2018-02-21T15:38:16+03:00

Тайное путешествие господина Пушкина, или О роли приходной книги в биографии Лермонтова

Изменить размер текста:

Пушкин наследовал имя первого русского поэта не только по праву своего таланта. Его, как хорошо известно, старик Державин, хоть и в гроб сходя, но все же благословил. Права Лермонтова считаться пушкинским наследником никто особо не оспаривал, однако в благословении Михаилу Юрьевичу было отказано. Официальная наука и по сей день напрочь отрицает не только факт личной встречи двух поэтов, но и вообще знакомство Пушкина с творчеством Лермонтова.Соловьев с Мережковским сделали все, чтобы развести Пушкина с Лермонтовым по полюсам литературным, исследователи биографий в свою очередь развели их на земле. Жестокость в отношении Лермонтова мне совершенно непонятная. Не так уж много в его жизни было счастливых встреч, чтобы вот так категорически отказывать еще в одной, пусть короткой, но все же, быть может, самой главной.

Дорогая кузина!Спасибо за письмо. Ваш новый опус прочитал с интересом. Не могу сказать, как с точки зрения пушкинистов, но ведь они - пристрастные монополисты, что общеизвестно. Попробую предложить в «Дружбу народов» и в «Юность» - мне не в труд, а Вам не в убыток.Ваш знакомый гитарист.

Автор этого письма Булат Шалвович Окуджава. Дорогая кузина - его хорошая знакомая Любовь Краваль, один из самых интересных современных пушкиноведов, чьи взгляды на пушкинскую биографию во многом расходятся с общепринятыми. Опус, о котором идет речь, - одна из многих работ Краваль, посвященных Пушкину и увидевших свет вопреки «пушкинистам-монополистам» лишь стараниями Булата Шалвовича. Среди этих работ есть две, наверное, особо интересные живущим на лермонтовской земле. В одной Любовь Александровна доказывает факт встречи двух великих поэтов, в другой пытается опровергнуть считающееся у нас фундаментальным утверждение о том, что пушкинская нога никогда не ступала на пензенскую землю.

Первая встреча - последняя встреча?

- Вас называют Агатой Кристи современного пушкиноведения. Не обижаетесь?- Ну на что же тут обижаться? Я в ответ обычно говорю, что скорее уж лейтенант Коломбо. Это ведь его метод по малюсенькой штучке открывать в итоге большое. А то, что я пишу, действительно чем-то схоже с детективным жанром.- Основной объект ваших исследований - это рисунки поэта.- Прежде чем говорить об этом, надо понимать, что пушкинские рисунки не сами по себе, они не случайны. Фактически это графический дневник Александра Сергеевича. Впервые заговорил об этом еще Абрам Эфрос, я же продолжаю им начатое. Ведь это только кажется, что о Пушкине известно сегодня все. В его биографии масса белых пятен.- И одно их них - знакомство с Лермонтовым и его творчеством.- Ну вот это-то как раз меньше всего. По-моему, тут все давно доказано, и моя работа - лишь еще одно подтверждение очевидного. Первый биограф Лермонтова Павел Висковатый однозначно говорит, что они встречались в литературных кружках; Владимир Соллогуб свидетельствует об их знакомстве у Смирновой - Россет, во время которого Лермонтов «был тише воды ниже травы».- Официальная наука почему-то считает эти свидетельства недостоверными. Равно как ряд высказываний Глинки, Белинского, Васильева о том, что Пушкин восхищался некоторыми стихами Лермонтова и говорил про него: «Далеко мальчик пойдет».- Видимо, официальная наука ближе к Пушкину и Лермонтову, чем их современники!- А что говорит на эту тему графический дневник?- Сохранился пушкинский рисунок, сделанный осенью 1835 года на листе приходно-расходной книги баронессы Вревской (Зизи Вульф). В нескольких портретах без труда узнаются члены семьи Вульф. Но здесь же еще один. Он перевернут, то есть как бы вычленяется из семейства. Некоторые исследователи отождествляли его с Денисом Давыдовым. Но у Давыдова был вполне классический лоб, а не выпуклый. У человека же на портрете линия волос начинается почти у соединения лобной кости с теменной. Черта очень редкая, и Пушкин не мог ее не отметить. Как раз эту приметную черту отмечали современники у Лермонтова, она же хорошо видна на его автопортрете. Совпадают с лермонтовской иконографией и другие черты лица: скошенные брови с небольшим изломом, хрупкая мальчишеская шея, грустные «с калмычинкой» глаза. Пожалуй, единственное сомнение - это длинноватые усы. Однако на зарисовках разного времени видно, что Лермонтов не раз менял стрижку и примеривал самые разнообразные формы усов. На посмертном лермонтовском портрете, выполненном Шведе, мы видим у поэта как раз такие, длинноватые калмыцкие усы.Выходит, Пушкин видел Лермонтова! Иначе как бы смог рисовать его портрет?Здесь есть и еще одно интересное обстоятельство. Почему вдруг Пушкин рисует Лермонтова именно у Вревских? А вы посмотрите на дату. 5 октября 1835 года. За два дня до этого у Лермонтова был день рождения, о чем хорошо знали у Вревских, мы же знаем о пристрастии Пушкина к именинным портретам, то есть сделанным в день именин изображенных.Есть и еще одно совпадение. Как раз в это время до Вревских, внимательно следивших за литературными событиями, дошел августовский номер «Библиотеки для чтения», в котором была опубликована лермонтовская поэма «Хаджи-Абрек». Поэма не могла не привлечь внимания Пушкина хотя бы потому, что с одним из ее героев Бей-Булатом он был знаком, сидел за одним столом на обеде в честь взятия Арзрума, вспоминал его в своем «Путешествии…». В 1832 году Бей-Булат погиб от руки своего кровника. На основе этого и написана лермонтовская поэма. А теперь смотрите на пушкинский рисунок, он словно бы следует за его впечатлениями от чтения поэмы. Ярусный ландшафт, черкесская стрела как знак схватки, два сухих пня точно символ двух загубленных жизней и два коня, потерявшие седоков и не остывшие еще от схватки.Видимо, в этот вечер Пушкин и сказал свои знаменитые слова: «Далеко мальчик пойдет!»Так что рисунок полностью подтверждает и то, что Пушкин видел Лермонтова, и то, что был знаком с его творчеством.

Я здесь, Инезилья…В 80-90-е годы прошлого столетия работы Любови Краваль публиковали многие популярные журналы. В 1997 издательство «Наследие» в серии «Пушкин в ХХ веке», издающейся под эгидой Российской Академии Наук, выпустило в свет ее книгу «Рисунки Пушкина как графический дневник», очень быстро ставшую раритетом.Любители литературы ждали новых работ. Но Любовь Александровна молчала. Признаться, отправляясь в Саратов за доказательствами пребывания Пушкина на пензенской земле, я рассчитывал на встречу с чопорной рафинированной дамой, проживающей в типичной академической квартире со стеллажами, полными книг. Ошибся.Мы разговариваем в ее крохотной квартирке, в полуподвале обшарпаннойсаратовской пятиэтажки, словно по иронии судьбы расположенной на улице Лермонтова. Обстановка почти спартанская. Маленький диванчик, письменный стол, в стареньком кресле- качалке по-хозяйски располагается чернющая, как антрацит, кошка. Холодно. На дворе день, но в квартире полумрак, не позволяющий даже сделать нормальные снимки. От холода спасаемся горячим кофе. Невольно вспоминается Окуджава. Это ведь про нее говорит он в фильме «Храни меня, мой талисман»: «Люба Краваль из Саратова - поразительное создание»! А потом сетует, что никак не дают ей пробиться. - Если бы не Окуджава, не было бы, наверное, ни книги, ни публикаций в журналах. Он бился за них, боролся, а после его смерти все вернулось на круги своя.- Но почему?- Потому что у меня все очень доказательно. Посмотрите, сколько сейчас публикуют откровенной ерунды, и никто не волнуется, потому что все понимают - ерунда. Я же привожу очень серьезные аргументы, с которыми трудно спорить. Вот и весь секрет. - Люди защищали диссертации, получали научные степени и звания, говоря одно, ну и как же они теперь скажут другое? - Возможно. Я на них даже не обижаюсь.- А на Пушкина?- Да что вы! Хотя иногда жалуюсь ему. Меня однажды пригласили в Питер, где пришлось выступить на пушкинской комиссии. Они даже аргументов моих слушать не захотели, руками замахали. Я потом пришла в гостиницу, легла на койку, реву и про себя говорю: Ну, Пушкин, за что так? Почему? Ты бы хоть знак какой мне подал! И тут вдруг из радиоприемника как грянет романс:

Я здесь, Инезилья, Я здесь под окном…

Меня потом спрашивали: А ты в окно выглянуть не догадалась?Не сообразила как-то от изумления. Да мне и романса хватило.

Терпи и веруйПоначалу я не собирался рассказывать о дружбе Любови Краваль и Булата Окуджавы, казалось, что это хоть и красивая, но все-таки другая история. Однако потом понял, что нет, все-таки одна. Потому что Окуджава как будто послан был ей, как ангел-хранитель. Кем? Пушкин знает!Окончив филологический факультет саратовского университета, Люба Краваль, уже тогда увлекавшаяся Пушкиным, писавшая стихи, вместо школы устроилась администратором в гостиницу «Волга». День работала, а потом - три выходных, которые она проводила в библиотеке.В начале 60-х в Саратов с группой писателей приехал Окуджава, и знакомые убедили Краваль показать свои стихи Булату Шалвовичу. Поэт согласился посмотреть тетрадь со стихами. А наутро Любе передали записку: «Люба, к сожалению, был вынужден вылететь в Москву рано утром. Стихи, отмеченные крестиком, стоит доработать. Подумайте и присылайте по адресу». Внизу стояла приписка, сделанная карандашом: «Прочитал еще раз, присылайте обязательно!»С тех пор они переписывались, Окуджава приезжал в Саратов, она ездила по его приглашению в Москву, где он вводил ее в высшее литературное общество.

Дорогая Люба!Вот наконец и свершилось. Я тебя сердечно поздравляю с публикацией! Конечно, все это должно бы было случиться гораздо раньше, но и это большой шаг, а там, глядишь, и привыкнешь и будешь смеяться, что когда-то теряла надежду.Мы получили новую квартиру. Устраиваемся. Телефона пока нетути. Обнимаю, Булат.

Люба!Александр Сергеевич - у меня! Он прекрасен. Твой автопортрет прекрасен (речь идет об акварелях Л.Краваль. - Авт.). Статья великолепна.Я во Франции нажил язву, и меня уложили. Несколько дней, как встал. Теперь получше.Поклон Саратову.Б.P.S. Я узнал, что Гущин (саратовский художник. - Авт.) умер. Как молча!

Дорогая Люба!Несколько дней тому назад выступал на вечере Ю.Мориц вместе с Алексеем (тьфу, забыл фамилию) твоим работодателем из «Юности». Он еще радостно доложил, что ты у них идешь в ближайших номерах. Я ничего не успел тебе сообщить, как вдруг твое унылое письмо… Так, дорогая моя, не работают! Конечно, весь этот процесс труден, хлопотлив, даже унизителен, но избежать его нельзя. Не падай духом.Целую, Булат.

Эти фрагменты писем Окуджавы - свидетельство того, как вел он ее, помогал, берег от самого страшного греха - отчаяния.Булат Шалвович оказался хорошим учителем, его нет уже десять лет, работы Краваль больше практически не издаются, а она продолжает творить свой труд, даже не думая останавливаться. - Приглашают порой на встречи со школьниками, но я отказываюсь. Им же это на самом деле совершенно не интересно. Сейчас многим, к сожалению, уже неинтересно.

Портрет неизвестного

- Для меня очень важен вопрос о пребывании Пушкина в Беково. Считается, что Александр Сергеевич никогда не был в Пензенской области, вы же доказываете обратное.- Я считаю, что Пушкин побывал в Беково, правда, тогда оно еще относилось к Саратовской губернии, в сентябре 1833 года. Он возвращался из Уральска в Болдино. Незадолго до выезда Пушкин отправил письмо Наталье Николаевне, где сообщил, что отправляется в деревню через Саратов и Пензу. Как он поехал на самом деле, неизвестно. По дороге в Оренбург его видели в Нижнем, в Казани, в Симбирске. А вот по дороге назад - не видели нигде.- То есть возвращался Пушкин тайно?- Именно! Не случайно же в дороге отпускал он усы и бороду. Не случайно же на рисунке, связанном с этой поездкой, в середине листа стоит подпись «Пушкин-Никшуп». То есть туда он ехал под своим именем, а вот обратно - инкогнито.- Читать о тайной службе Пушкина мне доводилось, но, честно признаться, доверия это не вызывает.- Я думаю, и к тому есть серьезные основания, что речь идет не об этом. Пушкинское инкогнито в данном случае связано с загадочной историей то ли смерти, то ли исчезновения Александра-I. Но это абсолютно другая тема. - Хорошо, давайте вернемся к рисунку.- Композиция, которую еще Эфрос связывал с уральским путешествием Пушкина, - это своеобразный графический отчет о поездке. Выполнен он в ребусном жанре (в ХIХ веке ребусные альбомные рисунки были в моде). Внизу нарисован путник с лошадью, в котором без труда узнается сопровождавший Пушкина по пугачевским местам Даль. В центре, несомненно, портрет Пугачева и его юной жены Устиньи Кузнецовой. Причем в сердце композиции, как ни странно покажется, именно Устинья, а не Пугачев.Две верхние полуфигуры, безусловно, самые важные на рисунке. Это реальные люди, уютно сидящие и слушающие пушкинский рассказ о поездке. Слева легко угадывается давний друг Пушкина Николай Кривцов, а вот справа…Обратите внимание, что надпись «Пушкин-Никшуп», как бы намекающая на звуковую игру имен, проходит по кофте Устиньи. - Вы полагаете, намек на фамилию владельцев бековской усадьбы - Устиновых?- К сожалению, нам не с чем сравнивать, изображений Адриана Михайловича Устинова не осталось. Но хорошо известно, что владелец Бекова страдал зубами, долгое время у него болел зуб на левой стороне. От этого на щеке была фистула, которая то нарывала, то заживала. В мае 1833 Устинов пишет отцу: «Вчера после обеда заболел у меня зуб и на правой щеке. Сегодня показалась опухоль: не знаю, чем и кончится».Записи о болезни щеки можно проследить вплоть до сентября 1833 года. На пушкинском рисунке ясно видно, что человек прижимает зубную подушечку именно к правой щеке! На правой же стороне он держит и трубку, как будто пытаясь ее теплом и дымом снять боль. Поскольку Пушкин нарисовал больной именно правую щеку, очевидно, что рисунок сделан именно по впечатлениям 1833 года, а не в феврале 1831, когда они виделись в последний раз до этого.- Но почему все же Беково, а не усадьба Кривцова или не дом отца Устинова в Саратове?- Саратов отпадает уже потому, что отец Адриана Михайловича не одобрял друзей сына. Что же касается усадьбы Кривцова, то обратите внимание - Кривцов изображен в плаще, то есть он приезжий, а вот Устинов, наоборот, облачен в домашнюю скуфейку. Так уютно по-домашнему Адриан Михайлович чувствовал себя только в одном месте - в своем любимом Бекове. К тому же сохранились пейзажные зарисовки Пушкина того же периода. На одном из них изображен барский дом, расположенный низко у реки, слева сад, справа церковь с колокольней. В России очень немного усадеб, расположенных не на холме, а низко у воды. Устиновская усадьба в Беково - как раз одна из них. Существует и еще один рисунок, на котором можно узнать зубриловскую усадьбу князей Голициных, расположенную неподалеку от Беково. Скорее всего, Пушкин там не останавливался, а просто проезжал мимо.- Помимо пушкинских рисунков, насколько я знаю, есть еще и довольно интересная картина, написанная, как предполагается, неизвестным художником начала ХIХ века в Беково.- Она хранится в Саратовском краеведческом музее. Бековская усадьба узнается на ней без труда. На берегу пруда стоят три крестьянина, а внизу - маленькая, почти незаметная фигурка. Если вы ее увеличите, то увидите…- Пушкин?!- Вот вам и еще одно доказательство. Хотя, я полагаю, здесь мы имеем дело со своеобразным двойным портретом. Некоторые черты изображенного на картине человека, да и трубка в руках дают основания предполагать, что это Адриан Устинов. Вероятнее всего, это было сделано умышленно. Не забудьте, Пушкин прибыл в Беково тайно. А еще отголоски пребывания Александра Сергеевича в Беково можно отыскать в черновиках его повести «Дубровский». Да и в образе Чарского в «Египетских ночах» явственно сквозят некоторые черты характера и внешности Адриана Устинова.

На фоне Пушкина…Любовь Александровна в который уже раз ставит на плиту турку с кофе. На диване ворохом лежат ксерокопии пушкинских рисунков, за каждым из которых истории встреч, любви и нелюбви, увлечений и разочарований. Следы пушкинского карандаша как пыль и снег его дорог. Практически все, чтосоставляет человеческую жизнь, неважно, гениальную или самую обыкновенную.Кошка, устав бродить по креслу, изображая из себя кота ученого, давно уже сладко спит, свернувшись клубком. В окнах ломается больное предзимнее солнце. Квартирка так низко, что попасть в нее, да и то ненадолго, оно может лишь перед закатом.- С глазами проблема - глаукома, - не жалуется, а просто констатирует Любовь Александровна. - На машинке-то печатать могу, а вот прочитать потом уже трудно.Прощаемся как-то грустно. Я пытаюсь благодарить ее, а она машет рукой: «Что вы, вам спасибо, вон на сколько времени развлекли меня».Я вот теперь все время думаю, странно это как-то выходит. Живет себе человек, талантливый и добрый. Живет и пытается подарить нам Пушкина, ничего не требуя взамен. Вы просто возьмите! ПУШКИНА! А мы мнемся, вроде и не отказываемся, но и не берем. То ли боимся чего-то, то ли не понимаем. На самом-то деле тут надо бы ответить на один простенький вопрос: а что нам с того, что бывал он в наших краях?Для устройства музея маловато, инвестиционную привлекательность региона тоже вряд ли повысит, а категории другого порядка сегодня, увы, не в чести.Меня один человек так и спросил: «А ты сможешь объяснить, как это важно, что Пушкин был у нас?» Я без раздумий кивнул: «Конечно».А теперь вот понимаю, что не могу. И даже не из-за того, что не умею, а потому, что аксиомы не имеют доказательств. Их либо принимаешь, либо нет. Тут дело сугубо личного выбора.Очень кстати вспомнилась история одного пожилого человека из деревеньки Китово неподалеку от Болдино. Деревенька некогда принадлежала княгине Волконской. Волконская, скорее всего, в Китово не бывала, хорошо, если вообще знала про него. Так вот он упорно и практически безнадежно искал доказательств, что все же заглядывала она туда. А значит, мог заезжать к ней из своего Болдина Пушкин, и стояли они где-то за околицей, а кто-то из предков того человека, быть может, даже видел это свидание. Видел, но по деликатности душевной никому про то не сказывал. Зачем ему это было нужно? Да просто грело его это присутствие Пушкина. Не присутствие даже еще, а хотя бы его возможность. Я вот думаю, что это был очень счастливый человек, раз сохранил в себе способность согреваться присутствием Пушкина, даже когда вокруг совсем холодно.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также