Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-5°
Звезды6 сентября 2007 22:00

Михалков заговорил по-чеченски

Сегодня в Венеции состоится мировая премьера новой картины российского режиссера «12»
Герой Алексея Петренко пытается что-то доказать персонажу Михалкова.

Герой Алексея Петренко пытается что-то доказать персонажу Михалкова.

Сюжет картины Михалкова зеркально отражает историю, 50 лет назад рассказанную Сидни Люметом в классической ленте «12 разгневанных мужчин». Михалков сохранил ее основные криминальные перипетии, но поместил их в современный бурлящий российский контекст. Обвиняемый юноша обрел чеченскую национальность, но хотя решающие его участь присяжные брызжут слюной по другим поводам, они представляют те же самые социальные и психологические типы, что и в старой американской картине.

Интеллигент - искатель ускользающей истины (Сергей Маковецкий), нетерпимый грубиян-работяга с неизбывным надломом в душе (Сергей Гармаш), старичок - божий одуванчик (Валентин Гафт), давно осевший в столице представитель армии «понаехавших» (Сергей Газаров) и т. д. Но если Люмет хоть ненадолго вставал на точку зрения любого из разношерстных своих героев, то широкий и страстный Михалков, как всегда, не скрывает своих симпатий и антипатий. И потому время от времени впадает в пародию.

Сергею Арцыбашеву предписано смеяться над «демократической общественностью», способной лишь сотрясать воздух. А комика Юрия Стоянова режиссер неоднократно отправляет в сортир - очевидно, что именно там самое место его скользкому, бесконечно меняющему свое мнение персонажу, который вместе с мамой владеет собственной телекомпанией - трудно не разглядеть здесь камень в огород Дмитрия и Ирэны Лесневских, бывших владельцев РЕН ТВ.

Американский классик лаконично очерчивал социальное происхождение героев, чтобы крепче столкнуть их потом лбами. Михалков едва ли не всем своим персонажам придумывает по самоигральному эстрадному выходу, что бесконечно растягивает экранное время и лишает криминальный сюжет внутреннего напряжения. Концентрируя его, камера в картине Люмета практически не покидала тесной комнатки в нью-йоркском суде. У Михалкова камера то следует за воробышком, прилетевшим, чтобы покакать на голову героя Гармаша, то витает в горах Кавказа, где члены бандформирований, размахивая ножами, исполняют народные танцы и нехорошо кричат «асса!».

Одну из лучших своих картин, «5 вечеров», Михалков не побоялся снять в четырех старых стенах. В «12» заброшенный школьный спортзал, где сошлись российские рассерженные, показался ему чересчур тесным. В результате схватить на пленку работу человеческой мысли, мучительный процесс постижения истины - в споре, столкновении и борьбе - Михалкову в ремейке не удалось. Хотя именно это составляло смысл оригинала и обеспечило ему жизнь в веках.

И все же главный вывод люметовского шедевра невредимо перешел в картину Михалкова, хотя и получил в ней неожиданное развитие. Как бы бесперебойно ни работал судебный механизм, все упирается в конкретного человека - его неравнодушие, ум, честь и совесть. Носителем всего этого до самого финала в ремейке является герой Маковецкого - единственный член жюри, усомнившийся в виновности подсудимого. Но Михалков-режиссер, отдавший себе-актеру едва ли не самую невыигрышную роль, конечно же, не был бы самим собой, не прибереги он на финал собственный королевский выход, в котором именно его персонаж и окажется единственным мужчиной в этом стаде болтунов, не способных на настоящий поступок. В очередной раз мастерски проглотив скупую мужскую слезу (и тем самым повергнув в нокаут всех «народных артистов»), Михалков обратится к подсудимому на хорошем чеченском языке и предложит запросто звать его дядей Колей.

У кого мужчины рассерженнее?

«12 разгневанных мужчин» (1957) Режиссер - Сидни Люмет

Сюжет

Дюжина мужчин-присяжных должна вынести вердикт по делу юноши некоренной национальности, обвиняемого в убийстве родного (у Михалкова - приемного) отца. То, что кажется поначалу простым и решенным делом, по факту таковым вовсе не является. А попытка сотворить правосудие оборачивается жаркой разборкой, в которой присяжные выплескивают друг на друга и разнящиеся до полного несовпадения политические взгляды, и комплексы, и предубеждения...

Время действия

Самый жаркий день года

Ключевая сцена

От присяжного, позволившего себе расистские обобщения, отворачиваются все его коллеги, и тот в отчаянии и ОДИНОЧЕСТВЕ замолкает.

Стилистика

Строгая, без излишеств картина, снятая великим оператором Борисом Кауфманом (братом Дзиги Вертова), похожа на реалити-шоу: события разворачиваются перед зрителями практически в режиме реального времени.

Продолжительность

Менее 90 минут.

Призы

«Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, 3 номинации на «Оскар».

«12» (2007) Режиссер - Никита Михалков

Сюжет

Дюжина мужчин-присяжных должна вынести вердикт по делу юноши некоренной национальности, обвиняемого в убийстве родного (у Михалкова - приемного) отца. То, что кажется поначалу простым и решенным делом, по факту таковым вовсе не является. А попытка сотворить правосудие оборачивается жаркой разборкой, в которой присяжные выплескивают друг на друга и разнящиеся до полного несовпадения политические взгляды, и комплексы, и предубеждения...

Время действия

Холодная московская зима

Ключевая сцена

Персонаж Гармаша именует обвиняемого «вонючим чеченским ублюдком», «чеченским уродом» и т. д., но ни один из присяжных и ухом не ведет. Лишь «положительный» герой Маковецкого замечает, что он «какой-никакой, но человек». С этим молчаливо соглашается даже присяжный, приехавший в Москву с Кавказа (Газаров), который позже назовет себя чуркой.

Стилистика

Избыточная эстетика михалковского фильма, снятого клиповым оператором Владом Опельянцем, напоминает о странной помеси телетеатра с видеоклипом.

Продолжительность

Более 150 минут.

Призы

Пока ничего. Призы Венецианского фестиваля вручают завтра...

Фото с Венецианского фестиваля смотрите на нашем сайте.