2018-02-21T14:33:58+03:00

Кара небесная

Над чем работают российские конструкторы?
Поделиться:
Комментарии: comments7
Изменить размер текста:

В своем послании Федеральному собранию Владимир Путин особо отметил то, что в нашей стране «ведется работа по созданию оружия нового поколения, которое позволит охранять Россию и ее союзников в долгосрочной перспективе». Каким же будет это оружие завтра, лет через 20 - 30? Мы решили заглянуть в цеха оборонно-промышленного комплекса и научно-технические центры. Туда, где сегодня разрабатываются вооружения для всех видов и родов войск. Сегодня мы познакомим вас с перспективными разработками вооружений для ВВС и ПВО.

Давно известно, что США активно ведут разработку гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), которые будут использоваться в военных целях. Известны американские проекты Х-33, Х-43-А и ряд других. Пентагон выводит оружие в космос. Россия была вынуждена ответить адекватно - приступила к разработке проекта «Аякс» (исполнитель - холдинговая компания «Ленинец»). Еще в начале 2000-х под проект были изготовлены специальные гиперзвуковые двигатели. Уже идут испытания супермашины XXI века. Есть сведения, что экспериментальный ГЗЛА достигает скорости, которая в 7 раз превышает скорость звука (в перспективе до 12 - 13). ГЗЛА способен выходить из околоземного пространства в космическое и обратно. На его вооружении будет как ядерное, так и обычное оружие, «крылатые» ракеты, самонаводящиеся бомбы. А самое оригинальное оружие - суперпрочные «стержневые бомбы». Их американцы уже прозвали «божьими стрелами»: похожая на огромный серебряный лом болванка с гигантской кинетической энергией способна насквозь прошить двадцатиэтажный дом и разрушить его.

Система управления

Может одновременно отслеживать до восьми целей и корректировать полет ракет после залпа.

Сегодня на смену лучшей в мире зенитной ракетной системе ПВО С-300 приходит еще более классная - С-400 (или «Триумф»). В Главном штабе ВВС считают, что ее боевые возможности не будут исчерпаны в этом веке. Новейшие комплексы еще только «обживаются» на боевых позициях, а в Центральном конструкторском бюро «Алмаз-Антей» уже смотрят лет на 30 вперед. Какой будет С-500? Новая ЗРС станет видеть вражеские цели километров на 150 - 200 дальше, чем С-400, за счет принципиально новых радаров (локаторов повышенной мощности). По некоторым «просочившимся» данным, у С-500 будет принципиально новая компоновка «стволов» - к четырем традиционным добавятся еще два. Электронная аппаратура «Триумфа» будет способна в считанные секунды «рассортировать» цели по важности и определить, какую из них - стратегический бомбардировщик, истребитель, «крылатую» или другую ракету - надо прежде всего уничтожить. Вместо 6 (как С-400) он сможет поражать 10 целей почти одновременно. Высота поражения - от 50 метров до 30 километров. Дальность поражения цели - более 300 км.

Прообразом создаваемого зенитно-ракетного комплекса «Бук» стал легендарный ЗРК «Куб», сбивший во время агрессии НАТО на Балканах американский бомбардировщик-невидимку «Стелс». Предназначен новый ЗРК для поражения воздушных целей (истребителей, ракет) на удалении до 30 километров. Сможет он ударить и по наземным целям - самолетам на аэродромах, пусковым установкам, командным пунктам (до 25 километров). Будущий ЗРК, скорее всего, вооружат восемью зенитными управляемыми ракетами. Их траекторию с помощью новой электронной аппаратуры можно будет корректировать уже после залпа. Ну а если станет совсем жарко, «Бук» без труда справится и с баллистическими ракетами.

На смену знаменитому истребителю Су-27 (ОКБ «Сухой») в скором времени может прийти машина принципиально нового типа - Су-47 (он же «Беркут»). Причем от предыдущих «сушек» он отличается не только усовершенствованной электронной «начинкой», но и внешним видом. У него так называемая «обратная стреловидность» крыльев.

«Беркут» может тащить на себе аж 10 тонн вооружения, включая и ядерное. Он очень опасен и для ВМФ противника, поскольку вооружен самой «хитрой» в мире противокорабельной «крылатой» ракетой «Москит». Истребитель будет превосходить «сородичей» по скорости и маневренности, дальше и лучше их «видеть» в темноте. Для него не существует понятия «нелетная погода». И хотя самолет еще только готовится к запуску в серию, авиаконструкторы уже помышляют о его новом варианте.

В первую очередь это коснется усиления «невидимости» машины. В секретных лабораториях уже спроектирована отечественная система, которая сможет отправить в утиль все «стелсовые» ухищрения, зачастую плохо сочетающиеся с требованиями по аэродинамике. Специальное устройство, опытный образец которого получил наименование «Марабу-1Н», способно генерировать вокруг самолета плазменное облако, эффективно поглощающее и гасящее электромагнитное излучение.

Конструкторы вертолетной фирмы «Камов» тоже думают о винтокрылой боевой машине будущего. Они приступили к разработке супервертолета «Эрдоган-2». Двухвинтовая машина, как ни одна другая в мире, будет неприхотлива к погоде и времени суток - ее решено оборудовать мощнейшей авионикой. «Эрдоган-2» будет иметь внушительный набор высокоточного оружия, включая самонаводящиеся ракеты и бомбы. Вертолет будет способен поражать позиции и объекты противника, не заходя в его зону ПВО. На машине будет установлена система автоматической защиты от ракет противника типа «Стингер». За счет новых высокотехнологичных сплавов «винтокрылый монстр» станет легче, но живучее.

«Вертушка» рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. К нему специально создается автоматическая пушка с лазерным дальномером, тепловизорным наведением и системой определения «свой - чужой» (при условии, что такой системой будут обеспечены «свои» на земле). Специально под новую машину создается новый радар, который, скорее всего, будет иметь название «Арбалет-1». Он позволит обнаруживать наземные цели типа «танк» на дальности до 15 километров. В режиме «воздух - воздух» суперрадар обнаружит вокруг вертолета цели типа «штурмовик» на дальности до 20 километров. «Арбалет-1» способен обнаруживать в сплошной темноте наземные препятствия, информировать летчика о рельефе местности, что существенно повысит безопасность маловысотного полета или полета в горной местности. Специальный прибор «метеорежим» позволит своевременно обнаруживать грозовые образования и определять степень их опасности.

Известие о том, что в США недавно успешно прошел испытания военно-транспортный самолет-вертолет, не застало российских конструкторов врасплох. Такой гибрид создается и у нас. Вполне возможно, что отечественная машина лет через 10 будет и в составе ВВС РФ, но с лучшими, чем у американской, тактико-техническими характеристиками. Главная и уникальная особенность СВ (самолета-вертолета) заключается в том, что он способен взлетать и садиться, как «вертушка», а лететь - как самолет.

Достигается это за счет двигателя-винта, установленного сверху истребителя. Во время взлета машина вертикально поднимается на нужную высоту. После чего включаются турбодвигатели, а лопасти винтов складываются. При посадке эти манипуляции повторяются в обратном порядке в течение 15 секунд. Впрочем, и взлетать и садиться он может и как обычный самолет. СВ может одновременно перевозить отделение мотострелков, десантников или морских пехотинцев - до 12 человек с боевым снаряжением. Специалисты считают, что такая машина значительно усилит боеспособность армейских и флотских частей.

Тактико-технические характеристики проекта «N-1»Скорость 500 - 560 км/часГрузоподъемность более 7 тоннДальность полета более 4000 кмМаксимальная высота подъема 5000 м

В следующем материале под этой рубрикой завтра, 8 июля, в ежедневном номере «КП» мы расскажем о перспективных разработках для Сухопутных войск.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также