Общество

Как погибал рейс 612

Расследование авиакатастрофы Ту-154 под Донецком

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ С МЕСТА СОБЫТИЙ

ВИДЕО: ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ (avi) ВИДЕО: ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ (3pg) РЕПОРТАЖ ИЗ СУХОЙ БАЛКИ

ВИДЕО: ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ (avi)

ВИДЕО: ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ (3pg)

РЕПОРТАЖ ИЗ СУХОЙ БАЛКИ

РЕПОРТАЖ ИЗ СУХОЙ БАЛКИ

Тела пассажиров превратились в пепел

Очевидцы падения Ту-154 до сих пор не могут отойти от ужаса

С небольшого пригорка место трагедии видно как на ладони: в овраге на выжженном участке разбросаны три двигателя, остатки хвоста и фрагменты обшивки. Все остальное сгорело.

Украинские спасатели, работавшие на месте трагедии, говорят, что опознать можно лишь несколько тел погибших и одного из членов экипажа самолета. Остальные люди превратились в пепел.

Одним из свидетелей падения Ту-154 был пасечник Геннадий Урасов. Лайнер рухнул всего в трехстах метрах от его пасеки.

- Здесь, возле поселка Сухая Балка, дожди бывают редко. Но во вторник была очень сильная гроза, я давно такой не помню. Неожиданно я услышал страшный гул. Поднял голову и обомлел: на меня падал самолет! Его крутило в воздухе, как жернова мельницы, но я не видел, чтобы он горел. Я бросился бежать куда глаза глядят, даже обувь потерял. Потом услышал хлопок и удар о землю. Аж оглох. Наши, кто видел, как самолет падал, сбежались к месту трагедии, чтобы попытаться кого-то спасти. Но даже близко к нему нельзя было подойти, так жарко горел...

По словам очевидцев, уже через 20 минут после падения Ту-154 на место приехал специалист Донецкого аэропорта, который сообщил спасателям точные координаты места трагедии. Позже приехали пожарные. Но вплотную подобраться к самолету они не смогли - начался сильный ливень, склон холма размыло, и тушить пожар пришлось, качая по рукаву воду из озера. Керосин из разбившегося самолета тушили 10 пожарных машин.

К 17 часам 23 августа из-под обломков удалось извлечь фрагменты тел 150 погибших. В черных полиэтиленовых мешках спасатели увозили их в Донецк. Там проведут опознание.

- Я восемь лет работаю в МЧС, но такого никогда не видел, - признался один из спасателей. - Дети и их матери буквально сплелись в одно целое. Тела жутко обгоревшие. На лицах - ужас...

Эксперт по авиапроисшествиям Вячеслав Соломатин: Он слишком высоко поднялся

- Судя по имеющимся данным, которых, конечно же, пока недостаточно, вырисовывается одна главная версия. Когда пилот приблизился к грозовому фронту, он решил обходить его «высотой». То есть, грубо говоря, перелететь сверху. Набрал 11 700 метров, что для этого класса воздушных судов нормально. А дальше могло произойти что угодно. Вероятно, высота оказалась слишком большой для веса самолета. Возможно, борт вошел в более теплое воздушное течение (чем ниже температура - тем лучше для самолета), а под брюхом - гроза... Словом, скорее всего, произошло «сваливание в неуправляемое падение». В таких случаях борт обычно делает пару витков по спирали, а потом уходит в штопор.

ДРУГИЕ ВЕРСИИ

Угол атаки был крут

При переходе через грозовой фронт самолет взял слишком крутой угол атаки. В условиях сильной турбулентности это привело к сваливанию борта с последующим вхождением в штопор. На 3 тысячах метров у экипажа получилось выйти из штопора и принять горизонтальное положение, но вертикальная скорость падения самолета была столь высока, что он буквально плюхнулся плашмя на склон оврага.

Ту-154 падал вниз со скоростью около 300 км/час. У парашютиста до раскрытия купола скорость падения редко превышает 180 км/час. Шансов перевести машину в горизонтальный полет у экипажа не было.

Сваливание в штопор уже случалось с самолетами Ту-154. 7 декабря 1995 года под Хабаровском потерпел катастрофу борт 85164, летевший из Южно-Сахалинска. В Хабаровске самолет должен был сесть на дозаправку. Топливные баки самолета расположены в крыльях. По мере расходования топлива специальные насосы перекачивают горючее, чтобы центровка самолета не нарушилась. Экспертиза показала, что насосы оказались неисправны, и с полупустыми баками самолет завалился на борт с высоты 10 000 метров и вошел в штопор. Шансов спастись не было.

Нечто подобное вполне могло произойти с рейсом 612. В Санкт-Петербург самолет шел без дозаправки в Анапе. Значит, в баках, рассчитанных на 5 тысяч километров полета, оставалась ровно половина керосина. И если насосы для перекачки не работали, то в условиях турбулентности нарушение центровки могло сыграть роковую роль.

ХРОНИКА Ту-154

В 15.05 самолет вылетел из Анапы. В 17.45 он должен был прилететь в «Пулково».

В 15.25 на высоте 11 700 метров подал три сигнала бедствия.

В 15.27 на высоте 3 тысяч метров подал еще один сигнал и пропал с экранов радара.

ДВА НАИВНЫХ ВОПРОСА

Выходить из штопора наших летчиков не учат

Отвечает пилот первого класса Юрий АЛЕКСЕЕВ

- Могли летчики вывести машину из штопора? И вообще способны пассажирские самолеты сделать фигуру высшего пилотажа?

- Конечно, нет. Но ВС (воздушное судно) может оказаться в такой фигуре. И вот тут летчик должен быть обучен действиям в такой ситуации. Для начала необходимо вывести машину из крена, а потом - нерезкий выход из пике. Но наших гражданских летчиков этому не обучают уже лет двадцать. Даже на тренажерах.

- Что происходит на земле в тот момент, когда летчик подает сигнал бедствия?

- Диспетчер начинает его вызывать. Потом интересуется, что произошло. Далее - по ситуации. Если экипаж самолета не откликается, задача диспетчера - доложить старшему смены.

Почему пилот пошел на грозу?

Вчера поступило сообщение о том, что экипаж Ту-154 был несколько раз предупрежден о грозовом фронте на их маршруте. «Метеобюллетень о грозовом фронте был вручен под расписку командиру экипажа перед вылетом из Анапы. Перед тем как передать слежение за самолетом харьковским авиадиспетчерам, российские диспетчеры еще раз предупредили экипаж о грозе», - рассказал «Интерфаксу» директор филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения по России» Валерий ГОРБЕНКО.

Действительно, как нам сказали специалисты, все экипажи получают перед вылетом бюллетень с погодой по маршруту. Это рутинная процедура. На специальной полетной карте указывается все: фактическая погода, погода по прогнозам, возможные изменения...

А потом еще весь полет о погоде рассказывают на специальной радиоволне. Если пилота интересует что-то конкретное на определенном участке, ему расскажут хоть об атмосферном давлении и скорости ветра на любой высоте.

Словом, у экипажа есть время принимать нужные решения. Решение о том, как обходить грозу, принимает пилот и докладывает о нем диспетчеру. Диспетчер может оспорить это решение. По практике, пилот обязан ему подчиниться, хотя могут и поспорить, но только - обязательно прийти к какому-то общему решению.

КОММЕНТАРИЙ МЕТЕОРОЛОГОВ

Бушевало ли небо над Донецком?

В Московском метеобюро подтвердили: во вторник с 12 до 17 часов (по московскому времени) над большей частью Украины, в том числе и над Донецком, было очень много гроз. Напомним, что трагедия произошла около половины четвертого вечера по московскому времени.

На метеосайте http://www.meteocenter.net/ дана подробная информация о фактической погоде в Донецке во время катастрофы:

15.00 (по московскому времени) - слабая гроза с дождем, скорость ветра 1 м/сек., видимость 10 км. Облачность кучево-дождевая. По классификации метеорологов она обозначена цифрами 8/8: это значит, что небо затянуто облаками, в которых изредка видны просветы.

15.30: погода явно ухудшается. Гроза с дождем, видимость 2300 м, ветер 7 - 13 м/сек. Облачность кучево-дождевая, также 8/8.

16.00: слабая гроза с дождем, видимость 10 км, скорость ветра 4 м/сек., облачность кучево-дождевая, 10/10 - то есть небо целиком покрыто плотными облаками, без просветов.

Бывают ли грозы на такой высоте?

Обычно, когда смотришь из окна самолета, белые сугробы облаков видны далеко внизу. Лайнер проходит сквозь облачную пелену только на взлете и посадке. Но облака бывают разные. Опасность представляют так называемые кучево-дождевые облака вертикального развития. Они могут начинаться на высоте около 500 метров и тянуться вверх аж до высоты 14 км над землей!

Во всей этой толще может бушевать гроза. Как правило, сильнее всего она у нижней границы облаков. На высоте 11 км воздух разрежен и грозовые разряды слабее.

Кто предупреждает летчиков о непогоде?

Как рассказали специалисты, перед вылетом экипажу дается прогноз по всей трассе полета, вплоть до погоды в аэропорту приземления и на запасном аэродроме. Если на трассе есть грозовые фронты, летчикам выдают карту: где опасность. Авиаторы пользуются краткосрочными прогнозами погоды на ближайшие 3 часа. Полет от Анапы до Санкт-Петербурга длится примерно столько же. То есть перед вылетом экипажу уже должно было быть известно, что на пути - гроза!

СВИДЕТЕЛЬСТВО КОРРЕСПОНДЕНТА «КП»

Нас била та же гроза

Когда падал пулковский Ту-154, наш «Ил», летевший в Москву из Гаваны, судя по всему, попал в ту же самую грозу. Как было дело? В начале третьего пассажирам как раз подали завтрак. Примерно через час, выпив кофе, мы выстроились в очередь в туалет. И тут, в половине четвертого, за полтора часа до Москвы (по всем расчетам выходит - территория Украины!), нас как затрясло!.. «Присядьте! - строго прикрикнул стюард, - сами же видите - зона турбулентности!»

Ничего себе «зона»: лично меня по туалету мотало так, что я, отчаявшись вымыть руки, даже призадумалась - я вообще лечу в самолете или переживаю океанский шторм?

За иллюминаторами не было видно ни молний, ни дождя, но землю скрывал плотный слой темно-серых облаков, над которыми изредка скользили небольшие самолетики, казавшиеся рядом с нашей громадиной игрушечными. И один из них, получается, улетел не вниз, а вверх...

P.S. Ровно за сутки до катастрофы над этим же районом летел другой сотрудник «Комсомолки». Рейсом «КрасЭйр» из Антальи в Москву. Он свидетельствует: «И тогда самолет болтало так, что сравнить не с чем!» Значит, мощные грозы уже грохотали над Донецком. Грозы не меняли позиции. Это понятно. Но почему авиаслужбы не меняли маршрутов - вот вопрос.

Галина САПОЖНИКОВА

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Электроника притягивает молнии?

Виктор АЛЕКСАНДРОВ, председатель красноярского комитета «Ветераны летных профессий», один из самых опытных красноярских авиаторов, 20 000 часов налета. Сам не раз «уходил» в небе от грозовых разрядов:

- Раньше приборы на наших самолетах были гораздо проще, элементарнее. А сейчас они «напичканы» сложнейшей электроникой. С одной стороны, это хорошо - «Боинг», в салоне которого находятся 500 человек, например, спокойно ведут два пилота. С другой стороны, вся эта техника, выражаясь простым языком, притягивает электрические разряды. И в грозу опасность попадания молнии возрастает многократно...

За 20 лет полетов я не раз попадал в грозу. Конечно, на земле работает целая служба, которая предупреждает о приближении грозы. И тогда думаешь - елки-палки, успеть бы на аэродром. На посадку заходишь покороче, круг даешь поменьше. Но иногда не успеваешь, случайно влезешь в грозу. Молнии сверкают, вот и крутишься между ними. Приходится наверх выходить. Но это не на всех самолетах получается, у кого какая «верхняя» граница. Мне на Ту-154 приходилось выкарабкиваться. Когда поднимаешься наверх, видно всю ситуацию: грозовые тучи клубятся, и молнии бьют одна за другой. Это, конечно, очень опасно. Было и такое, что садишь самолет, а на крыле ожоги от молний...

КСТАТИ

Пилоты просили харьковских диспетчеров изменить курс

Это случилось на высоте 10 тысяч метров

Сигнал от экипажа Ту-154 харьковские диспетчеры «Украэроруха» (государственная диспетчерская служба. - Прим. ред.) получили, когда самолет летел на высоте десять тысяч метров над Донецкой областью. В это время самолет находился в зоне, которую обеспечивают харьковчане - они как раз должны были передать лайнер донецким коллегам. Пилоты обратились к украинским диспетчерам с просьбой разрешить изменение эшелона, то есть курса. Потом самолет исчез с экранов радара.

Другой источник утверждает, что харьковские диспетчеры получили сигнал SOS от экипажа, пилоты даже успели сообщить, что у них на борту пожар, после чего связь пропала.

ВОПРОС ДНЯ

Можете ли вы обойтись без авиаперелетов?

Галя ЗОЛОТАРЕВА, чудом выжившая в иркутской авиакатастрофе, Воронеж:

- Обойтись смогу, но не буду. Когда я возвращалась на таком же самолете после авиакатастрофы, никакого страха не было. Снаряд в одну и ту же воронку два раза не попадает.

Валерия НОВОДВОРСКАЯ, лидер «Демсоюза»:

- Ужасная катастрофа... Надо или сматываться из аварийной страны, или передвигаться на чем угодно, но - вплавь.

Никита МИХАЛКОВ, кинорежиссер:

- Нет, не летать я не могу - такая у меня работа. Россия делает потрясающие опытные образцы самолетов, а летаем на тех, что остались от СССР. Это вечное русское авось и приводит к катастрофам. В полете единственная надежда - на молитву.

Отец Александр, настоятель Преображенского храма п. Запрудня Московской области:

- Есть чин благословения путешествующих - этот молебен можно в любом храме совершить. Лично я от полетов отказаться не могу, летаю с Божией помощью.

Тамара ПРЕСС, трехкратная олимпийская чемпионка по легкой атлетике:

- Нет, не обойдусь. Мне много летать приходится - то рейс задержат, то у самолета возникнут технические неполадки. Но это меня не пугает.

Владимир ШЕВЧЕНКО, шеф протокола Бориса Ельцина:

- Какое там! Я работал с президентами Горбачевым, Ельциным - раз девять обогнул земной шар. Пошел на девятый виток - Борис Николаевич же продолжает летать!

Сергей САМОЙЛОВ, советник Президента РФ:

- Каждый месяц на неделю-полторы я улетаю в командировку. Если буду ездить на поезде, когда же работать-то?

Алексей МИТРОФАНОВ, депутат Госдумы:

- Мы должны ежегодно обновлять авиапарк страны на 100 самолетов, деньги в бюджете можно найти. А катастрофы нас не остановят - как летали, так и будем летать.

Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:

- Я никогда не отменял свои полеты, хотя не один раз попадал в критические ситуации, когда прямо в воздухе в самолете возникали какие-то неисправности.

Виктор ШЕВЧЕНКО, президент Академии обороны, безопасности и правопорядка:

- Есть такой термин: «продление ресурса ракет» - когда выполняют экспериментальные пуски, проверяют все системы. Не перенести ли этот опыт на авиацию? Безопаснее будет летать.

Ольга, читательница сайта WWW.KP.RU:

- Я с ужасом думаю о том, что мне когда-либо придется сесть в самолет. Видимо, откажусь от поездки в Турцию.

ОФИЦИАЛЬНО

Сегодня в России - день траура

Сегодня Указом Президента России Владимира Путина в нашей стране объявлен траур в связи с авиакатастрофой Tу-154 «Пулковских авиалиний». На всей территории России должны быть приспущены государственные флаги, отменяются концерты и другие увеселительные мероприятия. На ТВ и радио развлекательные передачи будут заменены на художественные и документальные фильмы, а также информационно-аналитические программы. Кроме того, из сетки вещания должна быть исключена реклама.

Во всех храмах Русской православной церкви пройдут панихиды по погибшим в авиакатастрофе.

БРИФИНГ

Правительство окажет денежную помощь

«На ближайшем заседании правительства РФ будет принято решение о выделении денежных пособий в размере 100 тысяч рублей родственникам погибших в авиакатастрофе самолета Ту-154 авиакомпании «Пулковские авиалинии», - заявил вчера председатель правительственной комиссии по оказанию помощи семьям погибших и содействию в ликвидации последствий катастрофы, министр транспорта России Игорь Левитин на брифинге в Донецке.

Семьи погибших и родственники получат также компенсации по 100 тысяч рублей от правительства Санкт-Петербурга и по 200 тысяч от властей Краснодарского края.

Все расходы по перевозке тел погибших, их захоронению, а также по доставке родственников взяла на себя авиакомпания «Пулковские авиалинии».

Как победить аэрофобию

Если вам предстоит лететь на самолете, но сама мысль об этом внушает непреодолимый ужас, прислушайтесь к советам от знаменитого теледоктора Андрея Курпатова

1. Разберитесь с собственными мыслями. Вы приняли решение и передали ответственность за свою жизнь пилоту. Он как хирург - вы легли на операционный стол, заснули под наркозом и потом проснетесь, когда все закончится. Не надо пытаться мысленно «рулить» пилотом. В конце концов он не камикадзе и тоже летит с вами.

2. Самое главное - перестаньте прокручивать в голове страшные картинки «грядущей катастрофы». Это только ваша фантазия, и то, что вы рисуете себе в своем воображении, никакого отношения к реальности не имеет. Это непросто, но надо заменить «прогноз» (то есть мнимое «предчувствие катастрофы») на поэтапное «планирование». То есть не рисовать себе будущее: «Я сяду в самолет, он взлетит и разобьется», а рассуждать здраво: «Я сяду в самолет. Пристегнусь, почитаю. Потом пообедаю» и т. п.

3. В состоянии страха мышцы человека обязательно напрягаются, что усиливает страх. Поэтому надо расслабиться. Есть специальная методика. Вы максимально напрягаете каждую мышцу, и после этого она автоматически расслабляется. По-хорошему умение расслабляться надо довести до автоматизма - повторять 7 - 10 раз в день, 5 - 10 дней подряд. Правда, эта методика не подходит тем, кому по медицинским показаниям запрещена физическая нагрузка.

4. Нормализуйте собственное дыхание, делая акцент на выдохе. Медленный вдох в течение 5 секунд, пауза 5 секунд и выдох также на 5 секунд. Дальше: вдох - 5 секунд, пауза - 4 секунды и выдох - 6 секунд. И так на каждый следующий цикл отнимаете по одной секунде на паузе и добавляете по одной на выдох. Дойдите до этапа 5 секунд на вдох и 10 на выдох. Подышите так две-три минуты - уйдет напряжение и соответственно улетучится страх.

По материалам книги А. Курпатова «Средство от страха».

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ...

...пьющим

Многие «забивают» страх перед полетом алкоголем. Как это сделать правильно?

Если уж вы прихватили с собой бутылочку коньяка или виски, не стоит напиваться в аэропорту. Потерпите до загрузки в самолет. В состоянии сильного опьянения на взлете страх может перерасти в паническую атаку.

Имейте в виду: в воздухе спиртное усваивается куда быстрее, чем на земле! А из-за низкого давления воздействие алкоголя усиливается в 2 - 3 раза. Махнете рюмочку - а будет ощущение, что выпили целый бокал.

Закусывайте! И обязательно - запивайте. Доказано, что на высоте организм немного обезвоживается. Проще говоря, пить нужно, чтобы избежать «сушняка». Для этого подойдут сок или минеральная вода без газа.

Если предстоит долгий перелет, пить все-таки не стоит. Грамотно высчитать дозу вряд ли получится, а накатившее в воздухе похмелье пострашнее любой аэрофобии.

...трезвенникам

Во время полета можно выполнить такое упражнение: положить руку на правую часть лба. Закрыть глаза и вращать глазными яблоками. Сначала вверх-вниз, потом влево-вправо. Вращать до боли в глазах. Так вы сможете быстрее успокоиться и расслабиться.

И припомните статистику: чтобы «стопудово» попасть в авиакатастрофу, нужно летать каждый день в течении 13 лет. Но шанс погибнуть при этом будет всего один из десяти!

ТРАГЕДИЯ

«Оставьте сообщение, я вам обязательно отвечу...»

Автоответчики в Норильске говорят голосами погибших

В авиакатастрофе под Донецком погибли 22 жителя Норильска. В Анапу северяне всегда ездят отдыхать целыми семьями - для малышей там просто рай. Ведь в Заполярье дети только несколько месяцев в году видят солнце. В опубликованном списке погибших норильских детей - шестеро...

Чтобы выразить свои соболезнования родственникам, звоним по телефону в несколько квартир из траурного списка: Варламенко, Азаровский, Кривчикова, Геккель, Храмченко... В ответ - длинные гудки.

И вдруг раздается бодрый, жизнерадостный голос: «Оставьте ваше сообщение. Я вам обязательно отвечу. Целую, Снега».

От этой записи на автоответчике Снежаны Воронцовой по коже побежали мурашки...

Квартиру погибших Екатерины и Любови Варламенко сейчас охраняет милиция. Мама с дочерью жили одни уже пять лет.

Вернувшись с юга, они должны были встретиться с коллегами - обе работали в норильской школе № 16. 52-летняя Любовь Петровна - фельдшером, ее 22-летняя дочь Катя - лаборанткой.

Исполняющая обязанности директора школы Валентина Мельник говорит сквозь слезы:

- Люба мне звонила, сказала, что они уже сели на самолет обратный, пропади он пропадом! А спустя несколько часов позвонила моя дочка Леночка: мама, катастрофа произошла. Наши Варламенки погибли...

Ольга Шишкова, близкая знакомая семьи Дикун, тоже призналась, что плачет уже целый день.

- Вся семья погибла, и детки - Димочка, Оленька, - говорит Ольга. - Они очень были смышленые. Так и стоят у меня перед глазами. Поверить, что этих малышей больше нет, невозможно...

Юрий Щекванов - заместитель норильского командира батальона полка патрульно-постовой службы. Ему и его коллегам выпало самое трудное: нести страшную новость по адресам из списка погибших.

- Наши близкие тоже летели роковым рейсом и погибли, - уже под утро бессонной ночи рассказал «КП» Юрий Щекванов. - Это родственники моей жены... Мог погибнуть и мой племянник, Данил. Ему всего 10 лет! Он отдыхал в Анапе у наших общих знакомых. Каким-то чудом он не попал в этот самолет. Буквально в последний момент семья, где он жил, поменяла билеты. Видимо, хотела, чтобы он подольше погостил. Мы заранее знали, что он во вторник не полетит, но, когда узнали о случившемся, сердце остановилось... Буквально после первых сообщений позвонили из Анапы: не волнуйтесь, с Данилом все в порядке, он с нами, дома...

МИСТИКА

Траурный платок маме приготовила погибшая дочь

30-летняя Наташа Богданова летела из Анапы с 4-летним сыном Игорем

Наташа Богданова отдыхала в Анапе уже не первый раз. Ездила в маленький частный пансионат с родителями и сыном Игорем.

- Мы с дедом решили в этом году не ехать, - объясняет мать Наташи - Галина Богданова. - Пусть, думаем, побудут вместе. А то Игорек все с нами, а мама всегда на работе занята. Она у нас ведь главный бухгалтер...

В тот день с Наташей созвонились. Она сказала, мол, все спокойно - прошли регистрацию, идет посадка.

Но сердце у матери было не на месте.

- Я до этого как раз прибиралась в комнате дочери, - теребя траурно-черный шифоновый платок, говорит женщина. - Захожу, а посреди комнаты этот самый платок и лежит. Наташенька его не любила и не носила никогда. Я даже не знаю, в каких глубинах шкафа он у нас лежал. А тут прямо посреди комнаты оказался. Кто и зачем его достал? Ну уж точно не я. Да и не дед - ему зачем?

Галина Борисовна замолкает. И вдруг тихо так говорит:

- Это Наташа сама мне его приготовила...

ШОК!

После Анапы они хотели пожениться...

Судьба дважды пыталась уберечь Марину и Сергея от беды

Об этом отпуске печорская пара - 25-летняя Марина и 31-летний Сергей Соловьев - мечтали целый год. Ребята хотели ехать в Геленджик, но потом передумали и в начале августа поехали в санаторий в Анапу.

И на борту рейса № 612 Марина и Сергей тоже могли не оказаться. Ведь сначала они собирались вернуться домой, в Печору, через Москву, а после решили лететь через Питер - в Киришах Ленинградской области живут родители Сергея. Вот и захотел он познакомить родных с девушкой, на которой собирался жениться...

Сергей приехал в Печору в 1995 году, после Санкт-Петербургской академии гражданской авиации. Работал в местном аэропорту диспетчером службы движения. Там познакомился с Мариной - техником по аэронавигационной информации. Она уже успела побывать замужем, от первого брака у нее остался сынишка.

Ребят все считали прекрасной парой - молодые, дружные, красивые, на работе любят и ценят.

- Мы просто сначала не поверили, что это наши Марина и Сережа! Ждали их из отпуска, думали: вот сейчас приедут, расскажут, когда же свадьба... Как же теперь ее малыш будет без мамы?! - рассказывала нам начальница отдела кадров Печорского аэропорта.

Сегодня друзья погибших вспоминают: в день рождения сынишки, 19 августа, Марина позвонила маме из Анапы и сказала, что они с Сережей летят в Питер.

- Голос у нее был очень грустным!

Сначала мама решила, что дочь сильно скучает по малышу, которому исполнилось два года. А сегодня близкие гадают: Марина скорее чувствовала беду...

БОЛЬНО!

Татьяна ЮСЬКО, бабушка троих юных пассажиров Ту-154: «Все. Разбились...»

Жительница Анапы Татьяна Матвеевна Юсько посадила во вторник на самолет четверых самых близких людей: дочь Наталью Базылеву и трех внуков - пятилетнего Вову и трехмесячного Мишеньку и 10-летнюю Юлю.

Сейчас она перебирает в памяти все детали последнего дня и видит трагические знаки...

- Каждое лето они гостили у меня в Юровке (небольшой поселок под Анапой. - Прим. авт.), - безжизненным голосом рассказывает Татьяна Матвеевна. Похоже, у нее уже не осталось слез. - И каждый год я их спокойно провожала. А в этот раз с самого утра сердце беду предчувствовало. Собираемся в аэропорт - машина не заводится! Я бегу к соседу - но и его машина с места не двинулась. Тогда его зять предложил довезти нас всех в аэропорт. Отправила я дочку с внуками, вернулась домой. Ног под собой не чую, и сердце так ноет... А еще слезы почему-то сами собой из глаз катились. Никогда мне раньше так тяжело не было! Хожу по двору и думаю - скорее бы шесть часов (в это время самолет должен был приземлиться в Питере). Потом вышел муж на улицу и говорит: «Все. Разбились». Это он по телевизору в новостях увидел... - закончила в слезах женщина.

А В ЭТО ВРЕМЯ В МУРМАНСКЕ

«Это элита авиации, белая кость!»

О погибшем экипаже рейса 612 вспоминают коллеги из Мурманска

В гостинице мурманского аэропорта отлично знали погибший экипаж из «Пулково» (время от времени он летал по маршруту Питер - Мурманск).

Иван Корогодин, командир погибшего самолета, последний раз был здесь в конце марта - вместе со вторым пилотом В. Онищенко.

- Мы всегда рады встречать «пулковских», - сказала нам заведующая гостиницей при аэропорте Надежда Сербинова. - Они - как белая кость! Всегда корректные, подтянутые, бодрые, воздушные, что ли... Что там говорить - элита авиации. Когда мы узнали, что случилось, были в шоке. Страшно осознавать, что больше не увидим их. Сегодня прилетели стюардессы с другого рейса и просто не могли унять плач, им даже валерьянку приносили.

Накануне трагедии, 20 августа, в гостинице останавливался еще один «пулковский» экипаж. Одной из его стюардесс была А. И. Корогодина - дочь погибшего командира.

ПРОЧИТАНО В ИНТЕРНЕТЕ

«Жизнь летчиков стоит 3000 долларов»

В своем интернет-дневнике Виктория ЩЕРБИНА, дочь погибшего пилота авиакомпании «Пулково», пишет:

22 августа 2006 года потерпел крушение самолет Ту-154 авиакомпании «Пулково», выполнявший рейс по маршруту Анапа - Санкт-Петербург.

А 28 июля 2002 года произошло самое страшное событие для нашей семьи - авиакатастрофа Ил-86 в «Шереметьево». Разбился папа... Это был чартерный рейс Питер - Москва - Сочи - Москва - Питер. Пассажиров забрали в Москве, 2 дня пробыли вместе с ними в Сочи и вернулись в Москву. После чего и должен был быть этот последний перегон, без пассажиров из Москвы домой. Полет длился всего 82 секунды. Они упали сразу за дорогой между «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2» с креном на левое крыло. Вспыхнул пожар. Был уничтожен практически весь борт, за исключением хвостовой части, в которой чудом выжили 2 стюардессы. Остальные 14 членов экипажа погибли.

Знаете, сколько стоит жизнь летчиков в нашей стране? Ведь летчики, оказывается, застрахованы! Целых 3 тысячи долларов получила каждая семья погибшего, независимо от количества ее членов. А знаете, сколько получила авиакомпания за самолет, ведь он тоже был застрахован? 2 миллиона долларов, причем это в два раза больше остаточной стоимости этого самолета. Так что потерять самолет - очень выгодное мероприятие! Правда, родственникам пришлось еще выплатить зарплаты летчиков, как положено по КЗоТ, но это несравнимо меньше полученной прибыли, не правда ли?!

В практике «Пулковских авиалиний» уже были случаи. Самый серьезный инцидент произошел в 1986 году с экипажем Б. Лазарева при посадке в «Пулково». Самолет «упал» до полосы, т. е. касание произошло раньше. Чудом все обошлось. Причиной было самопроизвольное перекладывание стабилизатора.

КБ Ильюшина тогда серьезно прорабатывало этот случай. Тогда же появилось предписание с рекомендациями для всех произведенных на тот момент «Илов» - установить дополнительное оборудование на всех самолетах.

С ТЕХ ПОР НИ ОДНО ИЗ ПРЕДПИСАНИЙ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО ИЛЬЮШИНА НЕ БЫЛО ВОПЛОЩЕНО В ЖИЗНЬ! Неудивительно, что комиссия, пытаясь в июле 2002-го выйти из сложившейся ситуации, искала крайнего!

Виноваты не летчики и не конструкторы, а те люди, которые не выполнили абсолютно четкое предписание. Люди, которым приостановка полетов «Илов» грозила потерей прибыли и которые дождались наконец, когда грянул гром!

Может быть, мы все-таки чему-нибудь учимся... И то, что произошло сегодня (уже вчера) с Ту-154, не будет тайной, покрытой мраком. Но я в это не верю.

(Полный текст на сайте http://saint-autere.livejournal.com)

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Сергей БЕСПАЛОВ, адвокат:

- Самолеты в России будут падать часто до тех пор, пока государство резко не повысит стоимость человеческой жизни. Сейчас виновникам аварии - будь то завод-изготовитель или авиакомпания - дешевле заплатить по 30 - 100 тысяч рублей за жизнь каждого из 200 пассажиров, чем обновлять парк самолетов и снижать нагрузку на летчиков.

В России сейчас самая низкая цена человеческой жизни из всех цивилизованных стран. А в условиях конкурентной борьбы любая авиакомпания будет стремиться снизить издержки производства.

На Западе, например, за каждого погибшего авиакомпаниям приходится платить около 1 миллиона долларов. И поэтому капиталистам выгоднее покупать надежные самолеты. Им выгоднее, чтобы аварий было меньше. Потому и полеты там безопаснее.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Летчики - это воздушные «стрелочники»

Вчера нашли «черные ящики» погибшего борта. Что дальше?

Сразу скажу: поиск виновных обычно начинается еще до того, как найдут бортовые самописцы. Для начала создаются две комиссии по расследованию - парадная и рабочая. Во главе первой стоит большой чин из Минтранса (обычно железнодорожник), а окружают его экономисты, финансисты и менеджеры.

Иногда летчики попадаются, но с каждым разом все реже.

Эти солидные люди выступают по телевизору и высказываются на пресс-конференциях. Рабочая комиссия - собственно специалисты, но их выкладки по большому счету второстепенны. Чуть ниже объясню почему.

Следом на сцене появляются прокуроры. И сразу возбуждают дело по статье 351 - нарушение правил полетов и подготовки к полетам. Это еще до каких-либо предварительных выводов.

Вот и вся лицевая сторона.

Остальное - Большой Закулисный Торг, в котором вертятся огромные деньги. Организация, назначенная ответственной за расследование, мечется между создателями самолета, страховыми компаниями, службами воздушного движения... Задача - найти не виноватого в трагедии, а крайнего. Того, кто будет оплачивать страховые, компенсации и сумму, затраченную на расследование.

А пока идет этот аукцион, процесс окружают вуалью жуткой таинственности. Казалось бы, логично: тот промежуточный результат расследования, который уже нельзя изменить, необходимо тут же публиковать. Времени нет: ежедневно в воздух поднимаются тысячи воздушных судов, и любое из них может попасть в схожую ситуацию. Но нет - слова никто не скажет, пока участники действа не придут к какому-нибудь товарно-денежному соглашению. Это может длиться годами. А как договорятся - тут же оглашают официальные результаты. Скопом. В подавляющем большинстве случаев виноватыми назначают летчиков. Да настолько виноватыми, что их вдовы рискуют остаться без пенсии.

- А как же показания этих оранжевых шаров под названием «черные ящики»? Ведь они - главный и самый объективный свидетель! - спросит наивный обыватель.

- Какие ящики? - удивится член комиссии. - А, ящики!.. Так там в одном месте слова бортмеханика неразборчивы, а в другом параметры нечетко прописаны.

P. S. Попомните мои слова: через пару месяцев будут оглашены результаты расследования катастрофы под Донецком. В последних строках там наверняка будет значиться «в результате ошибочных действий экипажа...»

Сергей ЧЕРНЫХ

Мария МИШКИНА, Анна АЛЕКСЕЕВА, Асмик БАБАЯН («КП» - Красноярск»), Мария РУДЫХ, Павел ДЕНИСОВ («КП» - Санкт-Петербург»), Юрий РЕДЬКИН («КП» - Ростов-на-Дону»), Евгения ХАРЧЕНКО («КП» - Краснодар»), Юлия СМИРНОВА, Елена БОЖЕНКО («КП» - Харьков»), Елена АНТИПИНА («КП» - Сыктывкар»), Руслан ВАРЕНИК («КП» - Мурманск»), Ольга ЛИПЧИНСКАЯ («КП» - Иркутск»), Юрий СНЕГИРЕВ.Фото Юрия РЕДЬКИНА, ИТАР - ТАСС, PHOTOXPRESS и АП.