Общество

Где еще могут обрушить туннель метро...

Почти восемьдесят станций находятся очень близко к поверхности земли

Бог все-таки есть! Вчерашняя чудовищная авария в метро по большому счастью обошлась без жертв. Восьмиметровая железобетонная свая, пробив землю, железобетонные перекрытия туннеля, прошила крышу вагона поезда и вошла на полтора метра в недра подземки. По случайности никто из пассажиров не пострадал. Как мы уже писали в номере «КП» за 20 марта, сваю забили в землю рабочие, которые водружали рекламный щит аккурат над линией метро.

Вчера днем мы побывали на месте происшествия - в полосе отчуждения Рижской железной дороги, рядом со станцией «Войковская». Именно там планировали установить гигантский рекламный щит... Для его фундамента и понадобились аж двенадцать свай.

Из земли по-прежнему торчат на разной высоте те самые злополучные сваи. Правда, уже закрепленные и приваренные к швеллерам, чтобы, не дай бог, от вибрации в метро не провалились под землю. Участок, где произошла авария обрушительного характера, сторожит милиционер.

- Три сваи попали в метро, - рассказала нам туннельный мастер подземки Антонина Перевозчикова. - Удивительно, как рабочие, которые вбивали их, не почувствовали, что бетонные балки беспрепятственно уходят в землю.

Антонина Анатольевна нам рассказала, что часть сваи, которая вонзилась в подземку (две другие прошли по касательной к туннелю), обрезали в воскресенье ночью. Именно поэтому удалось восстановить движение поездов по Замоскворецкой линии.

Движение восстановлено. Но вопросы остались. Как такое могло произойти? Кто ответит за то, что десятки москвичей едва не погибли в самой безопасной подземке мира?

Правоохранительные органы сработали оперативно. Задержан гендиректор фирмы, чьи работники проломили туннель. Установлена фирма - заказчик гигантского рекламного щита. Найдутся виновные, найдутся крайние - все как обычно. И, к сожалению, как обычно, контролирующие чиновники приезжают к месту, когда там разразилась катастрофа. Почему они приезжают всегда на руины? Почему бы не глянуть вокруг - а что это вы такое, дорогие товарищи, строите? Выглянуть из окна автомобиля. Ведь явно это не первый случай земельного пиратства в Москве. Просто на этот раз захватчики попались.

СПРАВКА «КП»

В столице почти половина станций - мелкого заложения

Московское метро сегодня - это 12 линий и 171 станция, протяженность путей - 278,3 км. Больше всего - 78 штук - станций мелкого заложения (глубина до 30 м). Это в основном станции радиальных веток, расположенные за пределами кольца. Вся кольцевая линия и станции радиальных веток в пределах кольца, наоборот, глубокого заложения (от 30 до 60 метров).

Пострадавшая Замоскворецкая линия пересекает столицу с севера на юго-восток. Протяженность - 36,9 км. Участки «Речной вокзал» - «Аэропорт» и «Автозаводская» - «Красногвардейская» - мелкого заложения, часть перегона «Автозаводская» - «Коломенская» проходит по мосту через Москву-реку. Участок «Динамо» - «Павелецкая» - глубокого заложения.

«Войковская» открыта в 1964 году. Глубина туннеля в месте ее расположения не превышает 10 м. В будни она пропускает около 50 тысяч пассажиров, в часы пик в каждый вагон забивается до 300 человек, в то время как норма - 170. В воскресенье поезд, на который упала свая, перевозил около 500 пассажиров. В третьем, пострадавшем вагоне, к счастью, находились всего 20 человек.

Елена КРЫЛОВА, пресс-служба метрополитена:

- Мы обязательно подадим иск против виновника этой аварии. Правда, сначала его должен назвать суд. А пока все, кто участвует в ликвидации последствий, подсчитывают убытки. Мосгортранс - от выхода дополнительных автобусов, мы - от неперевезенных пассажиров и сломанных вагонов, Метрострой - от ремонтных работ.

ПОДСЧЕТЫ

Итак, как пострадал метрополитен?

Два вагона не подлежат восстановлению. С учетом износа каждый стоит 4 000 000 рублей.

Мосгортранс выпустил дополнительно 112 автобусов. Они работали 10 часов в воскресенье и 2 часа в ночь на вторник (когда станции закрылись на час раньше для ремонтных работ). Затраты: 700 000 рублей.

Итого: минимум около 5 млн. рублей - с учетом восстановительных работ.

Такое уже было

В июне 2002 года точно так же был пробит участок метро между станциями «Третьяковская» и «Марксистская». Прямо над туннелем, у перекрестка Климентьевского переулка и Большой Татарской, строители жилого дома бурили геодезическую скважину. Ветку просверлили насквозь, и бур упал перед поездом. Жертв не было благодаря экстренному торможению. Тогдашний вице-мэр Шанцев сразу же подписал срочное распоряжение правительства Москвы:

«Производить бурение скважин вблизи линий метрополитена только в присутствии представителей соответствующих служб Московского метрополитена... Для этого изыскательским организациям уведомлять метрополитен о производстве буровых работ не позднее, чем за 3 дня до их начала...»

КОМПЕТЕНТНО

Сергей ГОРЮНОВ, прокурор Московского метрополитена: Директор сам помогал вбивать сваи

- Директора компании «Полюс-М» Радислава Лыбу мы задержали примерно через час после аварии. Он находился на месте установки щита и продолжал руководить работами, несмотря на то, что одна свая уже ушла под землю, пробила крышу поезда и парализовала движение метро. Лыба не оказал никакого сопротивления и сразу признался, что разрешения на работу у него нет. Вчера мы его допросили. Естественно, ниточки тянутся к руководству железной дороги, без ведома которого подобные работы на территории МЖД проводиться не могут. Но пока мы не раскрываем имен в интересах следствия.

Расследование проводится по статье 216 УК РФ - «нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ». Пока Лыба задержан на двое суток. Скорее всего, сегодня ему определят меру пресечения - либо арест, либо подписку о невыезде. Поскольку он признал свою вину, его в любом случае ждет наказание - штраф в размере 200 МРОТ или лишение свободы до 3 лет.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Фирму-виновницу лишат лицензии

- Вопиющий инцидент! – прокомментировал вчера аварию в метро председатель Комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир МАКАРОВ. - Рекламное агентство «Лайса», имеющее договор с Московской железной дорогой, решило установить в полосе отвода железных дорог крупномасштабную рекламную конструкцию. Они не обращались с заявлением по этому поводу и у них не было ни одного согласования. Эта фирма наняла некоего субподрядчика с неквалифицированным персоналом, что и послужило причиной этого ужасного инцидента.

Сейчас проверяются все установленные этой фирмой конструкции. Если среди них обнаружим незаконные и не соответствующие правилам, тогда незамедлительно демонтируем их. А во вторник соберется комиссия, на которой у «Лайсы» будет отозвано квалификационное удостоверение на осуществление рекламной деятельности.

КСТАТИ

Год назад железнодорожное рекламное агентство (ЖРА) «Лайса» с одобрения столичных властей и РЖД вкопало первый огромный щит размером 5 на 15 метров на Большой Черкизовской улице около стадиона «Локомотив». Как сейчас выяснилось, фирма придумала целую программу по установке крупноформатных конструкций в полосе железнодорожного отвода. Обычно такие рекламные сооружения стоят на высоких опорах и имеют треугольную форму.

Начальник отдела продаж ЖРА «Лайса» Юрий КАЗАРНОВСКИЙ - из доклада на семинаре в Салониках, Греция, октябрь 2005 года: «Год назад мы разработали концепцию развития железнодорожной наружной рекламы. Суперсайты (щиты. - Ред.), как правило, работают и на транспортные потоки, и на пешеходов, поэтому они располагаются рядом со станциями метро или железнодорожными узлами.

На сегодня установлено 5 конструкций форматом 5x15 метров. И одновременно ведутся работы по установке еще 19 таких конструкций. Кроме того, получена разрешительная документация на установку еще 28 таких конструкций. То есть к началу 2006 года «Лайса» будет владеть сетью из 52 конструкций. Работа по установке щитов идет не так быстро, как планировалось. Связано это прежде всего с уникальностью каждой из устанавливаемых конструкций».

ПРОЧИТАНО В ИНТЕРНЕТЕ

Такие щиты ставят по воскресеньям

Я в прошлом наружный рекламщик. И это наш козырной метод. Самую стремную работу выполнять в воскресенье, когда тихо, чиновники не ездят. Я уверен: никто и не подозревал, что под ними проходит метро. Как-то раз моя бригада чего-то не так на крыше просверлила. Крыша насквозь. Никто же не ожидал, что она тонкая такая... Так хозяева работяг моих чуть не замуровали в подвале.

http://falanster.livejournal.com/39500.html

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Эту работу должны были согласовать с ФСБ

- В городе действует четкий порядок проведения подобных работ, - рассказал на условиях анонимности один из специалистов по подземным работам, трудящийся в городском стройкомплексе. - Если будущая стройка попадает в зону метро, обязательно от руководства метрополитена должны быть согласование, договор на технадзор и совместный со стройфирмой приказ на производство работ. Вдобавок еще разрешения от Мосгеотреста, кабельных сетей и еще десятка контролирующих организаций. Обычно на все это уходит не меньше месяца. Нас эти бюрократические проволочки достали. Но, как теперь показывает воскресная авария на «Войковской», это необходимо.

ОТ РЕДАКЦИИ: Кроме всех перечисленных организаций, проведение работ должно было согласовываться и со спецслужбами. Как сказал наш собеседник, с ФСБ или ФСО. Поскольку рядом проходит правительственная трасса к аэропорту. И в ФСБ, и в ФСО нам рассказали, что никто за согласованием к ним не обращался.

Рекомендуемые