2018-02-21T16:24:46+03:00

Смогут ли американцы отключить нашу ГЛОНАСС?

Ученые уверены: наше ядерное и высокоточное оружие не должно зависеть от навигаторов США
Поделиться:
Комментарии: comments29
Изменить размер текста:

В прошлом выпуске еженедельника мы рассказали о том, как создавалась ГЛОНАСС и в каком состоянии сегодня находится наша глобальная навигационная спутниковая система. И выяснили, что сегодня она не готова выполнять стратегические задачи в полном объеме. А если завтра - война? Поможет ли нам космос? Об этом и многом другом мы побеседовали с доктором технических наук Михаилом ПОЛЕЖАЕВЫМ.

Достаточно нажать кнопку...

- В случае конфликта наши условные противники, скажем, США, могут вывести ГЛОНАСС из игры?

- «Задавить» средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) все 24 наших спутника на всех трех орбитах невозможно: нужно покрыть «глушилками» поверхность суши и океанов. Но противник может попробовать сигналами своего передатчика ослабить или исказить сигналы ГЛОНАСС над конкретным и достаточно большим районом боевых действий. Это что касается сухопутных войск и авиации. Противодействовать приему сигналов самолетами нашей дальней авиации, атомными подлодками нереально, ведь большая часть их маршрутов пролегает над океаном или в его глубинах, и предугадать их сложно. Кроме того, сигнал наших КА типа «Ураган» закрыт кодом, похожим на случайный шум. Да и потом, каждый спутник передает его на своей частоте. Это же 24 подвижных источника подавить надо!

- А что вообще дает ГЛОНАСС нашей армии?

- Прежде всего - точность попадания. Простой пример: возьмем баллистическую ракету Р-29РМ, она же РСМ-54 (в девичестве «Синева»), или крылатую ракету Х-555. Их снайперская точность обеспечивается корректировкой траекторий по сигналам спутников ГЛОНАСС. То же самое и с нашим высокоточным оперативным комплексом, и с корректируемыми снарядами ствольной артиллерии. То есть высокоточное оружие без космической навигации просто немыслимо.

Если ГЛОНАСС не заработает в полную силу, то на данный момент в мире высокоточным оружием владеет одна страна - США. У всех остальных, включая Россию, это только видимость. Там, в Колорадо-Спрингс, в подземном командном пункте, достаточно нажать кнопку, и «гражданский» сигнал GPS исчезнет, «умрут» все навигаторы...

- Выходит, что наши стратегические ядерные вооружения, включая высокоточные ракеты, лодки, бомбардировщики, «привязаны» к американской системе GPS? Следовательно, Россия несамостоятельна в обеспечении своей военной безопасности?

- Я же, по-моему, ясно сказал: наша ГЛОНАСС пока - по некоторым позициям только видимость... Пока ГЛОНАСС не заработает круглосуточно в штатном режиме, мы будем очень жестко ограничены в использовании того потенциала, которым обладают последние образцы нашего оружия...

Что может Минобороны?

- Что вы считаете сегодня самой большой проблемой в связке «армия - ГЛОНАСС»?

- Прежде всего - качество космической продукции и сроки ее создания. Роскосмос ссылается на последствия кризиса 90-х годов. Но кризис-то был вполне рукотворный, и имена его создателей известны всем. Говорить о том, что достаточное количество денег, которые сейчас у России появились, решит все проблемы, означает лгать. Нет, желающие оседлать финансовые потоки найдутся, а вот чтобы превратить их в конкретные изделия современного уровня...

Вот смотрите: космическая группировка США - 415 спутников, российская - 96. Из них около 60 - военного назначения. Но две трети спутников из общего числа (96) уже выработали свой ресурс. Вот вам реальный состав группировки и ее возможности.

- А какое количество аппаратуры сегодня нужно Минобороны?

- Из общей потребности Минобороны в навигаторах, оцениваемой в 500 тысяч комплектов, имеется всего 10 тысяч. Еле-еле обеспечили группировку на Северном Кавказе. На большее не хватает отечественных комплектующих. Американские закупать нельзя, да и «закладки» в них могут быть. Дешевые, азиатского производства, ненадежны. То же самое и с комплектующими для спутников.

Пропавшие корабли ищем неделями

- А как насчет качества и стоимости?

- Из-за малой серийности и большей сложности наша аппаратура превосходит в цене зарубежную примерно на 25%. И еще одна печальная правда: пользователи не доверяют работоспособности орбитальной группировки системы ГЛОНАСС и реально используют не аппаратуру ГЛОНАСС/GPS, а аппаратуру GPS/ГЛОНАСС. Приемник GPS бракует плохой сигнал со спутника. Наши приборчики пока так не делают. И, кроме того, «секретят» точность определения координат.

- Может, из-за этого у нас бесследно пропадают суда в море?

- Да, есть несогласованность министерств и ведомств. Не видно общей политики по работе с ГЛОНАСС. Как, впрочем, и с другими системами пространственной ориентации. Например, с аварийными буями международной системы поиска судов, самолетов и отдельных людей, терпящих бедствие «Коспас-Сарсат» (см. схему). В мире количество таких буев подходит к миллиону, ими оснащают не только суда, а и шлюпки. Имеются они и в персональном варианте для туристов, охотников, автопутешественников. А в России - до сих пор экзотика. Не то что у туристов - не на всяком судне имеются. Да что там судно, оснащено только 70% самолетов. Как же, самый простенький извещатель - 90 тысяч рублей, дорого... Вот и разыскиваем исчезнувшие суда, самолеты, вертолеты и автомобили неделями, а то и месяцами!

Сигнал станет на 80% гражданским

- Не так давно первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в дальнейшем нагрузка на ГЛОНАСС будет на 80% гражданской. Что это значит?

- Власти склоняются к тому, чтобы директивным порядком создать в стране рынок навигационных и картографических услуг. Это значит, что Минтранс, МЧС, всех перевозчиков - космических, морских и воздушных, геодезистов, дорожников - обяжут покупать приемники ГЛОНАСС. Например, как условие получения лицензии. Раз заложено в ФЦП «Космическая навигационная программа», что к 2011 году суммарные доходы в бюджет от навигации сравняются с суммарными бюджетными расходами на программу, значит, так тому и быть. Ведь уже решено, что к этому моменту количество приемников ГЛОНАСС должно достигнуть 7 млн., и порядка 850 тысяч из них будет у государственных пользователей.

- Вы думаете, что американцы будут душиться в очереди за нашими навигаторами?

- Разведчики - обязательно. Среди них есть толковые ребята, понимающие, что коммерческой перспективы наши навигаторы по определению иметь не могут. А как учебное пособие для их спецов по РЭБ они бесценны.

Почем ГЛОНАСС для народа?

- Каковы коммерческие перспективы использования ГЛОНАСС?

- На первый взгляд самые радужные. Прогнозы на 2008 год оценивают объем рынка гражданского оборудования в $22 млрд. Есть мнение, что Россия может рассчитывать на 10 - 15% от него. Но верится в это с большим трудом. И вот почему. Если послушать некоторых ответственных лиц, то выходит, что они собираются продавать сигнал

ГЛОНАСС. Но доступ к навигационной информации свободен, в этом принцип системы. Никто не купит то, что можно получить даром! Такое вот понимание рыночных реалий. Беда еще и в том, что у ГЛОНАСС нет хозяина. Роскосмос лишь координатор. Военные коммерцией не должны заниматься по определению. Получается, что наземный компонент опять никому не нужен.

- А почем ГЛОНАСС для народа?

- Поскольку массового производства навигаторов нет, самая низкая цена у нас - $560. А зарубежные аналоги стоят $100 - 200. То есть наиболее массовый рынок карманных устройств и навигаторов для мобильных телефонов для наших производителей закрыт.

- И кто будет покупателем?

- В первую очередь госструктуры, их потребность оценивается примерно в 700 - 850 тыс. штук. Правительство о них уже позаботилось, выпустив в 2005 году постановление № 365, предписывающее обязательную установку навигационной аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на космический, воздушный и водный транспорт, а также на железнодорожный и автомобильный, занимающийся перевозками пассажиров и опасных грузов. Кроме того, устройствами ГЛОНАСС будут оснащаться геодезические и кадастровые службы, МЧС и силовые ведомства. Все должно быть готово к 2009 году. Правда, в документе нет никаких мер в поддержку важного дела. Только всеобщая озабоченность. Этот регулируемый рынок, по оценке Роспрома, составит не менее $120 млн. в год. Здесь все понятно: из 5000 гражданских самолетов в России только 1200 оснащены навигационной аппаратурой. Причем 92% - приемниками GPS и только 8% - ГЛОНАСС. К сожалению, авиационный сегмент рынка невелик - это в США свыше 180 тысяч гражданских самолетов.

- А на международный рынок мы можем рассчитывать?

- Как вы думаете, отчего европейцы разрабатывают навигационные системы Galileo, а китайцы - Compass? Да оттого, что все опасаются ситуации, когда американцы отключат гражданский сигнал GPS, как уже не раз бывало во время локальных военных конфликтов. А поскольку Россия и США - глобальные антагонисты, то ситуация одновременного отключения ГЛОНАСС и GPS крайне маловероятна. На этих рынках двухсистемным приемникам спрос просто гарантирован. Кроме того, российская система позволит нам уверенно расширять военно-политическое и военно-техническое взаимодействие с другими странами.

- А в чем все-таки причина такого положения?

- Она банальна. В отсутствии личной ответственности. Реализацией федеральной программы ГЛОНАСС руководил межведомственный координационный совет. Но, как известно, советы всех степеней за принимаемые решения ответственности не несут: именно для этого они и создаются. Сама программа декларативна, это набор из 170 нескоординированных НИОКР. Нужна государственная политика, а не выступления по телевизору.

- И как же, по-вашему, ГЛОНАСС довести до ума?

- Если задача восстановления ГЛОНАСС по-прежнему будет решаться в отрыве от массового производства аппаратуры для пользователей, то большие затраты будут, как и раньше, бессмысленными. То, что снята часть режимных ограничений на приобретение и свободное использование высокоточной наземной аппаратуры, - хорошо, но это не все. Необходима господдержка производителей. А производство отечественной аппаратуры не пойдет до тех пор, пока производители не поверят в полное восстановление орбитальной группировки глобальной навигационной системы. Но такое производство необходимо, иначе затраты не окупить.

По данным Министерства торговли США, GPS-приемники используются для решения прикладных задач в следующих соотношениях: авиация - 5%, морской транспорт - 3%, военное применение - 2%. Остальные 90% составляют позиционирование и управление наземным транспортом, личный автотранспорт, производственное применение, геодезия, туризм, охота, контроль передвижения детей, инвалидов и др. Таким образом минобороны США ежегодно возвращает в государственную казну миллиарды долларов, потраченных на разработку GPS. Вот так бы и нам...

СРАВНИМ!

ВОПРОС - РЕБРОМ

Насколько надежны GPS-навигаторы?

- Был недавно в отпуске в Европе. Взял напрокат машину с GPS-навигатором. Это такая удобная штука! Он показывает все шоссе и даже небольшие проселочные дороги. Сам прокладывает оптимальный курс, подсказывает, где повернуть... Короче, решил купить себе такой же.

А тут вдруг читаю в «Комсомолке» заметку «Наша ГЛОНАСС слепа на один глаз». Там говорят, что американцы могут отключить «гражданский» сигнал со своих спутников. Как тогда поведет себя GPS-навигатор?

Виктор Мельников. Москва.

- Тут могут быть разные варианты. Например, вы купили импортное авто с встроенным навигатором. Естественно, GPS. Примите поздравления! И езжайте в Европу, обе Америки, кое-куда в Азию и Африку. Вы сможете с его помощью находить заправки, мотели, кафе и узнавать массу полезных вещей о том, что пролетает за окном. Но то, что за окном, должно быть американским, немецким, французским - однако не русским. Здесь - только Москва, Подмосковье и основные трассы европейской части страны. Причем вам еще придется поискать такую карточку, на которую все это «закачано», и самостоятельно загрузить данные в навигатор.

При этом, если сигнал GPS пропадет, то и навигатор вам ничем не поможет. В России вы еще сможете опустить стекло и спросить дорогу. А за границей вы зачастую даже не сможете понять, куда вас послали.

Поэтому, если вы собрались покупать навигатор для автомобиля, лучше брать версию ГЛОНАСС-GPS. Эта версия позволяет использовать два сигнала с двух разных спутников. И если сигнал GPS вдруг пропадет, ГЛОНАСС всегда поможет вам найти кратчайшую дорогу.

Виктор Баранец ждет ваших откликов на сайте

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также