Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Происшествия10 марта 2008 22:00

За что убили саратовского прокурора

Наши корреспонденты попытались понять, что погубило Евгения Григорьева
Убийство Григорьева стало шоком не только для жителей Саратова, но и для всей правоохранительной системы страны.

Убийство Григорьева стало шоком не только для жителей Саратова, но и для всей правоохранительной системы страны.

Саратов. Темный февральский вечер. Он шел домой. Без охраны. Без опасений. Это было древнее, но четкое правило игры - пока он при своей должности, его не тронут. Его охраняет Система Всея Руси, для которой личная безопасность преданных ей исполнителей не только дело принципа, но и самосохранения.

«Не убий прокурора» - этот негласный всероссийский закон не осмеливались нарушить даже самые «отмороженные» уголовники...

Но убили прокурора Саратовской области Евгения Григорьева как-то буднично и просто. У подъезда его дома в него вогнали две пули (стреляли из пистолета с глушителем). И уже первая оказалась смертельной...

Киллеры сработали профессионально. После умелой слежки, которую не заметили ни Григорьев (а он таких «охотников» в 90-е лично отправлял за решетку оптом), ни местные спецслужбы (они обязаны присматривать за безопасностью высоких областных чинов), преступники выбрали самое удобное, хотя и банальное для покушения время и место. Вечер, у подъезда. Но убивали почему-то без масок (с помощью свидетелей даже удалось составить фоторобот). Сначала это было похоже на странную небрежность - будто убивали не прокурора, а банального директора рынка...

«Видать, честный был прокурор», - рассудила на интернет-кухнях страна.

Правда, по народной нехитрой логике получалось, что покойный Григорьев в отличие от остальных 82 поныне здравствующих (дай им Бог здоровья!) областных прокуроров России совершил какую-то страшную, «системную» «ошибку». Такую, что его не смог защитить даже прокурорский мундир.

Но, не зацикливаясь на простецкой версии, о которой настойчиво говорит весь Саратов, дескать, «не взял, а за это наверху не прощают», мы попробовали на месте понять: где же все-таки «ошибся» честный саратовский прокурор Григорьев...

Вокруг горы - внутри воры

Через несколько дней после убийства Саратов встретил нас, как и положено оскандалившемуся городу, изумленным, даже несколько затравленным видом. Тихий, уютный, с прекрасной древней купеческой застройкой, он, казалось, втянул голову в плечи, мучительно соображая - и за что ему такая напасть!

И казалось, не за что.

«Здесь с прошлого века не было ни крупных криминальных разборок, ни громких убийств, - разводят руками специалисты криминальной хроники. - Здесь давно все поделено. Да и заметных бандитов почти не осталось - они давно бизнесменами или чиновниками стали...»

- Про Саратов в старину говорили: кругом горы - внутри воры, - усмехается местный оперативник. - Но, поверьте, сегодня и в соседних Волгограде и Самаре воруют не меньше. Признаю, Григорьев имел репутацию «правильного» прокурора. Ну и что?! Новые уголовные дела сейчас ведет Следственный комитет или МВД, старые - в суде. Ну какой смысл убирать именно Григорьева?

За звание «не самой коррумпированной области в стране» грудью встал и саратовский губернатор Павел Ипатов.

«Я не хотел бы, чтобы Саратовская область представлялась как отдельно стоящий коррупционный куст среди коррупционного поля», - обиженно заявил он журналистам. И пообещал 10 миллионов рублей «внебюджетных средств» тому, кто наконец укажет на преступника.

А пока Саратов недоумевает - система лютует.

- Сюда приехала туча следственных бригад со всей России, - разводят руками местные журналисты криминальной хроники. - Облава на «братков» идет страшная. Допросили чуть ли не тысячу человек. Взяли даже главного здешнего вора Дато! Очумевшая от такого пресса «братва» забилась в щели и теперь молится, чтобы буря ушла. Но она, похоже, только начинается.

«Они трясут саратовскую «малину» только потому, что никак не могут по-хорошему зацепиться ни за одну версию», - считает один из ведущих криминальных журналистов области Александр Крутов.

Правда, через несколько недель после нашего разговора следствие все-таки за что-то «зацепилось».

Глава Следственного комитета при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин заявил о задержании группы подозреваемых (смотрите наш сайт kp.ru), а вчера суд выдал санкцию на их арест. Один из арестованных - 25-летний житель Мордовии. Именно он, по неофициальной информации, и стрелял в Григорьева. Как нам удалось выяснить - уроженец мордовского города Лямбирь в преступных группировках не состоял, но крайне нуждался в деньгах - якобы у него серьезно болен ребенок.

При этом заказчик убийства неизвестен не только следствию. Его (как и следовало ожидать) не знают и предполагаемые киллеры...

Но тогда, в первые дни после убийства Григорьева, понять, насколько успешно идет следствие, было нетрудно. Достаточно было взглянуть на мрачные лица сотрудников местной прокуратуры. Где у нас случился хоть и странный, но полезный разговор.

- Вы возглавляете отдел по борьбе с экономическими преступлениями, - говорим мы начальнику отдела облпрокуратуры Андрею НИЗОВЦЕВУ. - Есть в разработках что-то для Григорьева заведомо опасное?

Молчание. Прокуроры (в кабинете во время разговора появился еще один) переглянулись.

- Было... - наконец выдохнул Низовцев, но вмешался коллега.

- А при чем тут коррупция?! - вдруг зашумел он. - Вот сидим мы тут, фантазируем, а выйдет, что Григорьева убил какой-нибудь наркоман.

- Ага, вооруженный пистолетом с глушителем, - с серьезным видом закивали мы, понимая, что эта версия в известных случаях просто незаменима.

- А откуда вы взяли, что с глушителем? - Неизвестный коллега Низовцева заметно помрачнел.

- Какой наркоман! Кто вам сказал такую глупость? - поразилась помощник областного прокурора Григорьева Нина ГЕЛЛЕРТ. - Странно... Вот и губернатор сегодня вдруг раскритиковал наш сайт. Дескать, там неправильная статистика - область не на втором, а лишь на пятом месте по количеству выявленных коррупционных преступлений. Да на втором мы, на втором!

И, помолчав, добавила:

- Уверена, при Григорьеве они бы себе такого никогда не позволили...

Возможно, со временем саратовские правоохранители почувствуют: в отсутствие Григорьева что-то неуловимо изменилось.

В 92-м году он стал заместителем прокурора города, и вместо того чтобы со своей должностью поступить стандартно, то есть конвертировать ее в непыльную карьеру или деньги, удивил. Он создал знаменитую в Саратове следственно-оперативную группу «Кобра». Григорьев, руководивший следственной частью группы из лучших следователей и оперативников области, был «мозгом» «Кобры», опытный оперативник Владимир Колдин - ее клыками. Группа из двух десятков отчаянных сыскарей стала настоящим кошмаром для саратовских бандитов. Их «Кобра» закрывала пачками. В результате к середине мутных 90-х бандитский Саратов был полностью обезглавлен именно командой Григорьева.

Кстати, тогда Григорьев ходил без охраны. Безнаказанно. Ни одного покушения.

Хотя «братки» прекрасно знали, кого «благодарить». У них часто сдавали нервы.

«Бывало, то гранату в здание отдела бросят, то обстреляют... А в 96-м один отчаянный головорез ворвался в отдел с автоматом Калашникова, - рассказывает руководитель одного из отделов облпрокуратуры Алексей МОРОЗОВ, -и с криком: «Всю кобру положу!» - открыл стрельбу. К счастью, обошлось - Колдин успел выбить автомат...

Версия первая: «Кобра»

Местные бандиты вряд ли бы выбрали такой способ самоубийства, как нападение на прокурора, но исключать, что две пули у подъезда могли прилететь из бандитского Саратова 90-х, было нельзя. Мы попытались встретиться с правой рукой Григорьева по «Кобре» - Владимиром Колдиным. Но полковник, как и все ближайшее окружение Григорьева, упорно уклонялся от комментариев.

«Да мы до сих пор не можем допросить жену Григорьева!» - вспомнились оброненные одним из прокуроров слова, на которые мы поначалу не обратили внимания.

- Мне нечего вам сказать! - кричал нам в трубку Колдин. - Если государство не хранит честных прокуроров, то о какой борьбе с коррупцией можно вести речь?! Оглянитесь вокруг - все прогнило! Идет тихое тотальное воровство...

- Значит, причина убийства все-таки коррупция? Но почему убрали именно Григорьева?

Но Колдин нас не слушал. Он кричал. Показалось, что не нам. Это была страшная обида на неведомых нам людей.

- Почему немногочисленная «Кобра» заменила собой все правоохранительные органы Саратовской области? - спрашивал кого-то он. - Почему у нас всегда единицы бьются с преступниками? Когда в нас бросали гранаты, ваши люди сидели в кабинетах?! И до сих пор сидят. Я вас спрашиваю: почему?!

И бросил трубку...

Через минуту на новостных лентах появилось сообщение - на совещании в Нижнем Новгороде один высокий милицейский чин заявил: «Скорее всего, саратовского прокурора убили из-за земли».

Версия вторая: земля

«Григорьев был для Саратова немного странным прокурором, - говорят местные журналисты, - политикой не занимался. Ни ярких интервью, ни громогласных пресс-конференций... Даже в рейтинге местных политиков Григорьев обычно занимал скромное место.

Григорьев настолько сильно отличался от своего предшественника Анатолия Бондара, который был очень красноречив и еще больше - влиятелен, что это поражало многих. В рейтингах когда-то Бондар соперничал с самим губернатором, а по уверению местных аналитиков, был одним из ключевых игроков в области.

Злые языки даже утверждают, что Бондар при желании мог влиять и на высокие кадровые решения, и на большой бизнес. При этом вполне законным путем. Например, возбудив уголовное дело против группы местного олигарха Пипии, обвиняемого в махинациях, приведших к банкротству целого ряда саратовских предприятий, прокурор, по мнению местных аналитиков, убил не двух, а целую стаю зайцев. Например, ударив тем самым по губернатору Аяцкову, который, как говорят, Пипии покровительствовал. То есть по другому крупному игроку...

Поэтому, когда в области (как тут уверены, не без команды Москвы) возбудили уголовное дело против губернатора Аяцкова (его обвинили в превышении должностных полномочий во время закупок комбайнов), все выглядело вполне естественно. Все поняли, кто тут главный...

Правда, под конец своего саратовского прокурорства у Бондара начались мелкие неприятности - ему пришлось судиться с местными журналистами, нахально утверждающими, что прокурор приценивался к вилле в Баден-Бадене, в центре Саратова ему был выделен участок для строительства в аренду на 49 лет.

Журналиста в конце концов избили неизвестные, а суд доказал полную невиновность Бондара.

Когда начальник ушел на повышение в Москву (сейчас Бондар зам. министра юстиции), Григорьев повел себя на его должности... ну, скажем так, снова по-своему.

Он «по-григорьевски» тихо, но основательно начал готовиться к антикоррупционной зачистке области... По сути, в недрах областной прокуратуры созревала «Кобра-2», на этот раз для тотальной охоты за казнокрадами.

Рождалась она в муках. Прокуратура с большим трудом пробила через местную Думу закон об антикоррупционной экспертизе всех решений местной законодательной и исполнительной власти (этому почему-то рьяно сопротивлялась часть депутатов, в итоге так и не допустивших в парламент антикоррупционный комитет).

А уже через год стало понятно: «машина Григорьева» заработала. С ее помощью был осужден региональный министр сельского хозяйства Александр Несмысленов (за взятку в миллион рублей, которую требовал с предпринимателя, желавшего поставлять колхозам и совхозам области солярку), министр дорожного строительства Геворог Джлавян («осваивал» через подставные фирмы деньги из федерального бюджета, выделенные на ремонт дорог), был освобожден от должности министр лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Борис Богапов (купил по бросовой цене несколько участков леса и браконьерствовал там с высокими гостями).

Под нее попал бывший мэр города Юрий Аксененко, на которого было заведено уголовное дело по раздаче земель в центре города (рыночная ценность только небольшого клочка земли под застройку составляет около миллиона долларов).

Прокуратура потребовала от суда отмены решений мэрии...

А теперь представьте, как должны чувствовать себя владельцы десятков зданий и рынков, построенных на этой «криминальной земле»... Или чиновники, взявшие за их предоставление, миллионные «откаты» (о них мы поговорим позже)...

Затрещала в течение многих лет выстроенная и отрегулированная структура «бизнес-процессов», по правилам которой люди полюбовно договаривались, дабы не доводить дело до греха и не ломать друг другу бизнес.

Говорят, когда-то в Саратовской прокуратуре был любопытный отдел - там заводились уголовные дела, которые почти никогда не попадали в суд. Проблемы находили более гуманное решение...

Но у Григорьева сразу после назначения на высокую должность обнаружился один существенный недостаток.

- Неразговорчивый он был, - вспоминает его коллега в прокуратуре города. - Не любил он чужие компании, особенно чиновников, политиков...

- Он был из тех прокуроров, которые даже не могут сходить в баню, - грустно улыбается депутат местного парламента Александр Ландо, - авторитет прокурорского звания не позволяет. С такими договариваться бесполезно...

А «Кобра-2» тем временем только входила во вкус.

На одной из редких интернет-конференций на вопрос о том, какие успехи у прокуратуры в «раскопках земельного вопроса», Григорьев за полгода до убийства сухо ответил:

«Только за три месяца 2007 года выявлено 1448 нарушений, 534 иска подано в суд. Так что желание «копать» есть. Обращайтесь!»

Правда, скоро выяснилось, что под него самого уже давно и старательно копали.

Более того, для устранения неудобного прокурора в городе начался... сбор денег. По данным следствия, избавление от Григорьева его недруги оценивали в 1,5 миллиона долларов.

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 14.30

Следователи Саратовской области огласили имя подозреваемого в убийстве прокурора Евгения Григорьева и просят граждан оказать содействие в поимке преступника.

Как сообщили РИА «Новости» в областном ГУВД, это житель Саратовской области Манбетов Евгений Айткалиевич. У 41-летнего подозреваемого среднее телосложение, короткие черные волосы и рост 165 см.

Какую-либо информацию о нем убедительно просят сообщать по телефонам в Саратове 8 (845-2) 50-78-85, 741-923, 741-935, 741-271, 741-333 или в ближайший отдел милиции, а так же по телефону - 02.

Пока следствию удалось задержать четырех человек.

Елена ЧИНКОВА, KP.RU

Окончание читайте в следующем номере.

Владимир Ворсобин ждет ваших откликов на нашем сайте