Премия Рунета-2020
Калининград
+4°
Boom metrics
Звезды9 апреля 2008 22:00

Актриса Джемма Фирсова: «Я до сих пор считаю себя жительницей Кенигсберга»

Звезда советского кино готовит для Калининграда выставку фотографий своего мужа.
Источник:kp.ru

Наибольшую известность Джемме Фирсовой принесли роли Вивди в «Белой птице с черной отметиной» и Лилиан Грей в «Алых парусах». Но в основном Фирсова работала в документальном кино как режиссер и сценарист. За участие в создании киноэпопеи «Великая Отечественная» и телевизионного сериала «Зима и весна сорок пятого» она получила Ленинскую и Государственную премии СССР.

Летом в Музее Мирового океана откроется выставка мужа Джеммы Сергеевны - легендарного фото- и кинодокументалиста Владислава Микоши. Во время войны он работал в гуще Восточно-Прусской операции и даже получил медаль «За взятие Кенигсберга». Как оператор Микоша снимал сталинские парады, разрушение храма Христа Спасителя, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури».

Мы позвонили Джемме Фирсовой в Москву и попросили ее ответить на несколько вопросов.

Детство в городе трех королей

В Кенигсберге Джемма оказалась почти сразу после окончания боев вместе с отцом, офицером инженерных войск.

- В Кенигсберге у меня впервые появился свой дом. Дом с садом, - рассказывает Джемма Сергеевна. - Район Амалиенау, где мы жили, меньше всего пострадал от союзных бомбардировок и уличных боев. Но счастье было тревожным: подсознательно я ощущала, что это еще чей-то дом - тех, кто жил в нем до нас…

Недавно Фирсовой прислали сегодняшнюю фотографию дома. Новый владелец нарастил третий этаж, вокруг особняка возник глухой забор - не видно ни сада, ни роскошных каштанов, окружавших дом. Эта фотография повергла ее в шок. Судя по тому, что Джемма Сергеевна уехала отсюда еще до того, как взорвали Королевский замок, на открытие выставки в Калининграде ее ожидает еще немало «архитектурных» потрясений. Город навсегда сохранился в памяти Джеммы таким, каким она увидела его весной 1945 года.

Подкидыш на пороге

- В Кенигсберг мы въехали лунной ночью, - вспоминает Фирсова. - В свете луны силуэты Королевского замка и Кафедрального сбора - даже в руинах - казались сказочными. В городе стояла весна, и цветущие сады и парки прятали страшные развалины.

В одну из голодных зим, когда кенигсбержцы просто вымирали, на порог дома Фирсовых кто-то подбросил местную девочку.

- Грета сидела на ступенях нашего дома больная, как выяснилось потом - с высокой температурой, - говорит Джемма Сергеевна. - Мама внесла ее в дом, уложила в постель, отогрела горячим чаем с медом. Срочно вызвали врача. Несколько дней девочка жила у нас, но мама не могла справиться с ее воспалением легких - нужен был стационар, и ее забрали в госпиталь. Больницы в городе еще не функционировали. После госпиталя нам ее не вернули - она попала в приют, в котором вместе с немецкими сиротами первое время были и русские ребятишки, чьих матерей угнали в Восточную Пруссию.

Совет Ромма

- Отец был главным военным консультантом фильмов Александрова «Встреча на Эльбе» и Ромма «Секретная миссия», снимавшихся в Кенигсберге, - продолжает Фирсова. - Михаил Ильич часто бывал в нашем доме. Спросил как-то, чем я увлекаюсь. Я рисовала, писала, интересовалась историей, музыкой. «Есть только одна профессия, которая вбирает в себя все это, - сказал Ромм, - кинорежиссура». Потом добавил: «Впрочем, это не профессия, а образ жизни».

Джемма сразу выбрала для себя этот образ жизни. Спустя много лет была учеба во ВГИКе, первые роли в кино, потом создание собственных фильмов. В конце семидесятых Фирсова несколько лет была главным редактором группы военно-патриотических фильмов Госкино СССР. Однажды на работе, у лифта, ее кто-то окликнул.

- Джемма, ты меня не узнаешь? А ведь мы дружили в детстве…

В фойе стоял космонавт Алексей Леонов, который пришел к Фирсовой утверждать сценарий своего фантастического фильма «Кольцо Ориона».

- Мы с Лешкой быстро сдружились в школе, - объяснила нам Джемма Сергеевна. - Отличником он не был, но учился нормально. А главное - классно рисовал.

Познакомились на съемках

Со своим будущим мужем Владиславом Микошей Фирсова познакомилась на студии, на съемках. Сначала возникли творческие отношения - вместе писали сценарий к его очередному фильму. А потом вместе прожили 40 лет, несмотря на разницу в возрасте в 26 лет.

В войну они, не зная друг друга, с 1943 года постоянно были где-то рядом. Так, на 4-м Украинском фронте отец Джеммы строил переправы через Сиваш - двухкилометровые понтонные мосты, по которым наши танки шли освобождать Крым. Микоша с Приморской армией шел освобождать Крым с другой стороны, от Керчи. Потом 2-й и 3-й Белорусские фронты - Польша, Померания, Восточная Пруссия…

Сейчас Джемма Фирсова продолжает то, что не успел Владислав Микоша: издает его книги, готовит фотовыставки и фотоальбомы его работ, делает о нем фильм.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Джемма Сергеевна ФИРСОВА (Микоша) - актриса, режиссер документальных фильмов. Родилась 27 декабря 1935 года. Закончила ВГИК. В кино снималась с 1956-го по 1979 годы: в фильмах «Хождение по мукам», «Белая птица с черной отметиной», «Алые паруса», «Это сладкое слово «свобода», «Пани Мария», «Черное солнце» и других.

Своей главной режиссерской работой Фирсова считает «Предупреждение об опасности» - о смертельной угрозе ядерной войны для мира.