2018-04-02T12:36:08+03:00

«Рабочий и колхозница» взлетят на 60 метров над землей

Статья в нашей газете помогла продолжить реставрацию легендарной скульптуры
Поделиться:
Комментарии: comments2
Скульптор Вадим Церковников: - После реставрации памятник станет еще краше!Скульптор Вадим Церковников: - После реставрации памятник станет еще краше!
Изменить размер текста:

В материале «Кто украл миллион долларов у «Рабочего и колхозницы»?» (номер от 16.11.05) мы рассказали, что реконструкция легендарного монумента зашла в тупик. Разобранный два года назад памятник должны были вернуть на место в этом году. Но не случилось. Более того, занятые его восстановлением фирмы устроили склоку вокруг миллиона баксов, выделенных на реставрацию!

После нашей заметки правительство Москвы собралось на совещание. Первый зам. мэра Владимир Ресин проверил финансовые дела: с генподрядчика - фирмы «Биор» - были сняты все обвинения в нецелевом использовании денег. Также Ресин обязал реставраторов еженедельно отчитываться ему о ходе работ.

Монумент будет выше «чертова колеса»

Мы встретились со скульптором «Биора», главным реставратором «Рабочего и колхозницы» Вадимом Церковниковым. Он уже имел дело с памятниками из нержавейки - в Ленинакане поставил памятник Ленину, за что и получил одноименную премию.

- Так куда миллион-то спрятали? - не удержался пошутить я.

- Миллион? Вон за той статуей, - показал на одну из работ в мастерской Вадим Михайлович. - Нету? Ух ты! А мне уже звонят и просят поделиться, - уже без шутки говорит он. - А мне и ответить нечего. Нет, «Комсомолка» сделала правильно. Хоть работы начались! После вашего материала Владимир Ресин поставил все на свои места.

Стол Вадима Церковникова завален эскизами. Макет статуи - «собери сам» - отдельно руки, ноги, головы...

- Так когда же вы ее соберете?

- Обещали правительству через год, если Москомнаследие не подведет и со всеми подрядчиками рассчитается - деньги давно выделены. А пока лишь заключен договор с «Моспроектом-4», где выполняется проектирование многофункционального комплекса, в котором будет отведено место для постамента. Когда проект подпишет мэр, я восстановлю скульптуру. Надеюсь, что торопить меня не будут - идеально было бы поднять к лету 2007 года.

- А чем сейчас вы заняты?

- Судимся с «Юстасом» (геодезическая фирма, сделавшая разметку статуи перед демонтажом. - Прим. ред.). Меня не устраивает выполненная ими работа. Сегодня заново собирать статую по их меткам нельзя. Это то же, что застегивать снизу рубашку не с той пуговицы. Они не поставили метки на каркасе, а на стальных листах фрагментов «Рабочего и колхозницы» выполнили их маркером. Как же нам собирать скульптуру без привязок к ее каркасу? Да и почистить нержавеющие пластины мы не можем - сотрем все точки «Юстаса». Ошибешься при сборке на один миллиметр в ногах скульптуры, уже на 24 метрах расхождение превратится в десятки сантиметров. Пока чистим «нержавеющую» скорлупу (ее листы местами всего полмиллиметра), решаем, какие стоит заменить на новые.

- Она сильно изменится?

- Конечно, скульптура будет стоять гораздо выше. Раньше ее не заслоняли здания. Потому и поставили на 10-метровый «пенек». Мы же вернем ей прежнее величие. Она займет свое место на Иофановском павильоне, часть его будет постаментом, а часть многофункциональным комплексом. У подножия скульптуры появятся горельефы, как в довоенном Париже, где СССР выставлял ее, ка символ державы. Высота павильона-постамента до подножия фигуры будет 34,5 метра, а сама она - 24 метра. «Серп и молот» увидят аж от Рижского вокзала, а колесо обозрения ВВЦ будет крутиться у ног скульптуры.

- Не страшно, а вдруг эта махина рухнет, скажем, под ветром с высоты?

- Нет, мы провели испытания. Создали точную модель «Рабочего и колхозницы» масштабом один к пятнадцати и отвезли в Центр автоматизации теплофизических исследований. Установили в аэродинамическую трубу, где имитировалось давление ветра. Ведь на новой высоте (60 метров) лица «Рабочего и колхозницы» могут встретиться с порывами ветра до 30 метров в секунду. В аэродинамической трубе под напором ветра на скульптуре начала даже «развеваться» косынка колхозницы, а рабочий стал «помахивать» рукой. Мы учли погрешности. Во всех таких тонких местах будет усилен каркас. Но это не значит, что изменится облик скульптуры, со стороны она останется прежней.

Скульптуру собирали, как самолет

- Вы лучше спросите, - рассказывает Вадим Церковников, - куда смотрела «охрана памятников», почему за скульптурой не следили? Довели до аварийного состояния, четыре грузовика мусора изнутри вывезли. Специалисты знали - композиция давно при смерти. Ведь Мухина собирала нержавеющую оболочку фигур на стальном каркасе авиаконструктора Петра Львова. Он тогда придумал контактную сварку нержавейки с железом. Рассыплется или нет такое соединение - об этом мало кто думал. По сути, изделие Мухиной - это два самолета с каркасом из довоенной низкокачественной стали.

- Так ведь выстояла же 65 лет?

- Я разыскал модель «Рабочего и колхозницы», которую сделала Мухина, - раскрывает свои расчеты Церковников. - Соотношение с реальной - один к пятнадцати. Я сравнил по точкам ее с композицией перед демонтажом. Так вот, серп и молот по отношению к ногам были смещены вперед на 16 сантиметров, плечо колхозницы опустилось на 40 сантиметров, на столько же съехала и ее косынка. Такие расхождения более чем по двумстам точкам! Причина - или небрежная сборка, или просел фундамент. Она запросто могла рухнуть.

А вам за поднятую проблему, - Церковников достал из-за макета статуи бархатную коробочку, - присуждаю медаль.

С бронзового круга на меня сурово смотрели персонажи Мухиной. Надпись на оборотной стороне гласила: «За участие в реставрационно-восстановительных работах, Москва, 2003». Спасибо, приятно! Теперь бы побыстрее увидеть саму статую во всей красе - в поднебесье.

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Александр БОЙКО

 
Читайте также