно стоит, ожидая дополнительной оснастки и наладки.

- Все происходит, как говорится, в плановом порядке, без срывов, - поясняет Ежов. - Мы ведь с Continental AG не расстались, а просто изменили структуру взаимоотношений. 26 января, например, подписали соглашения о поставке новой партии оборудования почти на 4 миллиона долларов.

Компания Continental AG - один из четырех крупнейших в мире транснациональных концернов по производству шин - давно «примеривалась» к московскому предприятию, ее эксперты проводили тотальный аудит: оценивали не только состояние регионального рынка, географическую целесообразность, но и основные фонды, квалификацию московского персонала. Наконец, была достигнута договоренность о создании совместного предприятия. И какое-то время Continental AG скрупулезно выполнял принятые на себя обязательства: проводил модернизацию производственного здания, поставлял оборудование со своего шведского завода Gislaved, осуществлял его наладку. Подходил ко всему, что называется, фундаментально, и это давало основания предполагать: партнеры пришли сюда всерьез и надолго. В сентябре прошлого года была уже даже выпущена первая шина по новой технологии. И вдруг - на середине пути - немцы передумали.

Можно сколько угодно гадать, отчего Continental AG поспешил выйти из совместного предприятия. Кто-то считает, что компания «поиздержалась» на своей американской базе - вот и решила «переформатировать» инвестиции. Кто-то склонен трактовать ситуацию в соответствии с известной пословицей «Что русскому хорошо, то немцу - смерть»: отечественные реалии оказались западным партнерам не по вкусу. «Для нас, - считает Ежов, - самое главное, что расстались мы быстро и мирно».

- Никакой паники не было, - продолжает Владимир Петрович. - Просто закончился этап работы с Continental AG: мы создали и почти укомплектовали новое совместное предприятие. И начался другой - без немцев: запуск высокотехнологичного производства. Убежден: 2005 год МШЗМ завершит на полностью обновленном оборудовании, выпустив примерно 250 тысяч современных московских шин. А в 2006 - 2007 годах предполагаем выйти примерно на 3 миллиона шин в год, как и планировали с немцами.

К тому же у завода теперь, что называется, развязаны руки: ведутся переговоры и с другими потенциальными партнерами. Среди них - словацкие фирмы Matador и Konstructa Industry, немецкая Herbert Mashinen und Anlagenbau GmbH & Co.KG. Не будем пока продолжать...

Что для машины важнее - мощный движок, надежные тормоза или прочный кузов? Очевидно одно: без приличных колес, особенно в условиях отечественного бездорожья, далеко не уедешь. А значит, спрос на качественные шины гарантирован.

Это сейчас московский завод выпускает 70 различных моделей шин, в том числе 65 - для легковых авто. А при прежнем хозяине, в 1998 - 1999 годах это был «ЮКОС», продукция МШЗ далека была от таких объемов да и от международных стандартов.

Да и как можно было пытаться конкурировать с западными производителями, когда и к российскому-то потребителю пробиться было непросто: к началу 2000 года рынок производства шин в стране был поделен между несколькими крупными компаниями. Те предприятия, что ближе к Уралу и еще восточнее, объединились и укрупнились, в них были вложены приличные инвестиции. Московский же шинный не вошел тогда ни в один из созданных холдингов.

Когда контрольный пакет стал принадлежать правительству Москвы, городские власти решили: будем помогать предприятию - здесь не жалуются на судьбу, а сами стараются что-то изменить. Предложения же заводских менеджеров выглядели по тем временам более чем смелыми: полностью переоснастить завод и увеличить к 2006 году годовой объем производства легковых шин с 1,8 млн. до 3,5 млн. штук. То есть удовлетворить потребности москвичей в высококачественных шинах и увеличить почти в два с половиной раза отчисления в бюджеты всех уровней.

И вот уже сегодня МШЗ имеет весьма приличный результат: ежесуточный выпуск продукции возрос с 4,7 тысячи шин (до модернизации) до 8 тысяч. Если в первом полугодии 2003 года месячный объем производства составил 150 тысяч шин, то в первом полугодии прошлого года - уже 196 тысяч.

- Нам поступали различные коммерческие предложения по поводу поставленного немцами оборудования, - говорит В. Ежов. - Хочу подчеркнуть: ни о какой его продаже не может быть и речи. Зная профессионализм нашего заводского инженерного состава, уверен - мы непременно доведем это оборудование до эксплуатационного уровня. И поэтапно, в 2005 - 2006 годах, его запустим.

Сегодня все на МШЗ полны надежд. После изменения структуры взаимоотношений с Continental AG ликвидные активы завода увеличились в несколько раз. По сути, предприятие получило в собственность новый современный завод с уставным капиталом почти в 25 млн. долларов, и в ближайшее время он должен возрасти еще на 4 млн. долларов.