2018-02-21T16:08:41+03:00

Лодка есть. А где ракеты?

Поделиться:
Комментарии: comments26
Изменить размер текста:

В биографии наших атомных подводных лодок (АПЛ) было много впечатляющих достижений. Например, корабелы северодвинского завода «Севмаш» в 1970 году спустили на воду сразу 6 АПЛ! Этот рекорд до сих пор не побит.

Но если бы в Книге рекордов Гиннесса появился раздел «Страна, где дольше всего строят атомную подлодку», то Россия и по этой части стала бы чемпионом мира. Потому что АПЛ «Юрий Долгорукий», заложенная 12 лет назад (1996), до сих пор не в строю. И еще неизвестно, когда она там окажется. Сначала заводчане и адмиралы жаловались на плохое финансирование проекта. А когда с этим наладилось и корпус лодки довели до высокой степени готовности, то стало выясняться, что ракеты для АПЛ еще не готовы. Пусковые шахты пусты. Потому новый подводный ракетный крейсер стратегического назначения - это сегодня, в сущности, пустая «атомная бочка», на которую угрохали почти $1 млрд.

А ее начинка - ракета «Булава» - по-прежнему не идет. Во время испытательных пусков некоторые системы управления дают сбои. Конструкторы с виноватым видом пытаются ее авральными темпами дотянуть до кондиции. Но среди адмиралов уже слышно роптание: мол, как бы спешка не обернулась технической авантюрой.

Мне хорошо помнится то время, когда в Минобороны и Главном штабе ВМФ решался вопрос, каким оружием предстоит оснастить «Юрия Долгорукого». Было решено поручить изготовление ракеты «Барк» опытным конструкторам Государственного ракетного центра им. Макеева (где, кстати, разрабатывалась и еще одна хорошо испытанная ракета - «Синева»). Но когда испытания «Барка» шли уже полным ходом, этот проект было приказано свернуть. В Минобороны передумали и «Юрия Долгорукого» решили оснастить «Булавой» (главный исполнитель - Московский институт теплотехники). Адмиралы очень туманно объясняют причину такого разворота. Но буд-то бы конструкторы пообещали, что способны быстро и с минимальными затратами создать более совершенное изделие - модернизировать уже обкатанную сухопутную ракету и приспособить ее к подлодке.

Обещания оказались слишком оптимистичными. Но если бы эта проблема касалась только «Юрия Долгорукого», последствия промашки выглядели бы не столь удручающими. Дело в том, что на подходе еще две лодки аналогичного проекта.

Просчет очевиден. Но вместо того чтобы честно признать его и найти скорейший способ исправления (например, поставить на лодку испытанные ракеты), адмиралы и конструкторы каждый год сообщают нам о новом сроке... ввода лодки в эксплуатацию. После каждого неудачного испытания ракеты народу говорят об «успешных в целом пусках». То вдруг объявляют, что ракету будут принимать по частям. Минувшей осенью лодку вывели из дока с такой помпой, будто она уже завтра заступит на боевое дежурство. Затем так же звонко обставили пришвартовку лодки к достроечной стенке. Скоро дойдет до того, что появление нового трапа у безоружной лодки нам преподнесут как новый успех в укреплении мощи российского ВМФ. Кого обманываем?

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также